ДИСПОЗИТИВ (франц. dispositif — порядок, рас­положение как "диспозиция", а также устройство, меха­низм) — термин философской концепции Фуко,

ДИСПОЗИТИВ (франц. dispositif — порядок, рас­положение как "диспозиция", а также устройство, меха­низм) — термин философской концепции Фуко, фикси­рующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом "власти — знания", и выступающий матрицей конфигурирования культиви­руемых этим обществом практик. Д. имплицитно кон-

ституируется в качестве гештальтного инварианта ти­повых для соответствующей культуры стратегий осу­ществления политической и когнитивной практик и мо­жет быть выявлен при анализе фундирующего эту куль­туру комплекса "власти — знания". Основой Д. высту­пает, по Фуко, "стратегический императив", сохраняю­щий внутри каждой конкретной культуры свою иден­тичность, несмотря на возможные "игры, перемены по­зиций, изменения функций", которые в процессе функ­ционирования Д. могут иметь место. Статус Д. может быть представлен как принципиально амбивалентный, причем это касается как способа его существования, так и связанных с ним отношений детерминации. Во-первых, Д. конституируется в рамках комплекса "влас­ти — знания", являясь не столько отдельным его компо­нентом — наряду со знанием и властью, — сколько ос­нованием общности последних, делающим возможным их объединение в системное целое, а именно: Д. объек­тивирует собой гештальтно-аксиологический изомор­физм принятых данной культурой стратегий власти и знания. Во-вторых, система детерминационных связей, в которые погружен Д., также может быть рассмотрена с точки зрения его амбивалентности: с одной стороны, Д. воспроизводит в своем императиве сложившуюся в обществе конфигурацию осуществления власти, с дру­гой — сам, в свою очередь, выступает глубинной мат­рицей конфигурирования властных отношений; анало­гичными двусторонними отношениями детерминации Д. связан и с базовой стратегией типовых для данного социума когнитивных практик, которые "в связи с ним /Д. — М.М., А.Г./ возникают, но не в меньшей мере его и обусловливают" (Фуко). Иначе говоря, "вот это и есть Д.: стратегии силовых отношений, которые и поддер­живают различные типы знаний /равно как и власти — М.М., А.Г./ и поддерживаются ими" (Фуко). Власть, та­ким образом, не конституируется в качестве "центриро­ванного, субстанциального феномена", но реализует се­бя именно посредством функционирования соответст­вующего Д., пронизывающего собой все уровни и фор­мы отношений: "на самом деле власть — это... пучок — более или менее организованный, более или менее пи­рамидальный, более или менее согласованный — отно­шений", силовой характер которых отнюдь не предпо­лагает "фокусировки... в определенное время и в опре­деленном месте на конкретном субъекте власти" (Фу­ко). Аналогично и познавательные процессы (на уровне своих глубинных целеполаганий) обусловлены выра­женным в Д. изоморфизмом конфигураций властных и когнитивных полей соответствующей культуры: "зна­ние сплетено с властью... оно лишь тонкая маска, на­брошенная на структуры господства" (Фуко). (Ср. с анализом социокультурных и, в частности, когнитив-

ных аспектов феномена власти в "Диалектике Просве­щения" Хоркхаймера и Адорно.) Так, например, дедуктивизм как важнейшая характеристика античной куль­туры оценивается Фуко именно в контексте его двойст­венных отношений детерминации с соответствующим Д.: "Можно сказать, что в античности имеешь дело с волей к правилу, с волей к форме, с поиском строгости. Как эта воля организовалась? Является ли эта воля к строгости лишь выражением некоторого функциональ­ного запрета? Или, напротив, она сама была матрицей, из которой затем выводились некоторые общие формы запретов?". Именно в силу своей детерминированности со стороны Д. культивируемые в конкретном обществе практики (как в сфере политики и познания, так и в других сферах — не столь фундаментальных) реализу­ются в русле вполне определенного, хотя и не рефлексируемого мышлением повседневности, парадигмального контура. Не объективируясь в эксплицитно сфор­мулированный кодекс регламентации, Д., тем не менее, обнаруживает себя фактически во всех типичных для конкретного общества практиках, выступая в качестве фундаментального регулятора последних и не допуская их выхода за пределы заданной наличным комплексом "власти — знания" рамки. Функционирование Д. в кон­кретных культурных сферах определяется такими его параметрами, как: 1) стратегическая природа; 2) век­торная направленность действия; 3) силовой характер. Д. реализуется в "определенного рода отношениях си­лы... рациональном и координированном вмешательст­ве в эти отношения силы, чтобы либо развернуть их в определенном направлении, либо блокировать их, либо стабилизировать" (Фуко). Специфика осуществления этого регулирования зависит от конкретной ситуации и может безгранично варьироваться с точки зрения меха­низма своей реализации. Сущность Д., однако, не мо­жет быть понята через эти его ситуативно плюральные воплощения и исчерпывающе сведена к ним — Д. кон­ституирует себя за ними — как неочевидный инвариант их нормативно-ригористического потенциала, почерп­нутого из комплекса "власти — знания" (см. Фуко.) В целом, творческий метод Фуко правомерно сводим к движению от публичных дискурсов-знаний к скрытым, подлежащим реконструированию, дискурсам-практи­кам и от них обоих к таким социальным практикам, ко­торые позволяют понять, как интересующее исследова­теля явление (например, сексуальность или безумие) конституируется, существует, трансформируется, всту­пает во взаимоотношения с другими явлениями. И, на­оборот, этот метод реконструирует движение от соот­ветствующих социальных практик к скрытым и пуб­личным дискурсам: "что я пытаюсь ухватить под этим именем, — писал Фуко, — так это, во-первых, некий

ансамбль — радикально гетерогенный, — включаю­щий в себя дискурсы, интуиции, архитектурные плани­ровки, регламентирующие решения, законы, админис­тративные меры, научные высказывания, философ­ские, но также моральные и филантропические поло­жения, — стало быть: сказанное, точно так же, как и не-сказанное, — вот элементы диспозитива. Собствен­но диспозитив — это сеть, которая может быть уста­новлена между этими элементами. Во-вторых, что я хотел бы выделить в понятии диспозитива — это как раз природа связи между этими гетерогенными явлени­ями. Так, некий дискурс может представать то в каче­стве программы некой институции, то, напротив, в ка­честве элемента, позволяющего оправдать и прикрыть практику, которая сама по себе остается немой, или же, наконец, функционировать как переосмыление этой практики, давать ей доступ в новое поле рациональнос­ти. Под диспозитивом, в-третьих, я понимаю некоторо­го рода — скажем так — образование, важнейшей функцией которого в данный исторический момент оказывалось: ответить на некоторую неотложность. Диспозитив имеет, стало быть, преимущественно стра­тегическую функцию". Употребление Фуко терминов "дискурс" и "Д." именно в таком значении и в рамках такого подхода позволило связать в единое целое эпи­стемологические планы осмысления мира (дискурсы-знания), анализ деятельностных и общественных кон­текстов и условий (дискурсы-властные отношения и дискурсы-практики), а также дескриптивное и компара­тивное описание текстов (дискурсы-правила). Тем са­мым Фуко закладывает основания для иной, новатор­ской схемы организации социально-гуманитарных дис­циплин. Следует отметить, что идея вертикальной трансляции в культурном пространстве доминантных гештально-аксиологических форм организации смысла может быть обнаружена далеко не только у Фуко и в этом отношении является универсальной для постмо­дернизма. Так, в исходных методологических основани­ях шизоанализа (см. Шизоанализ) заложена презумп­ция соподчинения "работы" всех "социальных машин", основанная на их тотально всеобщем подчинении еди­ному стереотипу, продуцируемому особой — так назы­ваемой "абстрактной машиной". И хотя бытие послед­ней фактически виртуально (оно проявляет себя лишь в изоморфном совпадении гештальтно-аксиологических параметров реализуемых всеми "социальными машина­ми" семантических стереотипов), тем не менее, эта "аб­страктная машина", по оценке Делеза и Гваттари, реаль­но "осуществляет связь языка с семантическими содер­жаниями и прагматикой высказывания, с коллективны­ми механизмами речи, со всей микрополитикой соци­ального поля" (так, например, Делез и Гваттари за-

даются вопросом, в каком отношении соизмерима кни­га, будучи малым устройством — литературной маши­ной, с машиной войны, машиной любви, машиной ревовлюции и т.д., а также с абстрактной машиной, кото­рая всех их порождает"). Иными словами, функциони­рование этой "абстрактной машины", собственно, и за­ключается в обеспечении функционирования Д.

М.А. Можейко, A.A. Грицанов