КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — одна из основ­ных составных частей мировой истории философии, ха­рактеризующаяся ярко выраженной самобытностью.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —одна из основ­ных составных частей мировой истории философии, ха­рактеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Ра­дикальная демифологизация осуществлялась в древне­китайской культуре как бы изнутри мифосознания — через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, — принципа единосущности макро- и микрокосма, поэто­му базисной интенцией китайского философского мыш­ления была идея органического единства человека и ми­ра. Органицизм мышления обусловил понимание вещей как подвижных, текучих образований: "ци", универ­сальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действи­ем противоположных сил — "ян" и "инь" (света и тьмы, напряжения и податливости); каждая вещь содержит в себе начала "инь" и "ян", поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Эмпирически на-

личное состояние дел постоянно должно приводиться в соответствие с изначальной гармонией великой триады Небо — Человек — Земля, поэтому китайское философ­ское мышление характеризуется отчетливо выражен­ным практицизмом. Знание — "чжи" — предмета вклю­чает не только его описание, но и предписание к дейст­вию: обладать знанием значит прежде всего "знать свое дело". В центре внимания китайских мыслителей нахо­дились этико-политические проблемы, поскольку дея­тельность по упорядочению Поднебесной (социума) по­нималась как важнейший фактор поддержания вселен­ской гармонии. Уже в период Западного Чжоу (нач. I тыс. до н.э.) оформилась одна из центральных категорий китайской мысли — "дэ", обозначающая силу порожде­ния и упорядочения. Благодаря силе "дэ" Небо (Небо-и-Земля) порождает и взращивает все сущее. Прави­тель — "ван", являясь Сыном Неба, приобщается к "ве­ликому дэ Неба и Земли" (космоса) и распространяет его на мириады людей, гармонизируя Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Подне­бесной, Небо отвечает правильным порядком природ­ных процессов, хаос же в обществе вызывает природ­ные катаклизмы. "Золотым веком" китайской филосо­фии является период 6—3 вв. до н.э. В это время возник­ли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа на­турфилософов и школа имен. В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается как зависящее от "дэ" каждо­го человека. Родоначальники двух основных течений китайской философии — Конфуций и Лао-цзы — вво­дят u связи с этим категорию "дао" — пути как мерила должного индивидуального поведения. Накопление "дэ" достигается познанием "дао" и следованием ему; обладание знанием оказывается важным средством гар­монизации Поднебесной. Конфуций и Лао-цзы разраба­тывают взаимодополнительные модели познания "дао". Для Конфуция характерна опора на формальную упоря­доченность человеческого поведения посредством стро­гого следования правилам церемониала "ли". Воплоще­нием знания выступает "благородный муж" ("цзюнь цзы"), посредством жесткого самоконтроля обуздываю­щий природно-хаотическое начало в человеке. В проти­вовес конфуцианскому культуроцентризму даосизм вы­двигает стратегию "следования естественности". Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип "недеяния" — "у вэй") позволяет совершенномудрому приобщится к "дао" как общемиро­вому естественному ритму событий. При империи Хань (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик тра­диционной китайской цивилизации. Даосское учение

трансформировалось в так называемый "религиозный даосизм", занятый преимущественно решением пробле­мы бессмертия и образующий неортодоксальную со­ставляющую китайской духовной культуры. Развитие философской мысли в Китае характеризовалось тради­ционностью: для нее характерна исключительная ста­бильность круга основных философских проблем и ка­тегорий, а преимущественными формами философского творчества являлись комментарии и компиляция кано­нических произведений.

В.Н. Фурс