Реферат Курсовая Конспект
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи - раздел Философия, Философия. Конспект лекций 1. Прагматизм— Направление Идеалистической Философии, Которое Имеет Св...
|
1. Прагматизм— направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации").
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирси У. Джемс.Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи(1859 — 1952).
Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.
199
2. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом,то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
• выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования;
• под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
3. Цель философии(по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.
4. Согласно Дьюи основная задача философиине в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества — социальная реконструкция.
Социальная реконструкциявключает в себя:
• совершенствование отношений собственности, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности);
200
• через акционирование и иное совершенствование отношений собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
• более справедливое распределение произведенных материальных благ;
• борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан;
• обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства;
• наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности;
• сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".
Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту.
Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.
Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершенствование мышления(также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.
Учение о методезанимает значительное место в философии Дьюи.
По Дьюи:
• метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;
• основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей;
201
• от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, — ложный;
• следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма.
Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов:
• не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
• существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
• следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода.
Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуациии путях ее разрешения, суть которого в следующем:
• потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
• данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
• решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
• цель научного метода — превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;
• действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную;
• следовательно, научным методом(конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.
Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):
• ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
• после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую;
202
на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
• выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
• критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
• принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).
Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:
• способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);
• способность к действию (применемый научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
• истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).
6. Рассматривая проблему познания,Джон Дьюи также проявляет философское новаторство.
Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:
• "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и
практикой (опытом);
• "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов познания:
• непосредственного, чувственного — доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
• созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, поскольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание — "эпистиме".
Следуя Платону, Дьюи считает, что:
• чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
203
• высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.
В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):
• материалистическое;
• идеологическое.
Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную.
По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться.
В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания.
Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.
Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.
Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания,познание изменяет само существование предмета познания.
7.Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме моралии социальной философии.
Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:
• не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;
• существует плюрализм целей и благ;
204
• цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
• основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
• большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
• достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
• следовательно, сам рост является во всех случаях главной
моральной целью;
• моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
• демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
• лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
• цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами);
• демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);
• общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции;
• основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов....
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов