Вопрос 59. Русская философия ХХ в. - раздел Философия, Философия. Конспект лекций 1. Основными Направлениями Русской Философии Конца Xix— Хх Вв.Б...
1. Основными направлениями русской философии конца XIX— ХХ вв.были:
• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
• естественно-научная философия;
• советская философия;
• философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:
•сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
193
• обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направлениятого периода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.
CH. Булгаков(1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквейв единую христианскую "экуменическую" Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.
В религии — разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский(1882 — дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).
Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.
Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
3. Космизм— направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаи-
194
мосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский(1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.
По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума,жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э. Циолковский(1857 — 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.
Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.
Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
Н.В. Бугаев(1837 — 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.
А.Л. Чижевский(1897 — 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.
195
Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
• материалистическое;
• социально-политическое.
Представители материалистического направления(Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направлениебыло представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина,который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
•1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное,
196
определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.
Косновным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-хгг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
• А. Богданов (теория систем — "тектология");
• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
• В. Асмус (широкий круг исследований);
• Ю. Лотман (общество, философия, история).
6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья".Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский(1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
• языческий;
• приобщения к христианству;
• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
197
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова(1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева(1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" вбудущем).
198
Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин(1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
• стратификации;
• социальной мобильности.
Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
Все темы данного раздела:
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
1. Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-поня
Вопрос 3. Предмет и методы философии
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:
• онто
Вопрос 4. Функции философии
1.Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
1. Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его д
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
1.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
•VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской фил
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем д
Вопрос 12. Древнегреческая философия:
периодизация и основные черты
1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греци
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
1. Первые, досократические философские школы Древней Грециивозникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
К наиболее извест
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
1. Софисты— философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теорети
Вопрос 15. Философия киников и стоиков
1. Киники— одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Вопрос 16. Философия Платона
1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в фи
Вопрос 17. Философия Аристотеля
1. Аристотель(384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
В своей философской деятельност
Вопрос 18. Философия Эпикура
1. Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
• учение о природе и космосе ("физика"
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
1. Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начал
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный)(354 — 430) — хрис
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений кат
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая на
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
•гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософск
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных и
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влия
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
1. Рационализм(от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет два основных направле
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
1. Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.
Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрессивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:
• выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и т
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)
1. Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв.имела свою специфику:
• материалистическую направленность (большинство филосо
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем
91
философии нового времени и предшественником
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся п
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Деизм- направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окр
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Атеизм— направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм— направление в фило
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направлениеполучило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.
Представители данного н
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
•
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчест
Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания
Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авто
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
1. Философия Людвига Фейербаха(1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте,
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный(от французского — простой, примитивный, обычный) материализм— направление в философии, получившее широкое распространение в XIX веке.
Сторонники вульгарног
Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является с
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм— направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг.
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
1. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно
Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось
Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
1.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблем
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.
Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи
Вопрос 50. Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философ
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми
Вопрос 52. Общество
1. Общество- система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия,
Вопрос 53. Общество и природа
1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов,
Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание— процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущнос
Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историюфилософы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направл
Вопрос 56. Будущее
1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция,смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.
2.
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
1. Русская философия— феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от евро
Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в.являлись:
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• философия Чаадаева;
•
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
1. Прагматизм— направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретны
Вопрос 61. Психоанализ
1. Психоанализ— направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается
Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия— одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
1. Позитивизм— направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научно
Вопрос 64. Герменевтика
1. Герменевтика- направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Ге
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
1. Экзистенциализм— направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направл
Новости и инфо для студентов