Вопрос 46. Материя (материальное бытие) - раздел Философия, Философия. Конспект лекций 1.Из Всех Форм Бытия Наиболее Распространенной Является Материально...
1.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
• материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
• объективно-идеалистический подход— материя объективно существуеткак порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
• субъективно-идеалистический подход- материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
• позитивистский — понятие "материя" ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бы-
137
тия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.
• возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);
• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:
• количественным - перенос материи и энергии впространстве;
• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
Количественное движение (самоизменение материи) делится на:
• динамическое;
• популяционное.
Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.
139
Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обусловленного "взрыва").
5. Материя имеет способность к самоорганизации— созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.
Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.
В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:
1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;
2) "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.
Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.
Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.
6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:
• субстанциональный;
• реляционный.
Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и
140
пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время— форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов впроцессе из развития;
• пространство— форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности,открытая в середине ХХ в. Альбертом, Эйнштейном:
• подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;
• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.
Таким образом, пространство и время относительны,и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.
Отражение- способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.
Отражение бывает:
• физическим;
• химическим;
•механическим.
141
Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:
• раздраженности;
• чувствительности:
• психического отражения.
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Согласно материалистической концепции сознание— это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".
Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.
Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов....
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-поня
Вопрос 3. Предмет и методы философии
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:
• онто
Вопрос 4. Функции философии
1.Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
1. Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его д
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем д
Вопрос 12. Древнегреческая философия:
периодизация и основные черты
1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греци
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
1. Софисты— философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теорети
Вопрос 15. Философия киников и стоиков
1. Киники— одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Вопрос 16. Философия Платона
1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в фи
Вопрос 17. Философия Аристотеля
1. Аристотель(384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
В своей философской деятельност
Вопрос 18. Философия Эпикура
1. Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
• учение о природе и космосе ("физика"
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
1. Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начал
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный)(354 — 430) — хрис
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений кат
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных и
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влия
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем
91
философии нового времени и предшественником
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчест
Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания
Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авто
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный(от французского — простой, примитивный, обычный) материализм— направление в философии, получившее широкое распространение в XIX веке.
Сторонники вульгарног
Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является с
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм— направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг.
Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось
Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи
Вопрос 50. Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философ
Вопрос 52. Общество
1. Общество- система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия,
Вопрос 53. Общество и природа
1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов,
Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание— процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущнос
Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историюфилософы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направл
Вопрос 56. Будущее
1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция,смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.
2.
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
1. Русская философия— феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от евро
Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в.являлись:
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• философия Чаадаева;
•
Вопрос 59. Русская философия ХХ в.
1. Основными направлениями русской философии конца XIX— ХХ вв.были:
• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
• естественно-научная ф
Вопрос 61. Психоанализ
1. Психоанализ— направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается
Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия— одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
Вопрос 64. Герменевтика
1. Герменевтика- направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Ге
Новости и инфо для студентов