ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729— 1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра.

ЛЕССИНГ(Lessing) Готхольд Эфраим (1729— 1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эсте­тики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отра­жение жизни своей страны. Но самым важным в интел­лектуальной реформе Л. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767—1768) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художествен­ного изображения. Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драматического творчества Л. стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные ре­лигии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельнос­ти Л., но и в других областях искусства он стал подлин­ным реформатором. В своем эстетическом трактате "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии" Л. выступил ярким противником классицизма и феодально-придвор­ной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художест­венные произведения и литературная критика позволя­ли ему высказывать свои довольно радикальные взгля­ды. Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. представляло собой соединение фи­лософии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что "предопределенная" гармония Лейбница есть не что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души

и тела, которые суть одно и то же, но представляющее­ся то в качестве мышления, то в качестве протяженнос­ти. В найденном после его смерти фрагменте под назва­нием "О действительности вещей вне Бога" Л. говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никако­го разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Хотя Л. и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчерки­вая действенное начало и непрерывное движение в при­роде. Все в мире, по Л., находится в движении, в движе­нии к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух — проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него са­мого; мир несотворим и неуничтожим. Однако известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благода­ря Якоби, опубликовавшему в 1785 в "Письмах Мен­дельсону об учении Спинозы" свою беседу с Л., в кото­рой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы. Мендельсон не поверил Якоби, завязалась пе­реписка, она была опубликована, вызвала многочислен­ные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запре­щен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называ­емый "спор о пантеизме", вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и че­ловечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата "Воспитание челове­ческого рода" (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, "если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это, без сомне­ния, был Л. — крупнейший представитель радикально­го крыла немецкого Просвещения".

Т. Г. Румянцева