Л Е К Ц И Я № 61. Понятие культуры в философии - Конспект Лекций, раздел Философия, Философия. Конспект лекций Существует Множество Определений Понятия Культуры. Первоначально Термин «...
Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура»обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменилась на оппозицию «цивилизация — культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура — специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохране-
139
ния и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.
Культура— важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, но она не растворяется в этих сферах деятельности. Переход от одного хозяйственного уклада или социально-экономического строя к другому осуществляется через взаимодействие факторов, которые способствуют или препятствуют, стимулируют или блокируют действие других компонентов социальной регуляции. Проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое внимание на тех или иных сторонах духовной системы. М. Вебер, например, выявлял прежде всего, нормативно-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э. Дюркгейм. Он рассматривал место культуры в целостном развитии общества и разделении труда. Социализирующие факторы подверг основательному изучению Э. Кас-сирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й. Хейзинге. Выделяют функции культурыв соответствии со структурой духовного производства:
1) поддержание преемственности (традиции);
2) норматизация;
140
3) оценочная функция;
4) целеполагающая;
5) познавательная;
6) смыслообразование (сигнификативная). Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент
культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.
В структуре духовного производства следует выделить следующие основные функции:
1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
2) накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений;
3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
4) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
5) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами;
6) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Функция производства новых норм, ценностей, значений
и знаний, историческая эволюция производства знаний и значений: от гадательных способов — к научным системам. Высока роль практического опыта, художественного творчества и науки во введении инноваций. Ситуация информационного взрыва в современном мире требует радикальных изменений в способах хранения, систематизации и накопления информации. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами. Культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах. В этом смысле культура— память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах культуры фиксируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельности. Характер целеполагания весьма различен в зависимости от уровня культуры.
141
Термин «культура»латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Немецкие философы-просветители, обобщая взгляды древних философов, определяли культуру как все произведенное человеком за вычетом природного, т. е. противоположное естественному состоянию. Слово «культура», начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.
Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась как:
1) процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (французские просветители);
2) историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (немецкий классический идеализм);
3) автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство). В целом в познании культуры движение мысли идет от отож дествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анали зу человеческой активности (деятельности, поведения и обще ния), благодаря которой создается надприродная, искусственная сфера человеческого бытия.
Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.
Моральутверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, в качестве неписаного закона посредством обыденного сознания выполняет регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции.
Искусство— мастерство, умение, развитые знанием дела; творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах.
Религия, широко использующая достижения искусства и нормы морали, выступает как органическая часть культуры.
В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах)сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается
142
от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксисткой философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека.
Культура— самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура— совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура— сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей.
В понимании культуры в последнее время наиболее активно конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду жизнедеятельности людей». Другая — ориентирована на ценностный подход к культуре, как «сложной иерархии идеалов и смыслов». При этом культура интерпретируется как надындивидуальная реальность или как реальность личностного характера.
Понятие «цивилизация»первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый эт-ноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла этнографическая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа — своя цивилизация (Т. Жуффруа).
В целом во второй половине XVIII—начале XIX вв. утвердились три подхода к пониманию цивилизации:
1) унитарный(цивилизация — идеал прогрессивного развития
человечества как единого целого);
143
2) стадиальный(цивилизация — этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
3) локально-исторический(цивилизация — качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической
концепции цивилизаций», предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что с одной стороны существуют локальные цивилизации, а с другой — над ними есть еще и цивилизация, как прогресс человеческого общества в целом.
Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие завершились утверждением в европейской философско-историче-ской мысли методологии однолинейного прогрессизма.
Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории — быстрее или медленнее — идут по одной линии прогресса, поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.
В рамках этой методологии появились концепции «исторических» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития нравственности» (семья, гражданское общество и государство) Г. Гегеля; закон «трех стадий эволюции мысли» (теологическая, метафизическая, позитивная) О. Конта; теория «общественно-экономических формаций» К. Маркса.
Несмотря на различие европейских универсальных философских концепций истории человечества, идея уникальности культурно-исторического развития народов прочно укоренилась лишь в романтической историографии.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Л Е К Ц И Я № 61. Понятие культуры в философии
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия
«Философия»по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых п
ЛЕКЦИЯ № 4. Структура философского знания
Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах;
Л Е К Ц И Я № 5 . Бытие как всеохватывающая реальность
Бытие— категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становл
Основные формы бытия
1. Бытие вещей и процессов.Оно также может быть в двух фор мах:
1) материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная реал
Основные точки зрения на процесс познания
Познаниепредставляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание— это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных об
ЛЕКЦИЯ № 7 . Виды познания
Существуют два вида познания. Познание как процесси как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с
ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания
Теория познания, или гносеология— это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности
Л Е К Ц И Я № 9 . Общие представления о духе
Дух(от лат. spiritus — «дуновение, дыхание, запах») — в широком смысле — идеальное сознание как высшая форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.
Л Е К Ц И Я № 10. Материя
Материя(от лат. material — «вещество») — философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировозз
Л Е К Ц И Я № 11. Сознание
Сознаниекак философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание— это совокупность психических процессов, активно участву
Л Е К Ц И Я № 12. Движение
Движениев широком смысле слова — любое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все пр
ЛЕКЦИЯ № 13. Пространство и время
Время и пространство— основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознан
Л Е К Ц И Я № 14. Общие понятия о человеке
Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн уни
Л Е К Ц И Я № 15. Человек в мире природы
Природа — одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это — все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и чел
Л Е К Ц И Я № 16. Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необход
ЛЕКЦИЯ №17. Социальная структура общества
Социальная жизнь— это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происхо
Л Е К Ц И Я № 18. Гражданское общество
Гражданское общество— термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле — имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и францу
Л Е К Ц И Я № 19. Человек и культура
В широком смысле культураесть совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различные области или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятельности — политика,
Л Е К Ц И Я № 20. Массовая культура
Отличительной чертой XX в. благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации было распространение массовой культуры. В таком обширном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не было
Л Е К Ц И Я № 21. Типы цивилизаций
Термин «цивилизация»(от лат. гражданин) — сравнительно высшая ступень культуры, которая следовала сразу после варварства.
Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустри
Л Е К Ц И Я № 23. Отражение как четвертое свойство материи
Отражение— одно из основных понятий материалистической гносеологии. Отражение тел неживой природы характеризуется как свойство вещей изменяться под воздействием других вещей. При этом структ
Л Е К Ц И Я № 24. Истина как процесс
Истина— знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исхо
Л Е К Ц И Я № 25. Критерии истины
Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались разл
ЛЕКЦИЯ № 27. Ложь
Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь— это высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурф
Л Е К Ц И Я № 28. Заблуждение
Заблуждениеможно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать от
Л Е К Ц И Я № 2 9 . Ценность как категория
Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженн
Л Е К Ц И Я № 31. Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей —всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключае
Л Е К Ц И Я № 3 3 . Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания —один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключаетс
Л Е К Ц И Я № 34. Этапы истории философии
Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770—1831) впервые были систематизированы
Л Е К Ц И Я № 35. Дофилософские (дорациональные) мировоззрения
Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Человеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражени
Мировые религии
Христианство (с I в.).Главная идея — эсхатологическая: второе пришествие, конец света, конец земной истории. После — жизнь вечная, но только для праведного меньшинства человечества.
Л Е К Ц И Я № 36. Философия и культура Древнего Востока
В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:
1) переход от меди к железу;
2) товарно-ден
Особенности восточной философии:
1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»);
2) целостность
Периоды.
1. Натуралистический, VI—V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты,
плюралисты, физики-эклектики.
2. Гуманистический — софисты, Сократ
Характерные черты.
1. Синкретичность — нерасчлененность важнейших проблем.
2. Космоцентричность — охват всего космоса и мира человека.
3. Пантеистичность: космос — чувственное и умопостигаемое а
Основные проблемы средневековой философии
1. Мир сотворен Богом или существует от века.
2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.
3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.
Специфика средневекового философствования.
1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия — книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет — объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея — единый уникальный Бог в т
Этапы средневековой философии
1. Патристика (I—VI вв.).Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы
платонизма.
Вершина — Августин Блаженный (354—430) «О Троице», «О Граде
Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения
Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневековья к Новому времени.
Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — под
Основные идеи эпохи Возрождения:
1. Антропоцентризм.
2. Гуманизм.
3. Творческая сущность человека.
4. Личностно-материальное понимание мира.
5. Эстетическое понимание действительности.
Два пути:
1) философские наставления (в гражданском обществе под водительством государя) — открыт благодаря человеческому разуму;
2) наставления духовные, превосходящие человеческий разум» — в
Л Е К Ц И Я № 40. Философия Нового времени
Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производст
Мыслители:
Фрэнсис Бэкон (1561—1626), англичанин. Индукция — от частного к общему.
Рене Декарт (1596—1650), французский математик, физик — картезианство, дуализ — Бог — причин
Л Е К Ц И Я № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в.
Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении это
Л Е К Ц И Я № 42. Философия эпохи Просвещения
Просвещение— торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно
Л Е К Ц И Я № 43. Философия Канта
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747—1755 гг. — в «докритический» пер
Л Е К Ц И Я № 4 4 . Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.
Создал систематическую теорию диалектик
Общая схема мирового развития:
1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление —
Л Е К Ц И Я № 46. Философская концепция марксизма
Карл Маркс (1818—1883) — создатель диалектико-материали-стической философии совместно с Ф. Энгельсом, основоположник марксизма — философского, экономического и политическ
Л Е К Ц И Я № 47. Философия позитивизма: этапы развития
Позитивизм(от лат. positivus — «положительный»). Главный вопрос— взаимоотношения философии и науки. Главный тезис— подлинное (положительное) знание может быть получено только с
Л Е К Ц И Я № 4 8 . Философия прагматизма
Прагматизм(от греч. pragma, pragmatos— «дело», «действие») — философское учение. Возникло в США в 70-х гг. XIX в. — содержание понятия исчерпывается представлением о его возможных последств
Л Е К Ц И Я № 49. Герменевтика как философское направление
Герменевтика(от греч. hermeneno — «истолкование») — искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика.
Использовалась в теологии (толкование учений, свяще
Л Е К Ц И Я № 50. Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм— абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.
Начал складываться в философии конца XIX — начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен во
Л Е К Ц И Я № 52. Учения психоанализа и неофрейдизма
Основатель теории психоанализа — австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических проц
ЛЕКЦИЯ № 53. Проблема свободы в экзистенциализме
Экзистенция— способ бытия человека.
Впервые применил Серен Кьеркегор (1813—1855) —датский теолог, философ, писатель.
Экзистенциализм(от позднелат. ex
М. В. Ломоносова для русской философии
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) —гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший ог
Л Е К Ц И Я № 57. Философская система В. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) —многогранный мыслитель.
Проповедник, публицист, оратор, литературный критик, поэт, философ по призванию. Он критиковал недостатки — от
Л Е К Ц И Я № 5 8 . Р усский космизм
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Влидимир Иванович Вернадский (1863—1945) и Константин Эдуардович Ци
Л Е К Ц И Я № 59. Диалектика. Структура диалектики
Диалектика(от греч. dialektike — «искусство вести беседу») — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мыш
ЛЕКЦИЯ №60. Особенности философской и религиозной картин мира
Картина мира —это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения — совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий е
ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей
Эстетика(от греч. aisthesis — «чувственное восприятие») — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
Эстетик
ЛЕКЦИЯ № 64. Категориальный аппарат эстетической теории
Эстетическое— как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение — присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, че
Две современные концепции
Этика ненасилиявозникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и гос
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов