НАУКОУЧЕНИЕ (нем. — Wissenschatslehre) — 1. Термин, используемый

НАУКОУЧЕНИЕ(нем. — Wissenschatslehre) — 1. Термин, используемый Фихте для обозначения собст­венной системы философских взглядов, отождествляе­мой им с "учением о науке", "знанием знания", "наукой о сознании" и т.п.; указывающий на проблемную преем­ственность его философии по отношению к критичес­кой философии Канта, целью которой были поиски пре­дельных оснований научного знания. 2. Общее название корпуса работ Фихте, в которых философия обосновы­вается в вышеозначенном качестве. Начиная с весны 1794 — времени, когда мыслитель выработал в основ-

ных чертах метод своего философствования и присту­пил к чтению первых лекций по Н. в Цюрихе, и вплоть до конца 1813 — осенних вступительных лекций в Бер­линском университете, Фихте постоянно перерабатывал свои идеи, так никогда и не удовлетворившись достиг­нутыми результатами. Есть сведения, что незадолго до смерти философ задумал изложить свое учение в виде окончательной, завершенной и всесторонне разработан­ной системы, которая, как он считал, наконец-то откры­лась ему "с полной ясностью" и очевидностью. Однако неожиданная смерть воспрепятствовала осуществле­нию этой задачи, к слову говоря, почти не реализуемой к тому времени из-за ставших уже неотъемлемо прису­щими его учению таких свойств, как эскизность и опре­деленная торопливость. Как писал Фишер, "со времен Фихте философией овладевает какое-то нетерпение, не­укротимое движение вперед". Такую изменчивость взглядов и частую доработку и переработку Н. можно объяснить прежде всего жесткой привязанностью фило­софа к преподавательской деятельности, не позволяв­шей его мыслям созревать постепенно; в отличии от Канта, десятилетиями вынашивавшего свои идеи, Фих­те вынужден был немедленно излагать их в лекционном курсе перед студентами, что не могло не привести в по­следующем к серьезной работе по их совершенствова­нию. Можно отметить также и ряд свойств его чрезмер­но активной натуры, отличавшейся к тому же беском­промиссностью и крайне завышенными требованиями по отношению к себе, а также его намерениями, в отли­чие от большинства немецких философов, непосредст­венно вмешаться своей философией в ход истории и практически участвовать в ней, воздействуя на мир сво­ими идеями. Для такой личности первостепенное значе­ние приобретают великие исторические события, смена которых каждый раз накладывает серьезный отпечаток на развитие идей. Что же касается времени, в которое жил Фихте, то оно до предела было насыщено такими событиями: например, Великая французская револю­ция, наполеоновские войны, оккупация Германии и т.п. В соответствии с философской эволюцией самого мыс­лителя так называемый "корпус Н." принято подразде­лять на два основных блока. К первому относятся рабо­ты, написанные им главным образом в 1794—1802, сре­ди которых можно упомянуть следующие: "О понятии наукоучения, или Так называемой философии" (1794, исправленное издание 1798) — произведение, ставшее своего рода введением в Н. или, по выражению самого Фихте, являющееся "частью критики Н." и представля­ющее собой программу его первых лекций, прочитан­ных в Цюрихе для узкого круга почитателей. "Основа общего наукоучения" (1794, исправленное издание 1802) — работа, ставшая центральным произведением в

комплексе Н., подзаголовок которой — "На правах руко­писи для слушателей" — сам автор объяснял фактом не­понимания последними основополагающих идей его учения. Предоставляя слушателям тексты своих лекций, Фихте надеялся тем самым прояснить смысл этих идей и сделать их более доступными: (в том числе и в этом проявлялись его блестящие педагогические способнос­ти). Неслучайно Шеллинг на этапе разработки собст­венной системы философии, независимой от Фихте, пи­сал по этому поводу, что "есть одна область, в которой Фихте представляет неподражаемый образец; я говорю о его литературном таланте и о его способности растол­ковывать: не сомневайтесь, если он сам что-нибудь по­нял, то он уж разъяснит тебе это до последних мелочей и не отстанет от тебя; он не только тебе скажет, что и как ты должен думать, но и укажет, чтоты мог бы, но не должен при этом думать, и проявит при этом истин­ное самопожертвование и силу сопротивления скуке". Следующая работа этого цикла — ''Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способнос­ти" (1795), вышедшая в свет сразу же после "Основы общего наукоучения". Здесь Фихте, по его собственному утверждению, постулировал факт первоначального толчка, вызывающего деятельность "Я"; он считал воз­можным на этом этапе своего развития перейти от дек­лараций (в этом, кстати говоря, он всю жизнь упрекал Канта) к непосредственной дедукции основополагаю­щих понятий своего учения. Именно с этой целью он и пишет "Очерк особенностей...", пытаясь вывести и об­стоятельно пояснить сам факт вышеозначенного толчка, играющего столь значительную роль для понимания ис­ходного принципа его Н. Особое место в совокупности работ данного цикла принадлежит двум статьям, напи­санным Фихте в 1797 для "Философского журнала об­щества немецких ученых" и, соответственно, опублико­ванным в этом же году в пятой и шестой его книгах. Речь идет о "Первом введении в наукоучение" и "Вто­ром введении в наукоучение для читателей, уже имею­щих философскую систему", представляющих собой своего рода пропедевтику его учения и опять же образец дидактического искусства изложения материала. Имен­но здесь Фихте практически впервые однозначно квали­фицирует точку зрения своей философии как "критиче­ский идеализм". В "Первом введении в наукоучение" мыслитель попытался также совершенно недвусмыс­ленно установить отношение Н. к системе философских воззрений Канта и "изложить его великое открытие со­вершенно независимо от Канта". "Моя система, — пи­сал Фихте, — не что иное, как система Канта, т.е. она со­держит тот же взгляд на предмет, но в своем способе из­ложения совершенно не зависит от изложения Канта". Здесь же Фихте устанавливает коренную противополож-

ность его философии, как философии свободы (а Н., с его точки зрения, и есть система человеческих знаний о закономерностях и необходимых действиях человечес­кого духа в его свободном акте рефлексии) всем т.наз. догматическим системам, утверждающим принципи­альную зависимость человека от вещей. Считая, что главной целью философии должно стать обоснование знания или опыта, складывающегося из нашего пред­ставления о вещах (Фихте называет его "интеллигенци­ей") и самих этих вещей, мыслитель полагает, что толь­ко интеллигенция сама в себе может рассматриваться в качестве независимого от всякого опыта его подлинного основания. Исходный принцип догматизма — "вещь в себе" — оказывается, по Фихте, невозможен в силу то­го, что возникающая под влиянием этой вещи в себе причинно-следственная цепь, являет собой сплошное действие вовне, при котором ничто не способно к дея­тельности, обращенной на себя. Иными словами, в этой цепи нельзя найти точку, в которой бы вещь преврати­лась в представление и стала объектом интеллигенции и где бы из этой вещи в себе проистекала интеллигенция. Последняя же, по Фихте, представляет собой несомнен­но двойной ряд: интеллигенция не только есть, она зна­ет свое бытие, представляя собой одновременно и дея­тельность, и созерцание этой деятельности. Таким обра­зом, идеализм становится единственно возможной точ­кой зрения применительно к искомой задаче — поиску оснований опыта. Именно из этого принципа — интел­лигенции в себе — Фихте и попытается теперь объяс­нить опыт, как систему наших необходимых представле­ний. Отвечая на вопрос о том, как из интеллигенции воз­никает опыт, философ отмечает активный характер ин­теллигенции, понимая последнюю в качестве произво­дящего основания и деятельностного принципа. Здесь же, в "Первом введении к наукоучению" он пытается еще более точно конкретизировать задачи своего Н., считая главной из них теперь — прозрение принципа интеллигенции, исчерпывающее развитие которого и даст в итоге опыт. Фихте подробно очерчивает область Н. — от принципа интеллигенции до совокупности опы­та — и его основную цель — поиски основ опыта из происходящего в самом сознании вследствие свободно­го акта мышления. "Второе введение...", в отличие от первого, Фихте посвятил более искушенным в философ­ских вопросах читателям, уже имеющим определенную систему философских взглядов. Отсюда и большая сложность стоящей здесь перед автором задачи — "вну­шить недоверие к их правилам" и дать "предваритель­ное исследование о методе" Н., "решительно отличаю­щемся от построения и значения обычных доселе фило­софских систем". Важнейшим понятием, суть которого здесь проясняется, становится понятие "интеллектуаль-

ного созерцания". Обращаясь к первому основоположе­нию Н., гласящему "Я есмь Я", или "Я полагает само се­бя", Фихте акцентирует внимание на том факте, что в этом акте самомышления, благодаря которому Я впер­вые возникает для себя, оказываются соединены в одно целое действие и созерцание этого действия. Это дейст­вие, говорит он, не может быть познано опосредство­ванно, через понятия; оно дано непосредственно в со­зерцании. В акте самосознания Я непосредственно со­зерцает свое действие, обращенное на меня же самого. Это непосредственное созерцание и есть, по Фихте, ин­теллектуальная интуиция. В свое время Кант различал созерцание (как чувственность) и мышление (рассудок), отвергая понятие интеллектуального созерцания, став­шего одним из важнейших положений предшествующе­го ему рационализма. Созерцание, по Канту, всегда чув­ственно; непосредственно даны лишь чувственные впе­чатления, которые интеллект связывает и опосредствует с помощью понятий. Все знание, таким образом, опо­средствованно; нет и не может быть непосредственного созерцания при помощи интеллекта (исключая разве что божественный интеллект, который в акте непосредст­венного созерцания одновременно творит умопостигае­мые сущности). В отличие от Канта, у Фихте в акте са­мосознания Я, созерцая, одновременно и порождает со­зерцаемое; этот акт и есть интеллектуальная интуиция, непосредственное знание того, что я действую, и того, что за действие я совершаю. Таким образом, из своего первопринципа "Я есмь Я" Фихте выводит не только форму, но и содержание всего сущего, наделяя человече­ское сознание прерогативой божественного (по Канту) интеллекта, а именно — порождение бытия в акте его созерцания. Фихте решительно отвергает здесь кантовскую вещь в себе, аффицирующую извне наше созна­ние, считая, что Кант, признав ее, ограничил тем самым им самим введенный принцип деятельностной активно­сти и спонтанности сознания. Допустив интеллектуаль­ное созерцание, Фихте освободил тем самым Я от всего, находящегося вне его и хоть сколько-нибудь сковываю­щего его деятельность: теперь она всецело определялась самой собою. Однако этот свой метод Фихте всячески пытается подкрепить ссылками на своего великого предшественника, полагая, что последний также допус­кал интеллектуальную интуицию, вводя понятие транс­цендентального единства апперцепции. Не желая видеть принципиальной разницы в своем и кантовском его по­нимании, Фихте расценивает акт трансцендентальной апперцепции в качестве акта созерцания рассудка, в ко­тором последний выступает как интуитивный, порож­дая в нем, этом акте, впервые само наше Я. В итоге он отождествляет сознание и самосознание, считая, что в акте "Я мыслю" само Я рождается впервые, являясь

продуктом свободного акта самоотождествления. По­этому в начале фихтеанского Н. неизбежно оказывается положенным требование, как предварительный акт по­рождения самого Я — "Воздвигни свое Я, стань самосо­знательным субъектом — и тогда только ты станешь фи­лософом; мысли, следи, как это происходит" и т.п. Та­ким образом, Фихте обосновывает интеллектуальное созерцание в качестве единственно прочной точки зре­ния для всякой философии, исходя из которой он попы­тается в дальнейшем объяснить все происходящее в со­знании. Он напишет: "Я не могу покинуть эту точку зре­ния, потому что не смею ее покинуть... Я должен в сво­ем мышлении исходить из чистого Я и мыслить его как абсолютно самодеятельное, не как определенное через вещи, а как определяющее вещи". "Опыт нового изло­жения наукоучения" (1797) — следующая работа, непо­средственно примыкающая к первым двум "Введени­ям...", которая не была закончена автором и по сути об­рывается на первой главе (состоящей из трех небольших параграфов) из-за разгоревшегося в это время т.наз. спо­ра об атеизме, в результате которого разразился скандал и Фихте был вынужден покинуть Йенский университет. В качестве своего рода подзаголовка первой и единст­венной главы данной работы Фихте формулирует следу­ющий тезис — "Всякое сознание обусловлено непосред­ственным сознанием нас самих". Таким образом, он пы­тается продолжить начатое им во "Введениях..." обосно­вание и разъяснение смысла своего первого основопо­ложения; в очередной раз пишет о деятельностной при­роде мышления; разъясняет суть метода интеллектуаль­ного созерцания, конкретизирует понятие "интеллиген­ции", употребляя наименование "яйность" (Ichheit) и т.п. Второй блок Н. состоит главным образом из произ­ведений, написанных в 1801—1812 и опубликованных после смерти философа его сыном. Среди них: "Изложе­ние наукоучения 1801 г.", "Наукоучение" (работа, со­ставленная из текстов его лекций в 1804), "Сообщение о понятии наукоучения и его дальнейшей судьбе", напи­санное в 1806, "Наукоучение в его общих чертах", вы­шедшее в 1810 в качестве небольшого приложения к "Фактам сознания" — работы, сыгравшей важную роль в становлении европейской философской феноменоло­гии, многие примеры из которой были использованы впоследствии Гуссерлем. "Наукоучение" (вновь тексты лекций, 1812), и "Наукоучение", составленное из текс­тов лекций, прочитанных весной 1813 и оставшихся так и незаконченными из-за начавшейся войны, и, наконец, вступительные лекции к "Наукоучению", прочитанные в Берлинском университете осенью 1813. Главенствую­щее для первого периода Н. понятие "Я" заменяется во второй период понятием "знания", затем "абсолютного знания", сопрягающимся с "абсолютом", единственно

возможным проявлением которого оно (знание), соглас­но Фихте, и является. Подобного рода поворот был во многом обусловлен результатами острой полемики, ко­торая развернулась между Фихте и Шеллингом начиная с 1801, когда последний, окончательно избрав путь са­мостоятельного развития, стал упрекать творца Н. в субъективистской односторонности его взглядов. Фихте пытался всячески защитить претензии Н. на право счи­таться универсально-всеобъемлющей и единственно-подлинной философией. Отсюда в его работах послед­них лет постоянно звучит мысль о том, что в Н. следует "исходить из абсолютного знания", что разительно от­личается от первоначального акцента мыслителя на са­мосознающем и самодеятельном "Я" как исходном пункте Н. Пытаясь выяснить для себя суть этого абсо­люта, Фихте приходит затем к отождествлению его с Бо­гом. Таким образом, его Н., несмотря на сохранение прежнего для него названия, все больше приобретает черты теософии, свидетельством чему может служить весьма характерное высказывание из одной из его по­следних работ — "Наукоучение в его общих чертах", где Фихте напишет: "От наукоучения не может укрыться следующее. Только одно существует безусловно через самого себя — Бог. Бог же не есть мертвое понятие, ко­торое мы только что высказали, но он есть в самом себе жизнь и только жизнь... Но если знание должно все-та­ки существовать, не будучи самим Богом, то, так как нет ничего, кроме Бога, оно может быть все же лишь самим Богом, но Богом вне его самого; бытием Бога вне его бы­тия; его обнаружением, в котором он был бы совсем так, как он есть, и все же оставался бы также в себе самом совсем так, как он есть...". Даже, будучи наполнено тео­софским содержанием, Н. сохраняло для Фихте свое вы­сокое теоретическое значение, никогда не растворяясь в традиционной религиозности. Так до последних дней жизни он испытывал священный трепет перед началь­ными стихами Евангелия от Иоанна — "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово", видя в них удивительное совпадение со своими поздними тео­софскими идеями о тождественности по содержанию божественного наличного бытия и знания, "в котором содержится мир и все сущее". Теософский вариант его Н. также оказался неразработанным, представляя собой не более, чем наброски, по которым чрезвычайно труд­но составить целостное представление о его поздней си­стеме взглядов.

Т.Г. Румянцева