ЛЕКЦИЯ №60. Особенности философской и религиозной картин мира - Конспект Лекций, раздел Философия, Философия. Конспект лекций Картина Мира —Это Совокупность Знаний О Мире (О Природе, Обществе, Чел...
Картина мира —это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения — совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуществить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ вселенной. В центре обыденной картины мира стоит человек — субъект действия, социального поведения. Повседневность — это мир, где он — главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким, каков он есть, потому ее ядро — обесчело-веченная реальность.
Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.
Нередко человеку бывает невозможно отвлечься от повседневности, перенести свое внимание на «высокие материи», поинтересоваться, существует ли еще что-нибудь. Чрезмерная кон-центрированность на практическом достижении повседневных целей сужает картину мира до того жизненного пласта, где сосредоточены наши основные цели и задачи, лишает возможности выйти к другим возможным мирам.
Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится.
Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.
136
Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука — развивающаяся и подвижная система знания.
Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И. Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам.
Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые выглядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бессмысленной Вселенной.
Религиозная картина мираделает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного — вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.
Главная тема философии— соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.
Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир — человек» или «человек — мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии
137
в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.
Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.
Субъективизм в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.
Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире — от нас и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?
Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки — изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.
Центральный пункт любой религиозной картины мира — образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.
Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.
Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.
Все темы данного раздела:
Л Е К Ц И Я № 1 . Предмет философии и ее место в системе научного знания
Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «рас-почкования» предмета фило
Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия
«Философия»по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых п
Л Е К Ц И Я № 3 . Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Мировоззрение— система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос
ЛЕКЦИЯ № 4. Структура философского знания
Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах;
Л Е К Ц И Я № 5 . Бытие как всеохватывающая реальность
Бытие— категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становл
Основные формы бытия
1. Бытие вещей и процессов.Оно также может быть в двух фор мах:
1) материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная реал
Основные точки зрения на процесс познания
Познаниепредставляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание— это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных об
ЛЕКЦИЯ № 7 . Виды познания
Существуют два вида познания. Познание как процесси как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с
ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания
Теория познания, или гносеология— это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности
Л Е К Ц И Я № 9 . Общие представления о духе
Дух(от лат. spiritus — «дуновение, дыхание, запах») — в широком смысле — идеальное сознание как высшая форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.
Л Е К Ц И Я № 10. Материя
Материя(от лат. material — «вещество») — философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировозз
Л Е К Ц И Я № 11. Сознание
Сознаниекак философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание— это совокупность психических процессов, активно участву
Л Е К Ц И Я № 12. Движение
Движениев широком смысле слова — любое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все пр
ЛЕКЦИЯ № 13. Пространство и время
Время и пространство— основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознан
Л Е К Ц И Я № 14. Общие понятия о человеке
Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн уни
Л Е К Ц И Я № 15. Человек в мире природы
Природа — одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это — все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и чел
Л Е К Ц И Я № 16. Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необход
ЛЕКЦИЯ №17. Социальная структура общества
Социальная жизнь— это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происхо
Л Е К Ц И Я № 18. Гражданское общество
Гражданское общество— термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле — имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и францу
Л Е К Ц И Я № 19. Человек и культура
В широком смысле культураесть совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различные области или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятельности — политика,
Л Е К Ц И Я № 20. Массовая культура
Отличительной чертой XX в. благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации было распространение массовой культуры. В таком обширном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не было
Л Е К Ц И Я № 21. Типы цивилизаций
Термин «цивилизация»(от лат. гражданин) — сравнительно высшая ступень культуры, которая следовала сразу после варварства.
Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустри
Л Е К Ц И Я № 22. Основные положения эволюционной теории познания
Гносеология,или теория познания— это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и о
Л Е К Ц И Я № 23. Отражение как четвертое свойство материи
Отражение— одно из основных понятий материалистической гносеологии. Отражение тел неживой природы характеризуется как свойство вещей изменяться под воздействием других вещей. При этом структ
Л Е К Ц И Я № 24. Истина как процесс
Истина— знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исхо
Л Е К Ц И Я № 25. Критерии истины
Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались разл
Л Е К Ц И Я № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра)
Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя
ЛЕКЦИЯ № 27. Ложь
Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь— это высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурф
Л Е К Ц И Я № 28. Заблуждение
Заблуждениеможно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать от
Л Е К Ц И Я № 2 9 . Ценность как категория
Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженн
Л Е К Ц И Я № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей,
Л Е К Ц И Я № 31. Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей —всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключае
Л Е К Ц И Я № 32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
Переход количественных изменений в качественные —один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким образом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что на
Л Е К Ц И Я № 3 3 . Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания —один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключаетс
Л Е К Ц И Я № 34. Этапы истории философии
Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770—1831) впервые были систематизированы
Л Е К Ц И Я № 35. Дофилософские (дорациональные) мировоззрения
Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Человеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражени
Мировые религии
Христианство (с I в.).Главная идея — эсхатологическая: второе пришествие, конец света, конец земной истории. После — жизнь вечная, но только для праведного меньшинства человечества.
Л Е К Ц И Я № 36. Философия и культура Древнего Востока
В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:
1) переход от меди к железу;
2) товарно-ден
Особенности восточной философии:
1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»);
2) целостность
Периоды.
1. Натуралистический, VI—V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты,
плюралисты, физики-эклектики.
2. Гуманистический — софисты, Сократ
Характерные черты.
1. Синкретичность — нерасчлененность важнейших проблем.
2. Космоцентричность — охват всего космоса и мира человека.
3. Пантеистичность: космос — чувственное и умопостигаемое а
Ранний эллинизм
Кинизм(сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал— безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношени
Основные проблемы средневековой философии
1. Мир сотворен Богом или существует от века.
2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.
3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.
Специфика средневекового философствования.
1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия — книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет — объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея — единый уникальный Бог в т
Этапы средневековой философии
1. Патристика (I—VI вв.).Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы
платонизма.
Вершина — Августин Блаженный (354—430) «О Троице», «О Граде
Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения
Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневековья к Новому времени.
Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — под
Основные идеи эпохи Возрождения:
1. Антропоцентризм.
2. Гуманизм.
3. Творческая сущность человека.
4. Личностно-материальное понимание мира.
5. Эстетическое понимание действительности.
Два пути:
1) философские наставления (в гражданском обществе под водительством государя) — открыт благодаря человеческому разуму;
2) наставления духовные, превосходящие человеческий разум» — в
Л Е К Ц И Я № 40. Философия Нового времени
Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производст
Мыслители:
Фрэнсис Бэкон (1561—1626), англичанин. Индукция — от частного к общему.
Рене Декарт (1596—1650), французский математик, физик — картезианство, дуализ — Бог — причин
Л Е К Ц И Я № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в.
Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении это
Л Е К Ц И Я № 42. Философия эпохи Просвещения
Просвещение— торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно
Л Е К Ц И Я № 43. Философия Канта
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747—1755 гг. — в «докритический» пер
Л Е К Ц И Я № 4 4 . Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.
Создал систематическую теорию диалектик
Общая схема мирового развития:
1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление —
Л Е К Ц И Я № 45. Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материалист.
Первоначально — последователь Г. Гегеля, видный представитель младогегельянской школы. Затем (1839 г
Л Е К Ц И Я № 46. Философская концепция марксизма
Карл Маркс (1818—1883) — создатель диалектико-материали-стической философии совместно с Ф. Энгельсом, основоположник марксизма — философского, экономического и политическ
Л Е К Ц И Я № 47. Философия позитивизма: этапы развития
Позитивизм(от лат. positivus — «положительный»). Главный вопрос— взаимоотношения философии и науки. Главный тезис— подлинное (положительное) знание может быть получено только с
Л Е К Ц И Я № 4 8 . Философия прагматизма
Прагматизм(от греч. pragma, pragmatos— «дело», «действие») — философское учение. Возникло в США в 70-х гг. XIX в. — содержание понятия исчерпывается представлением о его возможных последств
Л Е К Ц И Я № 49. Герменевтика как философское направление
Герменевтика(от греч. hermeneno — «истолкование») — искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика.
Использовалась в теологии (толкование учений, свяще
Л Е К Ц И Я № 50. Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм— абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.
Начал складываться в философии конца XIX — начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен во
Л Е К Ц И Я № 52. Учения психоанализа и неофрейдизма
Основатель теории психоанализа — австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических проц
ЛЕКЦИЯ № 53. Проблема свободы в экзистенциализме
Экзистенция— способ бытия человека.
Впервые применил Серен Кьеркегор (1813—1855) —датский теолог, философ, писатель.
Экзистенциализм(от позднелат. ex
М. В. Ломоносова для русской философии
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) —гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший ог
Л Е К Ц И Я № 5 5 . Философские дискуссии западников и славянофилов
Первыми представителями органической русской философии были западники и славянофилы.
Западничество: П. Я. Чаадаев, А. Л. Герцен, Т. М. Грановский, Н. Г. Черныше
Л Е К Ц И Я № 56. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого
Л. Н. Толстой (1828—1910) —самобытный мыслитель.
Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Ис
Л Е К Ц И Я № 57. Философская система В. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) —многогранный мыслитель.
Проповедник, публицист, оратор, литературный критик, поэт, философ по призванию. Он критиковал недостатки — от
Л Е К Ц И Я № 5 8 . Р усский космизм
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Влидимир Иванович Вернадский (1863—1945) и Константин Эдуардович Ци
Л Е К Ц И Я № 59. Диалектика. Структура диалектики
Диалектика(от греч. dialektike — «искусство вести беседу») — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мыш
Л Е К Ц И Я № 61. Понятие культуры в философии
Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура»обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы истор
ЛЕКЦИЯ № 62. Этапы исторического развития этических представлений
Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности. Аристотель определил место э
ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей
Эстетика(от греч. aisthesis — «чувственное восприятие») — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
Эстетик
ЛЕКЦИЯ № 64. Категориальный аппарат эстетической теории
Эстетическое— как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение — присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, че
Л Е К Ц И Я № 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
Каждый человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Но интуитивного понимания сферы красоты недостаточно для уверенного ориентирования в ней.
Две современные концепции
Этика ненасилиявозникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и гос
Новости и инфо для студентов