Quot;АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУК­ТИВНОСТИ" ("The anatomy of human destractiveness", 1973) — произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологическо­го феномена.

"АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУК­ТИВНОСТИ"("The anatomy of human destractiveness", 1973) — произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологическо­го феномена. Фромм вводит разделение агрессии "доб­рокачественной" — филогенетически заложенного им­пульса к атаке (или бегству) в ситуации, когда возника­ет угроза жизни, и агрессии "злокачественной" (де­структивности и жестокости). "Доброкачественно-обо­ронительная" агрессия необходима для выживания ин­дивида и рода, имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. "Злокачест­венно-деструктивная" агрессия присуща только челове­ку и практически не наблюдается у других млекопитаю­щих; по Фромму, этот вид агрессии не имеет филогене­тической программы и служит биологическому приспо­соблению. Фромм подвергает критике понимание агрес­сивности в инстинктивизме (отдельные положения уче­ния Фрейда, К.Лоренца и др.) и бихевиоризма (Б.Скиннер и др.). Инстинктивистские концепции трактуют аг­рессивность как постоянный фактор психической жиз­ни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных пове­денческих актах ("гидравлическая концепция агрессив­ности"). Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматрива­ет агрессивность только в контексте визуально наблюда­емого поведения, исключая из анализа целостную чело­веческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирую­щие поведение импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответст­венно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем. В качестве альтернативы этим моде­лям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характе­рологическими страстями, органично присущими лич­ности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих че­ловеку от рождения деструктивных наклонностях, ис­пользуя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Так, нейро­физиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, акти­визирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия (т.е. агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно). Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрес­сивности, поскольку в физиологии мозга (и в поведе­нии) не меньшую значимость имеет рефлекс бегства (нервные волокна и центры нападения и бегства распо­ложены очень близко). При этом "инструментальная" агрессивность хищников нейрологически отлична от за­щитной агрессивности и у других животных не встреча­ется; человек же в своем филогенезе не являлся хищни­ком. Характерно, что в неволе животные значительно чаще проявляют агрессивность, чем в естественных ус­ловиях обитания. Причиной этого является сокращение жизненного пространства и разрушение структуры вну­тривидовых контактов. Однако аналогичные явления в человеческом обществе (аномия), по Фромму, имеют иную природу и связаны не столько с плотностью насе­ления, сколько с ущербностью социальной структуры, утратой настоящих человеческих связей и жизненных интересов. Если решение проблем, связанных с перена­селением, у животных имеет биологические основания, то у человека — социальные и политические. Антропо­логические данные не подтверждают наличие деструк­тивности и жестокости у примитивных народов в про­цессе охоты, а также опровергают тезис о присущем че­ловеку стремлении к господству (социальные отношения таких народов не определяются командно-подчи­ненной психологией). Войны первобытных народов не имеют характера массовых организованных действий, их эскалация экономически невыгодна. В целом, по Фромму, воинственность является функцией цивилиза­ционного развития. Агрессивность в обществе тем вы­ше, чем выше степень разделения труда. Самыми агрес­сивными являются социальные системы, которым уже присуще деление на классы. Фромм полагает, что осно­вой превращения человека в эксплуататора и разруши­теля стала "революция городов" 4—3 тысячелетий до н.э. Рост производительности и разделение труда, пре­вращение прибыли в капитал, необходимость централи­зованного учета готовой продукции обусловили классо­вое расслоение общества. В этот же период возникает собственно институт войн, направленных на захват цен­ностей и на преодоление политической и династической раздробленности. Возникшая социальная система изна­чально являлась эксплуататорской; власть в ней опира­лась исключительно на силу, страх и подчинение. Город­ская цивилизация становится источником жажды власти (садизма) и страсти к разрушению жизни (некрофилии). Таким образом, деструктивность и жестокость не явля­ются сущностными чертами человеческой натуры, одна­ко могут достигать значительной силы и распространен­ности. Фромм считает, что их объяснение следует ис­кать не в унаследованном от животных предков разру­шительном инстинкте, а в тех факторах, которые отно­сятся к специфически человеческим условиям сущест­вования. Так, даже в форме защитной реакции агрессив­ность у людей встречается значительно чаще, чем у жи­вотных. Фромм рассматривает ряд видов этой формы аг­рессивности, "собственно человеческих вариантов ее проявления"; их объединяют понятия псевдоагрессии и оборонительной агрессии. Псевдоагрессия (в виде не­преднамеренной агрессии, игровой агрессии и агрес­сии-самоутверждения) обозначает "действия, в резуль­тате которых может быть причинен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения". Оборонительная агрессия связана у человека с ответными реакциями на угрозы свободе, индивидуальному или групповому нар­циссизму, на попытку лишения человека иллюзий, а так­же с конформистским, или "инструментальным", пове­дением. В силу специфики человеческого существова­ния она проявляется сильнее, чем у животного: человек реагирует не только на наличную, но и на возможную угрозу; он подвержен манипуляции, руководству, убеж­дению; человек нуждается не только в физических, но и в психических условиях выживания — прежде всего в "системе координат" и в объектах почитания. Главным условием снижения оборонительной агрессии, в силу невозможности изменения ее биологической основы, является, по мысли Фромма, устранение из жизни как индивидов, так и групп взаимных угроз. Это предпола­гает в первую очередь создание системы производства и распределения, обеспечивающей людям достойные ус­ловия бытия и исключающей или делающей непривле­кательным стремление к господству одной группы над другими. В отличие от оборонительной, "злокачествен­ная" агрессия не порождается инстинктами и присуща только человеку. Фромм утверждает, что она не нужна для физиологического выживания, но в то же время представляет собой важную составную часть человече­ской психики. Деструктивность рассматривается им как возможная реакция на психические потребности, глубо­ко укорененные в человеческой жизни, как результат взаимодействия различных социальных условий и экзи­стенциальных потребностей человека. Фромм опреде­ляет человека как примата, начинающего свое развитие в момент эволюции, когда инстинктивная детерминация становится минимальной, а развитие мозга достигает максимального уровня. Соответственно у человека воз­никают специфически человеческие (экзистенциаль­ные) потребности, общие для всех людей и ориентиро­ванные на преодоление своего страха, изолированности, беспомощности, заброшенности, на поиск новых форм связи с миром. По Фромму, различные способы удовле­творения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Именно страсти являются стержнем мотивационной сферы человека. Таким образом, "злокачественная" аг­рессия, по Фромму, является иррациональным (неконст­руктивным) вариантом ответа на экзистенциальные по­требности. При этом Фромм различает "кажущуюся" деструктивность (необусловленные страстью к разру­шению деструктивные действия, например ритуаль­ные), "спонтанные" формы деструктивности (активиза­ция деструктивных импульсов при чрезвычайных об­стоятельствах, например деструктивность в состоянии экстаза, деструктивность как идеальная цель) и укоре­ненную в характере деструктивность (садизм и некро­филия). Садизм Фромм определяет как страстное влече­ние к неограниченной власти над другим живым суще­ством; развитию садизма способствует эксплуататор­ская социальная система и ситуация отсутствия "поло­жительных стимулов" (в качестве "клинического случая анально-накопительского садизма" Фромм рассматрива­ет Г.Гиммлера, "клинического случая не-сексуального садизма" — И.Сталина). Некрофилия, по Фромму, есть страсть к разрушению жизни и привязанность ко всему мертвому, разложившемуся, механическому. Одним из симптомов некрофилии Фромм считает присущее техногенному обществу вытеснение интереса к живому ин­тересом к артефактам. Развитие некрофилии связывает­ся им с определенными генетическими предпосылками; однако собственно некрофильский характер формирует­ся под влиянием гнетущей, лишенной радости атмосфе­ры в семье и — в первую очередь — "злокачественны­ми" кровосмесительными узами. Примером "клиничес­кого случая некрофилии" Фромм считал А.Гитлера. "А.Ч.Д.", выступив одним из прецедентов многомерно­го психоаналитического подхода к анализу социальной проблематики, содействовала дальнейшей отработке методологии социологического психологизма.

М.Н. Мазаник