НЕОПЛАТОНИЗМ — философско-мистическое направление античной мысли 3—6 вв.,

НЕОПЛАТОНИЗМ — философско-мистическое направление античной мысли 3—6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. пред­ставляет собой синтез идей Платона с добавлением ло­гики и толкований Аристотеля, не противоречащих Пла-

тону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских ораку­лов и египетской религии. Корни некоторых идеи (на­пример, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. существовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл). Основное философское содержание Н. состав­ляет разработка диалектики платоновской Триады: Еди­ное — Ум — Душа. Н. представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существу­ет неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Оно зманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образу­ются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чув­ственный Космос. Дальнейшая эманация в материю не­обходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека — пре­одолеть страсти, вожделения, пороки и путем доброде­телей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза. На Н. оказал влияние стои­цизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических ог­ненных катаклизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Бо­жества, духовных иерархиях, учит освобождению души из материи. Н. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Ми­стика, утонченная логика и абсолютная этика всегда бы­ли в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оста­вил письменного изложения своего учения. Продолжате­лем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший шко­лу в Риме (244). С 270 его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку Н. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н. практику теургии. Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и те­ургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия "Жизнеописания философов и софи­стов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфи­рий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием. В дальнейшем ее ру-

ководителем становится Сирин (5 в.), который определя­ет круг текстов Н.: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература, "Халдейские оракулы". Его пре­емник Прокл подводит итог развитию платонизма. По­сле смерти Прокла во главе афинской школы стояли Ма­рин и Исидор, ставившие озарение выше теоретичес­ких исследований. Александрийская школа тесно связа­на с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха — Гиерокл, автор комментариев к "Золо­тым стихам" пифагорейцев, у Сириана — Гермий, у Прокла — Аммоний. В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Плато­низм и Н. были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем Н. оказал мощное — прямое и косвенное — влияние на становле­ние христианского вероучения и теизма в целом. Ока­зал содержательное влияние на всю европейскую тра­дицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для истории философии особо отмечал Гегель: "в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтернретации. (См. также Плотин, Прокл.)

В.В. Лобач