рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания

ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания - Конспект Лекций, раздел Философия, Философия. Конспект лекций Теория Познания, Или Гносеология— Это Раздел Философии, В Котором Изуч...

Теория познания, или гносеология— это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отно­шение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как сово­купность процессов, обеспечивающих человеку возможность по­лучать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение по­нятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставле­ния знания с мнением и верой. В XX в. познание тоже оказалось производным от знания, причем крен в сторону истинного, науч­ного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений. Деятельность субъекта расчле­няется, как известно, на три основных типа: практическую, цен-ностно-ориентационную и познавательную. Необходимо сопо­ставить последний тип с двумя предыдущими. В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная дея­тельность которая по себе не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной цен-ностно-ориентационной деятельности познание дает информа­цию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осознание того, что те или другие явления мо­гут удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкрет­но-чувственных и понятийных образов. Знание же — результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов зна­ния. Виды познания:обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от способа отражения через способ познания к научному методу. Эта эволю­ция принимает во внимание средства элементарного отражения, которые в основном одинаковы у человека и животного и разли-

18


чаются по степени развития. Осознание человеком способа поз­нания добавляет к его структуре новые элементы: понятийный аппарат, систему общелогических приемов познания, категори­альный каркас познания и его регулятор в виде системы принци­пов и логики познания. Метод познания— это творческая лабора­тория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания. Метод опреде­ляется природой объекта и уровнем его освоения. Выделяют об­щелогические приемы познания(анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование), методы чувственного познания(наблюдение, описание, измере­ние, эксперимент) и рационального(идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод мысленного эксперимента, единства исторического и логического) уровней познания. Также существуют формы научного и вненаучного познания.

Явления или процессы, на которые направлена познаватель­ная активность людей, называют объектом познания.Тот, кто осу­ществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания. Это могут быть индивид, группа, общество в целом. В истории философии сложилось несколько моделей гносеоло­гических отношений субъекта и объекта. Одна из первых принад­лежит древнегреческому мыслителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ — тон­чайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвав­шись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергично­го движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызыва­ет соответствующие ощущения. Представители философии объек­тивного идеализма ссылались на «непосредственную данность» объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реаль­ный. Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Бо­гом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармо­нии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. Гегель свое гно­сеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и истори­ческого. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь

19


субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности. Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструиро­вания объекта усилиями человеческого ума, субъекта, вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись пред­ставители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточно­сти для решения конкретной проблемной ситуации. В отноше­нии между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое зна­ние всегда интенционально, т. е. направлено на свой объект. Во­прос о соотношении образа и предмета, знания и реальности яв­ляется основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъекти­вен по восприятию, но объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: об­раз есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно суще­ствующих идей (объективный идеализм); образ есть субъектив­ное освоение объективной действительности, существующей не­зависимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональ­ные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что познание— сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объек­тивной действительности.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Конспект лекций

Конспект лекций по дисциплине "Философия". Автор: Алексеев В.О - 160 стр...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Л Е К Ц И Я № 1 . Предмет философии и ее место в системе научного знания
Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявле­нием отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «рас-почкования» предмета фило

Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия
«Философия»по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение от­ветов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых п

Л Е К Ц И Я № 3 . Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Мировоззрение— система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение при­нимается как исходное. В нем представлен основной, универ­сальный вопрос

ЛЕКЦИЯ № 4. Структура философского знания
Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах;

Л Е К Ц И Я № 5 . Бытие как всеохватывающая реальность
Бытие— категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, ми­ра в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возни­кли при становл

Основные формы бытия
1. Бытие вещей и процессов.Оно также может быть в двух фор­ мах: 1) материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная ре­ал

Основные точки зрения на процесс познания
Познаниепредставляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание— это результат познавательной деятельности, выраженный в иде­альных об

ЛЕКЦИЯ № 7 . Виды познания
Существуют два вида познания. Познание как процесси как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, прохо­дя с

Л Е К Ц И Я № 9 . Общие представления о духе
Дух(от лат. spiritus — «дуновение, дыхание, запах») — в широ­ком смысле — идеальное сознание как высшая форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.

Л Е К Ц И Я № 10. Материя
Материя(от лат. material — «вещество») — философская катего­рия для обозначения некой пространственной телесности, «мер­твое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировозз

Л Е К Ц И Я № 11. Сознание
Сознаниекак философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительно­сти. Сознание— это совокупность психических процессов, актив­но участву

Л Е К Ц И Я № 12. Движение
Движениев широком смысле слова — любое изменение, в уз­ком смысле — изменение положения тела в пространстве, важ­нейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все пр

ЛЕКЦИЯ № 13. Пространство и время
Время и пространство— основные формы существования ма­терии. Философию прежде всего интересует вопрос, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознан

Л Е К Ц И Я № 14. Общие понятия о человеке
Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифо­логии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн уни

Л Е К Ц И Я № 15. Человек в мире природы
Природа — одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это — все сущее, бесконечное многообразие кон­кретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и чел

Л Е К Ц И Я № 16. Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необход

ЛЕКЦИЯ №17. Социальная структура общества
Социальная жизнь— это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происхо

Л Е К Ц И Я № 18. Гражданское общество
Гражданское общество— термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле — имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у англий­ских и францу

Л Е К Ц И Я № 19. Человек и культура
В широком смысле культураесть совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различ­ные области или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятель­ности — политика,

Л Е К Ц И Я № 20. Массовая культура
Отличительной чертой XX в. благодаря развивающимся сред­ствам массовой коммуникации было распространение массовой культуры. В таком обширном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не было

Л Е К Ц И Я № 21. Типы цивилизаций
Термин «цивилизация»(от лат. гражданин) — сравнительно вы­сшая ступень культуры, которая следовала сразу после варварства. Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постинду­стри

Л Е К Ц И Я № 22. Основные положения эволюционной теории познания
Гносеология,или теория познания— это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и о

Л Е К Ц И Я № 23. Отражение как четвертое свойство материи
Отражение— одно из основных понятий материалистической гносеологии. Отражение тел неживой природы характеризуется как свойство вещей изменяться под воздействием других вещей. При этом структ

Л Е К Ц И Я № 24. Истина как процесс
Истина— знание, соответствующее своему предмету, совпа­дающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэто­му первый и исхо

Л Е К Ц И Я № 25. Критерии истины
Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и за­ключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались разл

Л Е К Ц И Я № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра)
Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является от­личительным признаком гуманного в человеке. Известные разно­гласия дают себя

ЛЕКЦИЯ № 27. Ложь
Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь— это высказывание, искажающее действи­тельное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурф

Л Е К Ц И Я № 28. Заблуждение
Заблуждениеможно передать как искаженное осознание дей­ствительности, обусловленное в каждый данный момент ограни­ченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать от

Л Е К Ц И Я № 2 9 . Ценность как категория
Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженн

Л Е К Ц И Я № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей,

Л Е К Ц И Я № 31. Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей —всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлени­ем, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключае

Л Е К Ц И Я № 32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
Переход количественных изменений в качественные —один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким обра­зом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что на

Л Е К Ц И Я № 3 3 . Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания —один из основных законов диа­лектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключаетс

Л Е К Ц И Я № 34. Этапы истории философии
Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770—1831) впервые были систематизи­рованы

Л Е К Ц И Я № 35. Дофилософские (дорациональные) мировоззрения
Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Че­ловеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражени

Мировые религии
Христианство (с I в.).Главная идея — эсхатологическая: второе пришествие, конец света, конец земной истории. После — жизнь вечная, но только для праведного меньшинства человечества.

Л Е К Ц И Я № 36. Философия и культура Древнего Востока
В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Ин­да возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения: 1) переход от меди к железу; 2) товарно-ден

Особенности восточной философии:
1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в свя­щенной книге персов «Авесте»); 2) целостность

Периоды.
1. Натуралистический, VI—V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2. Гуманистический — софисты, Сократ

Характерные черты.
1. Синкретичность — нерасчлененность важнейших проблем. 2. Космоцентричность — охват всего космоса и мира человека. 3. Пантеистичность: космос — чувственное и умопостигаемое а

Ранний эллинизм
Кинизм(сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал— безграничная духовная сво­бода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношени

Основные проблемы средневековой философии
1. Мир сотворен Богом или существует от века. 2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир. 3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

Специфика средневекового философствования.
1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Биб­лия — книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет — объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея — единый уникальный Бог в т

Этапы средневековой философии
1. Патристика (I—VI вв.).Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма. Вершина — Августин Блаженный (354—430) «О Троице», «О Граде

Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения
Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневеко­вья к Новому времени. Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — под

Основные идеи эпохи Возрождения:
1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм. 3. Творческая сущность человека. 4. Личностно-материальное понимание мира. 5. Эстетическое понимание действительности.

Два пути:
1) философские наставления (в гражданском обществе под води­тельством государя) — открыт благодаря человеческому разуму; 2) наставления духовные, превосходящие человеческий ра­зум» — в

Л Е К Ц И Я № 40. Философия Нового времени
Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, со­циальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли ма­нуфактурное производст

Мыслители:
Фрэнсис Бэкон (1561—1626), англичанин. Индукция — от част­ного к общему. Рене Декарт (1596—1650), французский математик, физик — картезианство, дуализ — Бог — причин

Л Е К Ц И Я № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в.
Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбеж­но останавливается перед проблемой: сколько существует глу­бинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) само­го мира? При решении это

Л Е К Ц И Я № 42. Философия эпохи Просвещения
Просвещение— торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII—XVIII вв. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно

Л Е К Ц И Я № 43. Философия Канта
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747—1755 гг. — в «докритический» пер

Л Е К Ц И Я № 4 4 . Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий фи­лософ, объективный идеалист, представитель немецкой класси­ческой философии. Создал систематическую теорию диалектик

Общая схема мирового развития:
1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чи­стой мысли в восходящем ряду все более конкретных катего­рий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление —

Л Е К Ц И Я № 45. Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материа­лист. Первоначально — последователь Г. Гегеля, видный представи­тель младогегельянской школы. Затем (1839 г

Л Е К Ц И Я № 46. Философская концепция марксизма
Карл Маркс (1818—1883) — создатель диалектико-материали-стической философии совместно с Ф. Энгельсом, основополож­ник марксизма — философского, экономического и политиче­ск

Л Е К Ц И Я № 47. Философия позитивизма: этапы развития
Позитивизм(от лат. positivus — «положительный»). Главный вопрос— взаимоотношения философии и науки. Главный тезис— подлинное (положительное) знание может быть получено только с

Л Е К Ц И Я № 4 8 . Философия прагматизма
Прагматизм(от греч. pragma, pragmatos— «дело», «действие») — философское учение. Возникло в США в 70-х гг. XIX в. — содер­жание понятия исчерпывается представлением о его возможных последств

Л Е К Ц И Я № 49. Герменевтика как философское направление
Герменевтика(от греч. hermeneno — «истолкование») — искус­ство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; эк­зегетика. Использовалась в теологии (толкование учений, свяще

Л Е К Ц И Я № 50. Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм— абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Начал складываться в философии конца XIX — начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен во

Л Е К Ц И Я № 52. Учения психоанализа и неофрейдизма
Основатель теории психоанализа — австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). На опыте лечения и диаг­ностики психики разработал концепцию бессознательных психи­ческих проц

ЛЕКЦИЯ № 53. Проблема свободы в экзистенциализме
Экзистенция— способ бытия человека. Впервые применил Серен Кьеркегор (1813—1855) —датский теолог, философ, писатель. Экзистенциализм(от позднелат. ex

М. В. Ломоносова для русской философии
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) —гениальный уче­ный-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший ог

Л Е К Ц И Я № 5 5 . Философские дискуссии западников и славянофилов
Первыми представителями органической русской философии были западники и славянофилы. Западничество: П. Я. Чаадаев, А. Л. Герцен, Т. М. Грановский, Н. Г. Черныше

Л Е К Ц И Я № 56. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого
Л. Н. Толстой (1828—1910) —самобытный мыслитель. Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании челове­чества. Ис

Л Е К Ц И Я № 57. Философская система В. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) —многогранный мыслитель. Проповедник, публицист, оратор, литературный критик, по­эт, философ по призванию. Он критиковал недостатки — от

Л Е К Ц И Я № 5 8 . Р усский космизм
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Влидимир Иванович Вернадский (1863—1945) и Константин Эдуардович Ци­

Л Е К Ц И Я № 59. Диалектика. Структура диалектики
Диалектика(от греч. dialektike — «искусство вести беседу») — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мыш

ЛЕКЦИЯ №60. Особенности философской и религиозной картин мира
Картина мира —это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения — совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий е

Л Е К Ц И Я № 61. Понятие культуры в философии
Существует множество определений понятия культуры. Пер­воначально термин «культура»обозначал обработку и уход за зем­лей. Наиболее философским является определение культуры как системы истор

ЛЕКЦИЯ № 62. Этапы исторического развития этических представлений
Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности. Аристотель определил место э

ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей
Эстетика(от греч. aisthesis — «чувственное восприятие») — наука о закономерностях эстетического освоения человеком ми­ра, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетик

ЛЕКЦИЯ № 64. Категориальный аппарат эстетической теории
Эстетическое— как чувственно воспринимаемое и принося­щее удовольствие и наслаждение — присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала яв­ляются природа, че

Л Е К Ц И Я № 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
Каждый человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Но интуитивного по­нимания сферы красоты недостаточно для уверенного ориенти­рования в ней.

Две современные концепции
Этика ненасилиявозникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам из­вестно, что всякое новое течение возникает в противовес суще­ствующей и гос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги