МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философ­ствования,

МОДЕРНИЗМ— неклассический тип философ­ствования, радикально дистанцированный от класси­ческого интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответст­венно — идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западно­го образца вектор последовательного отказа от пре­зумпций метафизики (см. Метафизика, Постмета­физическое мышление).К предпосылкам формиро­вания идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человече­ского разума (элиминация из структур соответствую­щих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его чело­веческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности — с другой; (Идея абсолютности, универсальности и то­тальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различ­ных — "чистого" и "практического" — разумов — см. Kritik.)3) позитивистские идеи (начиная от Конта), согласно которым человеческий разум по своей при­роде контекстуален и способен трансформировать со­циальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной на­уки), и аналогичная этим идеям программа, предло­женная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как "ложное сознание"); за­дача философской рефлексии усматривалась в "изме­нении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал отражения действительности и когни­тивный пафос классического мировоззрения замещал­ся установкой на социальный конструктивизм; 4) тра­диция художественного символизма, очертившая про­странство и задавшая механизмы абстрактного моде­лирования возможных миров. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его изме-

рениях (от политического до художественного), со­циального конструктивизма через посредство осмыс­ленной деятельности человека, позитивности "раз­рыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксиро­ваны: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психо­логическая артикуляция бытия у Шопенгауэра, лингво-математическая у Куайна, экзистенциальная у Сар­тра и т.п. (см. Онтология);2) интенция на иннова­цию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцен­тировании в М. метафоры "молодость"; акцентиро­ванный антитрадиционализм (вплоть до постулиро­вания значимости воинствующего эпатажа, перма­нентного бунта и поворотных разрывов с предшест­вующей традицией); 3) пафосный отказ от классиче­ской идеи "предустановленной гармонии" (иниции­рованный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается не­избывной характеристикой существования человече­ского рода (см. Хаос, Хаосмос);4) преодоление трак­товки человека как "слепка" Бога и отказ от монисти­ческого гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д.; переосмысление сущности и направленности гума­низма как такового: идея "сверхчеловека" Ницше, "негативный гуманизм" Глюксмана и др.), что выли­лось в социальный конструктивизм, породивший раз­нообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обре­тших в радикализме марксистского революционизма (см. Сверхчеловек, Ницше);5) подчеркнутый анти­нормативизм, основанный на рефлексивном осмысле­нии того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходя­щими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции; 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом худо­жественном языке. Стратегия обновления языка ока­зывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, — понятия мыс­лятся не как предзаданные "истинной" природой он­тологии, а как конструируемые: от трактовки творче­ства как процедуры самовыражения художника — до идеи о невозможности и немыслимости бессубъект­ной онтологии; 7) идея вариативности разворачива­ния процессуальности: многовариантность становит­ся для М. типичным и атрибутивным параметром

культуры: три финала в "Трехгрошовой опере" Б.Брехта, четыре рассказчика в "Шуме и ярости" у У.Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в "Прометее" Кафки, несколько развитии сюжета из од­ного зачина у Э.Хемингуэя в "Посвящается Швейца­рии" — расхожая формула "возможны варианты" ста­новится знамением времени — с течением этого вре­мени это приведет к формированию идеи пустого зна­ка, открытого для вариативного означивания (см. Пус­той знак, Означивание).В общем разворачивании традиции философии западного типа М. выступает важнейшим этапов конституирования постмодернист­ской парадигмы в философии (см. Постмодернизм).

A.A. Грицанов, М.А. Можейко, В.Л. Абушенко