ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В КОНСПЕКТИВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ

 

 

А. Ф. ЛОСЕВ

 

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
В КОНСПЕКТИВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ[1]

 

БИОГРАФИЯ

 

ЛОСЕВ Алексей Федорович — российский философ и филолог. Родился 23 сентября 1893 года в Новочеркасске, в семье народного учителя. В 1911 году окончил с золотой медалью Новочеркасскую гимназию и поступил в Московский университет на отделения классической филологии и философии. Посещал Религиозно-философское и Психологическое общества. В 1915 году окончил Московский университет и уже в 1919 году был избран профессором Нижегородского университета.

В 20-х гг. Алексей Федорович работал в Государственной Академии художественных наук, в которой заведовал музыкально-психологической комиссией и комиссией по изучению истории эстетических учений. Вел также курс “Истории эстетических учений” в Московской консерватории. В своих работах 20-х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала XX века — прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля. В центре внимания этих работ — проблемы символа и мифа («Философия имени», 1927; «Диалектика мифа», 1930), диалектики художественного творчества и античной мифологии восприятия мира в его структурной целостности.

За эти работы Алексей Федорович подвергся жесткой критике — от “разгромных” статей в советской прессе до критики Кагановичем с трибуны XVI съезда ВКП(б). В 1930 году Лосев вместе с супругой был арестован и осужден на 10 лет лагерей (жена на 5 лет) по сфабрикованному делу о так называемом Церковном монархическом центре «Истинно-православная церковь». В 1933 году в связи с инвалидностью и ударным трудом по завершению строительства Беломорканала он был освобожден. С Лосевых сняли судимость и разрешили жить в Москве.

По освобождении А.Ф.Лосев несколько лет преподавал в различных учебных заведениях. В 1943 году по совокупности работ ему было присвоено звание доктора филологических наук. С 1944 года и до конца своей жизни Алексей Федорович преподал в Московском педагогическом институте.

По смерти Сталина А.Ф.Лосев получает возможность публиковать свои работы. Главным трудом жизни Лосева станет «История античной эстетики», шесть томов которой вышли при жизни автора и удостоили его Государственной премии (1986).

Алексей Федорович Лосев скончался 24 мая 1988 года.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. ПРИНЦИП И СТРУКТУРА ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

I. Дофилософская, то есть социально-историческая, основа

§1. Общинно-родовая формация

§2. Рабовладельческая формация

 

II. Общефилософская, то есть теоретически-проблемная, основа

§1. Основная философская проблематика античности. Миф и логос

§2. Материя и идея

§3. Душа, ум и космос

§4. Первоединство

§5. Итог

 

III. Исторически-проблемная основа

§1. Необходимое условие историзма

§2. Основные периоды

 

КЛАССИКА. ЧУВСТВЕННО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОСМОС КАК ОБЪЕКТ

 

§1. Вступление

§2. Ранняя классика

§3. Средняя классика

§4. Зрелая классика

§5. Поздняя классика

 

РАННИЙ И СРЕДНИЙ ЭЛЛИНИЗМ.
ЧУВСТВЕННО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОСМОС КАК СУБЪЕКТ

 

§1. Ранний эллинизм

§2. Средний эллинизм

 

ПОЗДНИЙ ЭЛЛИНИЗМ. ЧУВСТВЕННО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОСМОС КАК МИФ

 

§1. Ранний римский неоплатонизм

§2. Сирийский неоплатонизм

§3. Афинский неоплатонизм

§4. Неоплатонизм и античная мифология судьбы

 

ПАДЕНИЕ И ГИБЕЛЬ

 

§1. Дальнейшая эволюция неоплатонизма

§2. Общефилософские направления в связи с веком синкретизма

§3. Гностицизм

 

КРАТЧАЙШАЯ СВОДКА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ПРИНЦИП И СТРУКТУРА ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть “общество, находящееся на…    

I. ДОФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ, ОСНОВА

1. Основной метод общинно-родового мышления. Общинно-родовая формация возникает на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего… 2. Этапы развития общинно-родового мышления. Мышление невозможно без… Однако, ставши на путь мышления, человек очень скоро начинает и более самостоятельно расценивать признаваемые им в…

II. ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРОБЛЕМНАЯ, ОСНОВА

Если основным методом и основной идеологией общинно-родовой формации была мифология, то рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения… Но абсолютного отрицания мифологии, повторяем, здесь не могло быть, ведь само…  

III. ИСТОРИЧЕСКИ-ПРОБЛЕМНАЯ ОСНОВА

Поскольку всякая история состоит из разных периодов развития, всегда был соблазн чересчур изолировать один исторический период от другого, чересчур… Тем не менее история отнюдь не есть только логика отдельных понятий. Все… Кроме того, если мы что-нибудь установили как именно античную философию, а она просуществовала больше целого…

ЧУВСТВЕННО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОСМОС КАК ОБЪЕКТ

1. Элементы. Поскольку весь космос — чувственный и материальный, таковы же и его элементы — земля, вода, воздух, огонь, эфир. 2. Гилозоизм. Поскольку ничего не существует, кроме чувственно-материального… 3. Абстрактно-всеобщая категориальность. Поскольку объектность еще не есть вся вещь, а только один из ее моментов,…

ЧУВСТВЕННО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОСМОС КАК ОБЪЕКТ

1. Общий характер раннего эллинизма. а) За периодом классики, или классического эллинства, в античности последовал период послеклассический, уже не… б) Однако в эпоху эллинизма возникла потребность трактовать… в) Представляется весьма нелегкой задачей вскрыть специфику античного субъективизма без нарушения общеантичной картины…

ЧУВСТВЕННО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОСМОС КАК МИФ

    §1. Ранний римский неоплатонизм