ИДЕОЛОГИЯ — понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий,

ИДЕОЛОГИЯ— понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных доку­ментов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным об­разом познанной или "сконструированной" реальнос­ти, ориентирована на человеческие практические инте­ресы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. Фундирует­ся тем, что Джемс обозначал как людская "воля к вере" (ср. у Аристотеля: человек может быть чем-то большим либо чем-то меньшим, нежели животное). Значитель­ный элемент иррационализма, необходимо присущий любой И., обусловливает и реальный облик ее творцов: по мысли Г.Лебона, "гениальные изобретатели ускоря­ют ход цивилизации, фанатики и страдающие галлюци­нациями творят историю". В рамках И. (в контексте осознания людьми собственного отношения к действи­тельности, а также существа социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изме­нение данных общественных отношений. Ядром И. вы­ступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъ­ектами политики. И. фундирована конфликтной приро­дой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели "враг — друг", кристаллизирующей сторонни­ков той или иной И. Степень разработанности и нагляд­ности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплоченности социаль­ной группы — носителя И. В 1795 М.-Дж.Дежерандо получил приз на конкурсе Национального института Франции за предложенное исследование идей в их свя­зи со знаками, а в 1796 Д. де Траси ("Элементы идео­логии", 1801—1815) впервые употребил термин "И." ("Ideologie") для обозначения новой эмпирической на­уки об идеях. И. следовала в его системе наук после зоо­логии. Траси, Дежерандо, П.Кабанис и др. разрабаты­вали новую дисциплину, опираясь на идеи француз­ских просветителей и энциклопедистов. Их критичес­кий пафос стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авто­ритетов". В 1808 Наполеон писал: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий для отдель­ных людей, как для народов, — время счастья". Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" и поздней­ших работах понимали под И.: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мысли­тельного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными ин-

тересами определенных классов и объективных побу­дительных сил своей деятельности, постоянно воспро­изводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мни­мой реальности, которая выдается за саму действитель­ность. Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения". Действительность, по Марксу, предстает в зеркале И. в искаженном, пере­вернутом виде. И. оказывается иллюзорным сознани­ем, Марксово понимание И. трансформировалось бла­годаря Энгельсу, разделившему критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуще­ствленный Фурье. Фурье критиковал "философов-иде­ологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориента­цию на изменение одного лишь сознания. В сложив­шемся марксизме И. понималась как "ложное созна­ние", порождаемое "классовым интересом" господст­вующих классов, стремящихся представить его "инте­ресом всего общества". В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие И. "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с И. "социалистиче­ской", воспринимаемой сугубо позитивно. И. обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется на­личием самого мощного в истории идеологического ап­парата, определенным "рамочным" плюрализмом (за­прет на И. национал-социализма и расизма, "не поощ­рение" коммунистических взглядов), религиозной тер­пимостью, "рассеянностью" во всем объеме внеидеологических феноменов и т.п. Появление принципиаль­но новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функ­ций И. Бахтин в своем истолковании И. попытался снять классово-политические контексты. "Идеологиче­ское" для Бахтина — синоним семиотического, знако­вого вообще: "Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.). Область И. совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак — там и И.". Бахтин противополагал И. — психо­логии как области "внутреннего знака" и "внутренней речи". Бахтин постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит, и И. "индивидуальна", а в ряду соци­ально-психологических явлений — выступает как "жиз­ненная И.". Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объектива­ции, вне воплощения в определенном материале (мате­риале жеста, внутреннего слова, крика) сознание — фик­ция. Это плохая идеологическая конструкция, создан-

ная путем абстракции от конкретных фактов социаль­ного выражения". Психологии Бахтин противопостав­лял не И. вообще, а только ее социальные объектива­ции в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д. Для обозначения объективно существу­ющих форм И. Бахтин использовал термин "идеологема". Трактовка И. как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации кон­кретных механизмов ее функционирования, хотя и эли­минировала идеологические предпочтения ее исследо­вателей, трансформируя их подход в объективно-семи­отический (в отличие от политической ангажированно­сти представителей марксизма). Спецификация семи­отических механизмов И. явилась одной из вершин фи­лософского творчества Р.Барта. В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и И., называя их "метаязыком". Барт не считал целесообразным проводить между И. и мифом семиотическое разграничение, определяя И. как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое постро­ение. Следуя традиции определения знака как ассоциа­ции означаемого и означающего, а языка — как систе­мы знаков, Барт определил миф и И. как "вторичные се­миотические системы", "вторичные языки". Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "язы­ка" "опустошается", согласно Барту, метаязыком до по­лой формы (сохраняясь и в обескровленном состоя­нии), которая становится означающим как мифа, так и И. Мерцающее существование первичных смыслов ис­полняет функции алиби для концептов метаязыка, т.е. для означаемых мифа и И. Это алиби мотивирует идео­логический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное". Критическое отношение к мифу и И. приводит Барта к их описанию в образе вурдалака: "Миф же — это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извле­кает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы". Миф и И. звучат голосом языка-объекта, оживляя его для потребителя, чередуя его выпотрошенную форму с его исходным смыслом. Значение же самого метаязыка "натурализируется" в И. В "Основах семиологии" (1965) Р.Барт отмечал, что И. — это постоянный поиск ценностей и их тематизация. В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс становится мифологическим. Кристева использовала для исследо­вания И. термин Бахтина "идеологема". Последняя оп­ределялась ею в качестве "интертекстуальной" функ­ции, придающей тексту социальные и исторические ко­ординаты, а также связывающей текст с прочими прак­тиками означивания, составляющими его культурное

пространство. И., по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя И., санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализации. Избавиться от данных пред­посылок невозможно, но возможно их прояснение в ак­те саморефлексии. Эко рассматривал коммуникативные функции И., которая "предохраняет нас от рассмотре­ния семантических систем в целокупости их внутрен­них взаимоотношений" благодаря ограничению облас­ти возможных коннотаций. Идеологический субкод ис­ключает нежелательные подразумевания семантичес­кой системы. И. выступает означаемым данного рито­рического субкода, и идеологические контексты фор­мируются "склеротически отвердевшими сообщения­ми". Позже Эко описал И. как перекодирование пер­вичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к не­стандартному употреблению прежнего правила и со­здающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значени­ем, перекодируют их. Статус И. как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдо­подобия. ("Референциального" — в контексте отноше­ния с реальностями мира, "логического" — в плане со­ответствия жанровым и игровым закономерностям и т.д.) Нередко в рамки И. пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (философию истории, местоположение в ней человека, сопряженные с ними оценочные суждения о возможных вариантах социаль­ного развития и желательного темпа последних). В этом контексте любая И., несущая в своей структуре некий идеал, противопоставленный наличной социаль­ной реальности, — утопична и эсхатологична. (Ср. у К.Манхейма: "в слове "идеология" имплицитно содер­жится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его".) В тоталитарных обществах И. трансформируется в го­сударственную религию с особыми догматами, свя­щенными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и т.д. Государство в этом случае вы­ступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать и трансформиро­вать постулаты И., выступает и высшим чиновником, и политическим лидером. (Бердяев именовал подобные общественные модели — "обратными теократиями".) Разрушение И. такого типа, неизбежное при переходе их на позиции терпимости и открытости к инаковым

духовным образованиям, представляется не менее бо­лезненной проблемой, чем даже процедуры передела собственности (ср. у Лебона: "нет ничего более разру­шительного, чем прах умерших богов"). Согласно Жижеку, "фундаментальное измерение" И. следующее: "идеология — это не просто "ложное сознание", иллю­зорная репрезентация действительности, скорее идео­логия есть сама эта действительность, которая уже должна пониматься как "идеологическая", — "идеоло­гической" является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со сто­роны субъектов этой действительности, не-знание, ко­торое является сущностным для этой действительнос­ти. То есть такой социальный механизм, сам гомеостаз которого предполагает, что индивиды "не сознают, что они делают". "Идеологическое" не есть "ложное созна­ние" (социального) бытия, но само это бытие — в той мере, в какой это бытие имеет основание в "ложном со­знании". Пророчество Ницше о том, что в 20 в. борьба за мировое господство будет осуществляться от имени тех или иных философских принципов, полностью ре­ализовалось (ср. "Восток" и "Запад" как идеолого-политические образования) в виде несколько трансфор­мированном: философские идеи заместились полити­ко-идеологическими максимами. Результатом явилось крушение доверия людей к человеческой мысли как та­ковой — по Манхейму, это было, в первую очередь, обусловлено широким признанием того, что "мысль всех партий во все эпохи носит идеологический харак­тер".

A.A. Грицанов