КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — базовое понятие этики Кан­та,

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ(лат. imperativus — повелительный) — базовое понятие этики Кан­та, фиксирующее общезначимое нравственное предпи­сание, имеющее силу безусловного принципа человече­ского поведения. Как и в гносеологии, в своей практиче­ской философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в ка­честве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разу­му, а также, что такое мораль и как она возможна? Нрав­ственность, но Канту, может и должна быть абсолют­ной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму за­кона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представле­нию, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая зако­носообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превра­щения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его И. или правилом, ко­торое характеризует долженствование и выражает объ­ективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, — веление разума к субъективному несо­вершенству воли, формула которого и есть И. Все И. Кант делит на гипотетические (исполнение которых свя­зано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и К. — как поступки, объек­тивно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходи­мость максимы — быть сообразным с этим законом; при

этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководству­ясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно най­ти не одну его формулировку, например, "поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством тво­ей воли должна была стать всеобщим законом природы" или "поступай так, чтобы ты всегда относился к челове­честву и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству".) Однако, в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобще­го законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности откры­того им закона, отсутствия в нем элементов эмпиричес­кого. К.И. Канта определяет, т.обр., только форму мо­рального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к под­линно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ни­что другое, по Канту, быть нравственным просто не мо­жет.

Т.Г. Румянцева