рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии - раздел Философия, Философия. Конспект лекций 1. Русская Философия— Феномен Мировой Философской Мыс­ли. Ее Феноменал...

1. Русская философия— феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философииявляются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

184

Основы предмета русской философиисоставляли:

• проблема человека;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

• философия XVIII в.;

• философия XIX в.;

• русская и советская философия XX в.

2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Русиотносится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

• моральные и нравственные ценности;

• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

• государство;

• право;

• природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы

185

добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра­зума, познания);

• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за­трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись:

• сохранение русской духовности;

• христианство;

• борьба за освобождение;

• устройство государства;

• познание.

Среди видных философов данного периода:

• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва;

• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);

• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и

186

возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;

• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

• философию эпохи петровских реформ;

• материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

• вопросы устройства монархии;

• императорской власти, ее божественности и нерушимости;

• прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других);

• войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направле­ниябыли М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

М.В. Ломоносов(1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус­кулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев(1749 — 1802). Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права.

187

5. Русская философия XIX в.включала в себя ряд направлений:

• декабристское;

• монархическое;

• западническое и славянофильское;

• революционно-демократическое;

• атеистическое;

• теологическое;

• философию космизма.

Более подробно данные направления рассматриваются в во­просе 58.

6. Русская (и советская) философия XX в.представлена, главным образом:

• философией марксизма-ленинизма;

• философией космизма;

• естественно-научной философией;

• философией "русского зарубежья".

Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 59.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Конспект лекций

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 57. Общая характеристика русской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
1. Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения: • мифология;

Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-поня

Вопрос 3. Предмет и методы философии
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела: • онто

Вопрос 4. Функции философии
1.Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии:

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
1. Основнымв философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его д

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
1.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: •VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской фил

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является

Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в

Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм- религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем д

Вопрос 12. Древнегреческая философия:
периодизация и основные черты 1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греци

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
1. Первые, досократические философские школы Древней Гре­циивозникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее извест

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
1. Софисты— философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теорети

Вопрос 15. Философия киников и стоиков
1. Киники— одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода. Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Вопрос 16. Философия Платона
1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в фи

Вопрос 17. Философия Аристотеля
1. Аристотель(384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского. В своей философской деятельност

Вопрос 18. Философия Эпикура
1. Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: • учение о природе и космосе ("физика"

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
1. Средневековой теологической философиейназывается веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начал

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными представителями средневековой тео­логической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный)(354 — 430) — хрис

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений кат

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая на

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: •гуманистическое; • неоплатоническое; • натурфилософск

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных и

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,соз­данная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Восто­ка, находившимися под культурным и часто политическим влия

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
1. Рационализм(от лат. ratio — разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направле

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
1. Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрес­сивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали: • выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и т

Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)
1. Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв.имела свою специфику: • материалистическую направленность (большинство филосо

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем 91 философии нового времени и предшественником

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
1. Французскую философию XVIII в. принято называть фило­софией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся п

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Деизм- направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­ние на окр

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Атеизм— направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию. Материализм— направление в фило

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле­ниеполучило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители данного н

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось: •

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализмасчи­тается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Все творчест

Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания

Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 — 1854) был вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авто

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
1. Философия Людвига Фейербаха(1804 — 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте,

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный(от французского — простой, примитивный, обычный) материализм— направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке. Сторонники вульгарног

Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является с

Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм— направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг.

Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
1. Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно

Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось

Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
1.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (на­пример, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблем

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
1. В современной российской философии (как и в прежней со­ветской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.

Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи

Вопрос 50. Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философ

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми

Вопрос 52. Общество
1. Общество- система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия,

Вопрос 53. Общество и природа
1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов,

Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание— процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущнос

Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историюфилософы разделились на две группы: • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направл

Вопрос 56. Будущее
1. Одной из ключевых функций философии является прогно­стическая функция,смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. 2.

Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в.являлись: • декабристская философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; •

Вопрос 59. Русская философия ХХ в.
1. Основными направлениями русской философии конца XIX— ХХ вв.были: • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм); • естественно-научная ф

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
1. Прагматизм— направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе­нала конкретны

Вопрос 61. Психоанализ
1. Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается

Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия— одно из распространенных фи­лософских направлений. Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии, являются:

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
1. Позитивизм— направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научно

Вопрос 64. Герменевтика
1. Герменевтика- направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Ге

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
1. Экзистенциализм— направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги