Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума

Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума. Философия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия". Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа (это одна из наиболее распространенных периодизаций этого периода): * досократический - зарождение и формирование философии; * классический (сократический) - зрелость и расцвет; * эллинистический - закат; * римский - период упадка и гибели античной философии.Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр. Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Метод философствования декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.Философы этого периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": * меньше уделяли внимания поиску первоначала; * выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего; * допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; * положили начало спору между материализмом и идеализмом; * проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; * от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; * внесли вклад в развитие логики.

Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: * кризис античных моральных и философских ценностей; * снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; * отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; * поиск физической и духовной опоры в самом себе; * стремление к отрешению от действительности.

Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно: * взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий; * фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну античную философию; * влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); * небольшое внимание к проблемам окружающей природы; * повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; * расцвет эстетики; * расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности; * преобладание идеализма над материализмом; * все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; * повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; * рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; * постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Каждый из вышеописаных периодов имеет свои отличительные черты, но в целом античная философия имеет следующие особенности: * античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; * стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); * на поздних этапах смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); * допускалось существование богов; * древнегреческие боги были частью природы и близки людям; * человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; * были заложены два направления в философии идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период материалистическое, в классический имели одинаковое влияние, в эллинистический материалистическое, в римский идеалистическое.

В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека.

Человек - микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления). В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло - результат незнаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.