ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ — исходно — одна из ос­новных методологических установок прагматизма, в более узком смысле — версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мерфи и др.).

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ— исходно — одна из ос­новных методологических установок прагматизма, в более узком смысле — версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принципов, разработанных в И., вы­шло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (операционализм П. Бриджмена, "социальный бихевиоризм" Дж.Г.Мида, семиотическая концепция Морриса), так и будучи ос­мысленным в современных концепциях познания и знания в целом. И. переформулировал субъект-объект­ную проблему в проблему обоснования знания как та­кового, которую в свою очередь сформулировал как проблему понятийного схватывания опыта. Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситу­аций, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность, стре­мясь найти эффективные и рационалистически обосно­ванные решения жизненных (экзистенциальных) во-

просов и задач. Устойчивые ситуации выстраиваются на основе заложенных в человеке и приобретаемых им в процессах обучения и воспитания привычек (навы­ков), осознанных и закрепленных как верования, т.е. готовность действовать определенным образом. Жиз­недеятельность индивидов подчинена действию "прин­ципа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способности служить эффективным средством вписывания в ситуацию. В этом отношении снимаются и границы между познани­ем и действием. Понятия, идеи, теории суть лишь сред­ства, орудия, инструменты (откуда и название — "И."), "ключи к ситуации", "планы действия" субъекта, оце­ниваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обес­печения успеха в данной ситуации. Отсюда и функцио­нальная концепция истины (впервые последовательно развернутая и аргументированная в прагматизме), по­следовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и интенциональное понимание по­знания как движения в направлении обеспечения реа­лизации цели, задаваемой ситуацией. Основное отно­шение субъекта к миру — практическое, заинтересо­ванное, всегда субъективно окрашенное. В силу этого снимается и противопоставление теоретической и оце­ночной деятельности. Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма) как процесс вынесения оценки (истинно то, во что лучше верить). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интерпретируемос­тью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято. Однако выработанные в опыте привычки (навыки) и опробированные инструменты не являются универ­сальными, не обеспечивают стандартность и автоном­ность наших решений, а наоборот, при их догматизации, сужают горизонт наших возможностей. Большин­ство ситуаций, в которые включен человек, носят не ус­тойчивый (стационарный) характер, а полны неопреде­ленностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следова­тельно и опасны для человека) до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структурировать, не можем их перевести в ситуацию реализации решений. Ситуации локализу­ют наш опыт, контекстуализируют и его и наши инст­рументальные (познавательные) возможности, актуа­лизируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных от­ношений с объектами). Задача интеллекта в том и за­ключается, чтобы дать человеку возможность нормаль­но жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными социальными технологи­ями. "Инструментальная логика" познания, заканчива­ющаяся технологизированным решением, задается

адекватностью схватывания проблемы и правильнос­тью постановки целей, диктующих выбор средств-ин­струментов. Тезисы контекстуальности и функцио­нальности познания дополняются тезисом эксперимен­тальности (операциональности и технологичности). Познание — это "делание", умение решать проблемы, преобразовывать ситуации. Познать — значит не столь­ко выявить предпосылки возможного действия, сколько оценить возможные его последствия, характер порож­даемых принятым решением новых проблем. Одну вер­сию того, как это сделать, предложил Бриджмен, кон­ституировав тем самым операционализм как отдельное направление, другую Дьюи в своей модели пятиуров­невой процедуры. (Моррис "текстуализировал", а Мид "социализировал" эту проблематику, версии же Бридж-мена и Дьюи соотносимы между собой). Из этой про­цедуры выводится концепция истины Дьюи как оправ­данной утверждаемости, ставшей основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект знания для И. есть созданный, экзистенциально произведенный объ­ект. В нем это положение не радикализируется до ут­верждения конструирования реальности знанием, но возможность такого "хода" в И. заложена, как и собст­венная трактовка соотношения концептов повседнев­ного уровня познания (анализ прагматизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, полу­чившая детальную разработку в феноменологической версии социологии знания.

В.Л. Абушенко