КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО — философские ка­тегории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в "Категориях" и "Топике

КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО— философские ка­тегории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в "Категориях" и "Топике". Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос "какое?") Аристо­тель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабиль­ных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос "сколь­ко?") Аристотель приписывал ипостаси "множества" и "величины" в русле главной, с его точки зрения, мысли­тельной функции данной категории: выяснения "равен­ства" либо "неравенства". В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий. Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чи­стого рассудка (по "количеству" суждения чистого рас­судка делились на единичные, частные и общие; по "ка­честву" — на бесконечные, утвердительные и отрица­тельные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвя­зи и взаимозависимости между ними. Гегель, трактовав­ший качество как определенность тождественную с бы­тием, а количество как внешнюю, безразличную для бы­тия определенность, понимал их как некие этапы опре­деления и самоопределения бытия. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через налич­ное бытие к "для-себя-бытию", а количество — как сту­пень перехода от чистого количества через определен­ное количество к степени. Эксплицируя содержание ка­тегории "качество", Гегель вводит понятие "определен­ности" как эмпирической презентации качества, "свой­ства" как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле еди­ное качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и "гра­ницы" как феномена дифференцированности качества от других качеств. Аналогично содержание категории "количество" уточняется посредством введения поня­тий "величины" (пространственной протяженности и временной длительности системы) и "числа" как непус­того множества. Синтезом качества и количества у Геге­ля выступала мера. Гегельянизируя марксистскую пара­дигму миропонимания, Энгельс трансформировал уче­ние Гегеля о противоположенности качества и количест­ва и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение

и статус закона перехода количественных изменении в качественные и обратно". Появление и развитие сово­купности математизированных эмпирических наук, ос­нованных на процедуре измерения количественных па­раметров вещей и явлений, на соотнесении и сопостав­лении этих параметров с качественными характеристи­ками элементов бытия, сохраняют и актуализируют фи­лософскую значимость категорий "качество" и "количе­ство".

A.A. Грицанов