рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Л Е К Ц И Я № 2 9 . Ценность как категория

Л Е К Ц И Я № 2 9 . Ценность как категория - Конспект Лекций, раздел Философия, Философия. Конспект лекций Человек Самим Своим Существованием Выделен Из Животного Мира. Это Вынуждает Ч...

Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить от­ветом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?» Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект та­ким, каким он является сам по себе, а значение объекта для чело­века, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифферен­цирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Таким образом, обще­признанным фактом является различная оценка людьми, каза­лось бы, одних и тех же ситуаций.

Ценность— это то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому. Ценностным является для человека все, что имеет для него определенную значимость, лич­ностный или общественный смысл. Количественной характери­стикой этого смысла является оценка.

Оценкавыражается в так называемых лингвистических пере­менных, т. е. без задания числовых функций. Ценностное отно­шение человека к миру и себе приводит к ценностным ориента-циям личности. Для зрелой личности обычно характерны довольно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого по­жилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые цен­ностные ориентации становятся нормами, они определяют фор­мы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценно­стях называется аксиологией.

Учение о ценностях (аксиология)не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось разграничить понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а прак­тический разум — теоретическому разуму.

61


Некоторые философы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особенностях трансцендентального субъекта. Неокантианцыобнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф. Брентано обвинял неоканти­анцев в подчинении разуму понятия ценностей и считал, что ис­точником ценностей являются эмоциональные акты любви и не­нависти.

Философы материалистического направления видели источ­ник ценностей в независящих от субъекта реалиях, в материаль­ных благах. Марксизмвыдвинул на первый план ценности обще­ственного порядка.

Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политиче­ские, эстетические, нравственные, религиозные ценности. М. Ше-лер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворе­нием чувственных наклонностей человека.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Конспект лекций

Конспект лекций по дисциплине "Философия". Автор: Алексеев В.О - 160 стр...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Л Е К Ц И Я № 2 9 . Ценность как категория

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Л Е К Ц И Я № 1 . Предмет философии и ее место в системе научного знания
Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявле­нием отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «рас-почкования» предмета фило

Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия
«Философия»по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение от­ветов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых п

Л Е К Ц И Я № 3 . Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Мировоззрение— система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение при­нимается как исходное. В нем представлен основной, универ­сальный вопрос

ЛЕКЦИЯ № 4. Структура философского знания
Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах;

Л Е К Ц И Я № 5 . Бытие как всеохватывающая реальность
Бытие— категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, ми­ра в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возни­кли при становл

Основные формы бытия
1. Бытие вещей и процессов.Оно также может быть в двух фор­ мах: 1) материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная ре­ал

Основные точки зрения на процесс познания
Познаниепредставляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание— это результат познавательной деятельности, выраженный в иде­альных об

ЛЕКЦИЯ № 7 . Виды познания
Существуют два вида познания. Познание как процесси как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, прохо­дя с

ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания
Теория познания, или гносеология— это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отно­шение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности

Л Е К Ц И Я № 9 . Общие представления о духе
Дух(от лат. spiritus — «дуновение, дыхание, запах») — в широ­ком смысле — идеальное сознание как высшая форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.

Л Е К Ц И Я № 10. Материя
Материя(от лат. material — «вещество») — философская катего­рия для обозначения некой пространственной телесности, «мер­твое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировозз

Л Е К Ц И Я № 11. Сознание
Сознаниекак философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительно­сти. Сознание— это совокупность психических процессов, актив­но участву

Л Е К Ц И Я № 12. Движение
Движениев широком смысле слова — любое изменение, в уз­ком смысле — изменение положения тела в пространстве, важ­нейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все пр

ЛЕКЦИЯ № 13. Пространство и время
Время и пространство— основные формы существования ма­терии. Философию прежде всего интересует вопрос, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознан

Л Е К Ц И Я № 14. Общие понятия о человеке
Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифо­логии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн уни

Л Е К Ц И Я № 15. Человек в мире природы
Природа — одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это — все сущее, бесконечное многообразие кон­кретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и чел

Л Е К Ц И Я № 16. Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необход

ЛЕКЦИЯ №17. Социальная структура общества
Социальная жизнь— это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происхо

Л Е К Ц И Я № 18. Гражданское общество
Гражданское общество— термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле — имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у англий­ских и францу

Л Е К Ц И Я № 19. Человек и культура
В широком смысле культураесть совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различ­ные области или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятель­ности — политика,

Л Е К Ц И Я № 20. Массовая культура
Отличительной чертой XX в. благодаря развивающимся сред­ствам массовой коммуникации было распространение массовой культуры. В таком обширном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не было

Л Е К Ц И Я № 21. Типы цивилизаций
Термин «цивилизация»(от лат. гражданин) — сравнительно вы­сшая ступень культуры, которая следовала сразу после варварства. Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постинду­стри

Л Е К Ц И Я № 22. Основные положения эволюционной теории познания
Гносеология,или теория познания— это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и о

Л Е К Ц И Я № 23. Отражение как четвертое свойство материи
Отражение— одно из основных понятий материалистической гносеологии. Отражение тел неживой природы характеризуется как свойство вещей изменяться под воздействием других вещей. При этом структ

Л Е К Ц И Я № 24. Истина как процесс
Истина— знание, соответствующее своему предмету, совпа­дающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэто­му первый и исхо

Л Е К Ц И Я № 25. Критерии истины
Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и за­ключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались разл

Л Е К Ц И Я № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра)
Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является от­личительным признаком гуманного в человеке. Известные разно­гласия дают себя

ЛЕКЦИЯ № 27. Ложь
Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь— это высказывание, искажающее действи­тельное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурф

Л Е К Ц И Я № 28. Заблуждение
Заблуждениеможно передать как искаженное осознание дей­ствительности, обусловленное в каждый данный момент ограни­ченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать от

Л Е К Ц И Я № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей,

Л Е К Ц И Я № 31. Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей —всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлени­ем, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключае

Л Е К Ц И Я № 32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
Переход количественных изменений в качественные —один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким обра­зом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что на

Л Е К Ц И Я № 3 3 . Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания —один из основных законов диа­лектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключаетс

Л Е К Ц И Я № 34. Этапы истории философии
Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770—1831) впервые были систематизи­рованы

Л Е К Ц И Я № 35. Дофилософские (дорациональные) мировоззрения
Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Че­ловеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражени

Мировые религии
Христианство (с I в.).Главная идея — эсхатологическая: второе пришествие, конец света, конец земной истории. После — жизнь вечная, но только для праведного меньшинства человечества.

Л Е К Ц И Я № 36. Философия и культура Древнего Востока
В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Ин­да возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения: 1) переход от меди к железу; 2) товарно-ден

Особенности восточной философии:
1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в свя­щенной книге персов «Авесте»); 2) целостность

Периоды.
1. Натуралистический, VI—V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2. Гуманистический — софисты, Сократ

Характерные черты.
1. Синкретичность — нерасчлененность важнейших проблем. 2. Космоцентричность — охват всего космоса и мира человека. 3. Пантеистичность: космос — чувственное и умопостигаемое а

Ранний эллинизм
Кинизм(сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал— безграничная духовная сво­бода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношени

Основные проблемы средневековой философии
1. Мир сотворен Богом или существует от века. 2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир. 3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

Специфика средневекового философствования.
1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Биб­лия — книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет — объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея — единый уникальный Бог в т

Этапы средневековой философии
1. Патристика (I—VI вв.).Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма. Вершина — Августин Блаженный (354—430) «О Троице», «О Граде

Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения
Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневеко­вья к Новому времени. Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — под

Основные идеи эпохи Возрождения:
1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм. 3. Творческая сущность человека. 4. Личностно-материальное понимание мира. 5. Эстетическое понимание действительности.

Два пути:
1) философские наставления (в гражданском обществе под води­тельством государя) — открыт благодаря человеческому разуму; 2) наставления духовные, превосходящие человеческий ра­зум» — в

Л Е К Ц И Я № 40. Философия Нового времени
Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, со­циальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли ма­нуфактурное производст

Мыслители:
Фрэнсис Бэкон (1561—1626), англичанин. Индукция — от част­ного к общему. Рене Декарт (1596—1650), французский математик, физик — картезианство, дуализ — Бог — причин

Л Е К Ц И Я № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в.
Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбеж­но останавливается перед проблемой: сколько существует глу­бинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) само­го мира? При решении это

Л Е К Ц И Я № 42. Философия эпохи Просвещения
Просвещение— торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII—XVIII вв. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно

Л Е К Ц И Я № 43. Философия Канта
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747—1755 гг. — в «докритический» пер

Л Е К Ц И Я № 4 4 . Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий фи­лософ, объективный идеалист, представитель немецкой класси­ческой философии. Создал систематическую теорию диалектик

Общая схема мирового развития:
1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чи­стой мысли в восходящем ряду все более конкретных катего­рий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление —

Л Е К Ц И Я № 45. Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материа­лист. Первоначально — последователь Г. Гегеля, видный представи­тель младогегельянской школы. Затем (1839 г

Л Е К Ц И Я № 46. Философская концепция марксизма
Карл Маркс (1818—1883) — создатель диалектико-материали-стической философии совместно с Ф. Энгельсом, основополож­ник марксизма — философского, экономического и политиче­ск

Л Е К Ц И Я № 47. Философия позитивизма: этапы развития
Позитивизм(от лат. positivus — «положительный»). Главный вопрос— взаимоотношения философии и науки. Главный тезис— подлинное (положительное) знание может быть получено только с

Л Е К Ц И Я № 4 8 . Философия прагматизма
Прагматизм(от греч. pragma, pragmatos— «дело», «действие») — философское учение. Возникло в США в 70-х гг. XIX в. — содер­жание понятия исчерпывается представлением о его возможных последств

Л Е К Ц И Я № 49. Герменевтика как философское направление
Герменевтика(от греч. hermeneno — «истолкование») — искус­ство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; эк­зегетика. Использовалась в теологии (толкование учений, свяще

Л Е К Ц И Я № 50. Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм— абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Начал складываться в философии конца XIX — начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен во

Л Е К Ц И Я № 52. Учения психоанализа и неофрейдизма
Основатель теории психоанализа — австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). На опыте лечения и диаг­ностики психики разработал концепцию бессознательных психи­ческих проц

ЛЕКЦИЯ № 53. Проблема свободы в экзистенциализме
Экзистенция— способ бытия человека. Впервые применил Серен Кьеркегор (1813—1855) —датский теолог, философ, писатель. Экзистенциализм(от позднелат. ex

М. В. Ломоносова для русской философии
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) —гениальный уче­ный-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший ог

Л Е К Ц И Я № 5 5 . Философские дискуссии западников и славянофилов
Первыми представителями органической русской философии были западники и славянофилы. Западничество: П. Я. Чаадаев, А. Л. Герцен, Т. М. Грановский, Н. Г. Черныше

Л Е К Ц И Я № 56. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого
Л. Н. Толстой (1828—1910) —самобытный мыслитель. Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании челове­чества. Ис

Л Е К Ц И Я № 57. Философская система В. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) —многогранный мыслитель. Проповедник, публицист, оратор, литературный критик, по­эт, философ по призванию. Он критиковал недостатки — от

Л Е К Ц И Я № 5 8 . Р усский космизм
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Влидимир Иванович Вернадский (1863—1945) и Константин Эдуардович Ци­

Л Е К Ц И Я № 59. Диалектика. Структура диалектики
Диалектика(от греч. dialektike — «искусство вести беседу») — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мыш

ЛЕКЦИЯ №60. Особенности философской и религиозной картин мира
Картина мира —это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения — совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий е

Л Е К Ц И Я № 61. Понятие культуры в философии
Существует множество определений понятия культуры. Пер­воначально термин «культура»обозначал обработку и уход за зем­лей. Наиболее философским является определение культуры как системы истор

ЛЕКЦИЯ № 62. Этапы исторического развития этических представлений
Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности. Аристотель определил место э

ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей
Эстетика(от греч. aisthesis — «чувственное восприятие») — наука о закономерностях эстетического освоения человеком ми­ра, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетик

ЛЕКЦИЯ № 64. Категориальный аппарат эстетической теории
Эстетическое— как чувственно воспринимаемое и принося­щее удовольствие и наслаждение — присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала яв­ляются природа, че

Л Е К Ц И Я № 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
Каждый человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Но интуитивного по­нимания сферы красоты недостаточно для уверенного ориенти­рования в ней.

Две современные концепции
Этика ненасилиявозникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам из­вестно, что всякое новое течение возникает в противовес суще­ствующей и гос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги