рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аксиологические концепции в русской философии

Аксиологические концепции в русской философии - раздел Философия, План Введение Возникновение И Развитие Теории Ценностей Аксиологичские Конце...

План Введение Возникновение и развитие теории ценностей Аксиологичские концепции в русской философии Заключение Литература Введение В философской науке существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Но в одном философы едины: каковы ценности, таковы и общество и личность.Не случайно проблема ценностей выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности.

Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности. В современной литературе имеется множество подходов к пониманию ценностей, и каждый из них имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.Ценности рассматриваются и как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, и как идеал, и как норма.

В целом ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер.Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования - биологические, социальные, психологические и т.д. Их индивидуальное сочетание обуславливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Возникновение и развитие теории ценностей Аксиологию можно определить как философское исследование природы ценностей.Философский словарь / под ред. М.Т. Фролова.

М.: Политиздат, 1991 С.12. Учение о ценностях, прежде чем сложиться в его современном виде, прошло исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой оно и формировалось. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие.Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма.

В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений.Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей "проблеме ценности". Считалось, что эти вопросы (смысл жизни, истории, направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научному анализу.

Проблема ценности считается областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как всесоциальные феномены.Немецкий философ Кант впервые употребил понятие ценностей в специальном, узком смысле. Ценности - это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.

Аксиология представлена теориями ценности 3-х видов: 1) объективно-идеалистические теории (к ним относятся неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии Шеппер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени; 2) сторонники субъективно-идеалистических теорий (логического позитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевой теории ценности У. Эрбана, Д. Пролла, К. Люиса и др.) рассматривают ценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам; 3) натуралистические теории ценности (интереса теория, эволюционная этика, космической темологии этика) трактуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом. Философия: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004 С.356. После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований она стала пополняться все новыми и новыми теориями - это и натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи), который рассматривает ценности как объективные факторы реальности; аксиологический трансцендентализм (Г. Риккерт), где ценность - это идеальное бытие: добро, истина, красота, которые являются ценностями сами по себе; и персонолистический онтологизм (М. Шеппер), где ценности образуют онтодологическую основу личности; и социологическая концепция ценностей (М. Вебер), где ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.

Аксиологичские концепции в русской философии Аксиология как особая отрасль философского знания, появилась в России в конце 19 века. Вместе с тем уже в течение предшествующего времени теоретически осмыслялись реально существующие ценностно-оценочные отношения.

В 17-18 вв. это осуществлялось через осознание субъективно-личностного начала ценностного мироотношения и анализ понятий его определяющих "истина", "добро", "красота", "польза", "священное". В 19 веке теоретико-ценностные воззрения проявлялись главным образом через критически-оценочную деятельность, которая выступала как критика "эстетическая", " историческая", "реальная", "органическая". В различных видах критики по-разному трактовалось соотношение "красоты", "добра", "истины": то как доминирование красоты ("эстетическая критика"), то как доминирование истины и добра ("историческая" и "реальная" критика, то как противопоставление добра и истины красоте (Писарев Д. И), то как противопоставление красоты добру и истине (К. Н. Леонтьев), то как гармоническое взаимоотношение между ними (В.С. Соловьев). Впервые в русской философии понятия "эстетическая ценность" и "логическая ценность" были употреблены в 1837 г. писателем -публицистом Надеждиным при характеристике понятий "вкуса" и "красоты". В дальнейшем для определения понятия ценности использовались и понятия "эстетическое достоинство" , и "нравственное достоинство" (Белинский).Ф.М. Достоевский-то, что западноевропейская философия называла ценностями, именовал "святынями" - воплощением идеала.

Собственно "ценностями" с середины и до конца 19 века называли экономические ценности или "стоимости". И лишь на рубеже 19 и 20 вв. "ценность обретает аксиологическое значение.

Взгляды русских философов на природу ценностей иногда сильно различались, но сама проблема определения сущности ценности волновала многие выдающиеся умы того времени.

Ценности выступают ориентирами и критериями деятельности людей.

В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения.

Понятие ценности можно соотнести с такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения - что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет нас безразлично спокойными.

Полезность может носить чисто утилитарный характер.Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.п. Вредность - это негативное ценностное отношение, например, истина, являясь познавательной ценностью, может приносить огромную пользу людям, а может быть употреблена во зло. Совершенно особенное место в системе человеческих ценностей занимает нравственность.

Нравственные критерии применимы в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности. Как проявление общественной сущности человека, нравственность - это та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой, нравственность - это "искра", зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща и считаться с интересами других.Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов М.: Политиздат, 1988 С.500. Русский философ В.С. Соловьев (1853 -1900) рассматривал проблемы нравственности во многих своих произведениях, но более систематично определил их в произведении "Оправдании добра" (1897). В нем Соловьев определяет "ценность" как "безусловное значение", как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей, а для ценностно-этической характеристики пользуется термином "достоинство". В эстетических трудах конца 80-90-х гг. он употребляет словосочетание "эстетическое достоинство". "Достойное" бытие, понимаемое как "идеальное" и "должное", существующее "само по себе", выступает в качестве идеала, имеющего значение "нормы" для оценочной деятельности в областях: познавательной (истина), нравственной (благо-добро), эстетической (красота). Русская философия: Имена. Учения.

Тексты./ под ред. Солнцева Н.В М.: «ИНФРА - М», 2001 С. 247. В своем "Оправдании добра" Соловьев дает глубокий анализ чувств, или естественных корней нравственности - стыда, жалости и благочестия.

Изначальная вера Соловьева в абсолютное значение нравственных норм, в единство Добра, Истины и Красоты - становится основой осмысления морали и одновременно получает свое философское обоснование ("оправдание") стыд, жалость, благочестие.

Все прочие нравственные ценности признаются в "Оправдании добра" лишь различными формами проявления основных начал. В аксиологических взглядах Соловьева и неокантинианцев присутствует определенное сходство, что видимо, является результатом общих философских истоков.В 20 веке русская философская мысль, опираясь на различные методологические принципы, обосновывает объективную, общечеловеческую природу ценностей.

Одни мыслители апеллируют к религиозным основаниям ценностей.Например, Бердяев Н.А. (1874-1948) став на путь дуалистической диалектики "божественного" и "человеческого", считал, что "только божественным ценностям могут подчиняться ценности человеческие". Вместе с тем он утверждал "абсолютную ценность человека как самоцели". Философ Лосский Н.О. (1870 -1959) суть своей аксиологической концепции сформулировал в заглавии монографии: "Ценность и бытие.

Бог и Царство Божие как основа ценностей" (1931 г) Он считал, что абсолютную ценность имеет путь человека и соответственно всего мира к Богу. Этот принцип стал основой "онтодологической теории ценностей" Н.О. Лосского и его этической системы. Другие русские мыслители в понимании ценности опирались на иные философские традиции.Так, А. Белый переосмысляет неокантианскую аксиологию, соотнося ценность и культуру, определяя "теорию ценностей" как "теорию творчества", или "теорию символизма". В отличии от Г. Риккерта А. Белый считал ценность не "гносеологическим понятием", а "понятием творческой деятельности", в которой "индивидуум становится символом ценности" . Если для Риккерта ценность противостоит бытию, действительности, жизни, то по А. Белому, ценность трактуется как символ и означает возращение к бытию.

Одной из особенностей развития аксиологической мысли в России было то, что русские философы, как правило не следовали какому-либо одному течению западноевропейской философии, а приходили к оригинальному синтезу ряда идей, в том числе и отечественных, создавая своеобразные аксиологические концепции.

Один из последователей феноменологии Г.Г. Шпет усматривал в ней средство для преодоления дуализма Канта и неокантианства, в том числе в учении о ценностях.Он полагал, что ценности принадлежат к миру действительности и обладают определенной формой бытия и предметности, считая культуру совокупностью ценностей. Исследуя "смысл" и "значение" культурных явлений он подчеркивал культурно-знаковую природу "эстетического предмета" и рассматривал "социально-культурную вещь" как "объективированную субъективность" и "субъективированную объективность". История русской философии: Учебник для вузов / под ред. М.А. Маслина М.: Республика, 2001. -С.544. Писатель-публицист Бахтин М.М как и Шпет, критикует неокантианскую концепцию ценности с феноменологических позиций.

Но если сначала Бахтин подчеркивал субъективность ценности, то в дальнейшем он приходит к признанию объективности общечеловеческих ценностей, ценных "для всего исторического человечества". Давая, по его словам, "феноменологическое описание ценностного сознания", Бахтин не отрывал его "от онтологических корней действительного бытия". Аксиологическая традиция, возникшая в русской философии в конце 19 начале 20 века и развивавшаяся еще в 20-х гг. не только в эмиграции, но и Советской России, была прервана господствовавшими вульгарно-социологическими и вульгарно-гносеологическими установками.

Лишь во второй половине 50-х гг. в эстетике и с начала 60-х гг. в философии началась разработка аксиологической проблематики.

Хотя острые дискуссии по вопросам ценности и ценностного отношения формально проходили в рамках марксистской философии, сам факт этих дискуссий свидетельствовал о методологическом плюрализме.Основными проблемами, подлежащими обсуждению, являлись: соотношение ценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли "отрицательная ценность", взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых и национальных) ценностей, принципы классификации ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др. Проблемами ценностей жизни и культуры, ценностями в философии занимались писатели философы Тугаринов В.П Дробницкий О.Г Л.М. Архангельский и др. Оживление исследовательской работы в области аксиологии в середине 20 века было тесно связано с исследованиями в области этики и эстетики.

Впервые была поставлена проблема нравственных ценностей, выступающих своего рода стимулом к деятельности и связанных с ее оценкой.

Важное значение имели дискуссии о природе эстетического, сущности самого эстетического отношения. Сторонники "природной концепции" исходили из того, что эстетические качества действительности существуют до и независимо от человеческого общества.Этой точке зрения была противопоставлена "общественная концепция", согласно которой красота существует не как естественное свойство природы, а как свойство "очеловеченной", т.е. вовлеченной в систему человеческих отношений, природы, ставшей для человека значимой в силу тех или иных ее свойств. В ходе дискуссий было выдвинуто положение о необходимости аксиологического (ценностного) анализа природы эстетического.

Категория красоты определялась как особого рода ценность, возникающая во взаимодействии субъекта и объекта.Объективная сторона эстетического выступает как ценность, а субъективная - как оценка.

Рассматривая эстетическое отношение как ценностное, исследуя соотношение категории прекрасного и общественного идеала, ученые стремились определить место эстетической ценности среди других ценностей - познавательных, нравственных, религиозных.Евлампиев И.И. История русской философии: Учебное пособие М.: Высш. шк 2002 С. 466. Заключение Отечественная философия - весьма своеобразное и нетрадиционное явление мировой философской мысли.

Не случайно на протяжении длительного времени идет полемика о ее национальной самобытности и времени возникновения. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин.Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всем его порядком и хаосом.

Конечно, русская философия является в большей части заимствованной, но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям - это общий закон развития философии любого европейского народа.Но философия в России существует не вследствие искусственного насаждения, а вследствие глубокой потребности, удовлетворяемой вопреки всевозможным препятствиям.

И если только позволительно судить о будущем на основании прошлого, то по всей вероятности, довольно скоро философия в России достигнет такой же высоты развития и силы влияния, как и в наиболее культурных странах. Происходящие в настоящее время идеологические и культурные процессы нередко характеризуются мировоззренческой неопределенностью.Но осмысление идейного богатства русской философии, включая определенные ее достижения в советский период развития, применение более гибких подходов, цивилизационного и культурологического способов мышления, способствует осознанию действительного исторического места и значения русской философии и русской духовной культуры в современном мире. Литература Введенский А.И. Очерки истории русской философии Свердловск: Изд-во Урал, 1991 592 с. Евлампиев И.И. История русской философии: Учебное пособие М.: Высш. шк 2002 584 с. История русской философии: Учебник для вузов / под ред. М.А. Маслина М.: Республика, 2001 639 с. Маслин М.А. Русская идея. М Республика, 1992 496 с. Русская философия: Имена. Учения.

Тексты. / под ред. Солнцева Н.В. М.: "ННФРА - М", 2001 496 с. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -М.: Гардарики, 2003 368 с. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов М.: Политиздат, 1988 592 с. Философия: Учебник для вузов / под ред. Лавриненко В.Н. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 584 с. Философский словарь / под ред.М.Т. Фролова.

М.: Политиздат, 1991 560 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Аксиологические, концепции, Русской, философии0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аксиологические концепции в русской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

"Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферн
Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е.… В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы… При этом каждое положительное действие со стороны основы сопровождается вредным действием со стороны грифеля, т.е.…

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Русский национальный характер (в трудах русских философов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Концепция целостного разума в русской философии и Православие
Россия непосредственно знакомится с Западной Европой и в интеллектуальном, и в общекультурном отношении. И сразу же возникает естественный вопрос:… Века и поколения протекли для нас бесплодно. Наблюдая нас, можно бы сказать,… У западников, собственно, не было какой-то единой специальной “философии западничества”. Их объединяло только общее…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам