рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея

Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея - раздел Философия, Философия. Конспект лекций 1. Немецкая Классическая Философия (Олицетворением Кото­рой Стало Твор...

1. Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.

Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии согласились не все.

Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической филосо­фии,особенно гегельянства:

• "критика слева", представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

• "критика справа", представленная так называемой некласси­ческой идеалистической философией.

2. Неклассическая идеалистическая философияставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализми "фило­софия жизни"и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

132

3. Иррационализмотвергал логические связи вприроде, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр(1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм,согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы­водит логический закон достаточного основания.Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления,которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:

закон бытия — для пространства и времени;

закон причинности — для материального мира;

закон логического основания — для познания;

закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля.Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

133

Воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит ввозможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше(1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму "философии жизни".

134

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни,которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• "воля к жизни";

• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• "воля к власти".

Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей(1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".

Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие "жизнь".

Жизнь — способ бытия человека в мире.Жизнь обладает та­кими признаками, как:

• целостность;

• наличие многообразного духовного начала;

• неразрывное единство с высшим миром.

Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоласти­ческие" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.

135

Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история — предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Конспект лекций

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
1. Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения: • мифология;

Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-поня

Вопрос 3. Предмет и методы философии
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела: • онто

Вопрос 4. Функции философии
1.Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии:

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
1. Основнымв философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его д

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
1.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: •VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской фил

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является

Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в

Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм- религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем д

Вопрос 12. Древнегреческая философия:
периодизация и основные черты 1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греци

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
1. Первые, досократические философские школы Древней Гре­циивозникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее извест

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
1. Софисты— философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теорети

Вопрос 15. Философия киников и стоиков
1. Киники— одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода. Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Вопрос 16. Философия Платона
1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в фи

Вопрос 17. Философия Аристотеля
1. Аристотель(384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского. В своей философской деятельност

Вопрос 18. Философия Эпикура
1. Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: • учение о природе и космосе ("физика"

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
1. Средневековой теологической философиейназывается веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начал

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными представителями средневековой тео­логической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный)(354 — 430) — хрис

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений кат

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая на

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: •гуманистическое; • неоплатоническое; • натурфилософск

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных и

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,соз­данная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Восто­ка, находившимися под культурным и часто политическим влия

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
1. Рационализм(от лат. ratio — разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направле

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
1. Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрес­сивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали: • выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и т

Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)
1. Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв.имела свою специфику: • материалистическую направленность (большинство филосо

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем 91 философии нового времени и предшественником

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
1. Французскую философию XVIII в. принято называть фило­софией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся п

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Деизм- направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­ние на окр

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Атеизм— направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию. Материализм— направление в фило

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле­ниеполучило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители данного н

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось: •

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализмасчи­тается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Все творчест

Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания

Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 — 1854) был вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авто

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
1. Философия Людвига Фейербаха(1804 — 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте,

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный(от французского — простой, примитивный, обычный) материализм— направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке. Сторонники вульгарног

Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является с

Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм— направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг.

Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось

Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
1.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (на­пример, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблем

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
1. В современной российской философии (как и в прежней со­ветской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.

Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи

Вопрос 50. Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философ

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми

Вопрос 52. Общество
1. Общество- система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия,

Вопрос 53. Общество и природа
1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов,

Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание— процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущнос

Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историюфилософы разделились на две группы: • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направл

Вопрос 56. Будущее
1. Одной из ключевых функций философии является прогно­стическая функция,смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. 2.

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
1. Русская философия— феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от евро

Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в.являлись: • декабристская философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; •

Вопрос 59. Русская философия ХХ в.
1. Основными направлениями русской философии конца XIX— ХХ вв.были: • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм); • естественно-научная ф

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
1. Прагматизм— направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе­нала конкретны

Вопрос 61. Психоанализ
1. Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается

Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия— одно из распространенных фи­лософских направлений. Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии, являются:

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
1. Позитивизм— направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научно

Вопрос 64. Герменевтика
1. Герменевтика- направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Ге

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
1. Экзистенциализм— направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги