Quot;НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ" ("Das Unbehangen in der Kultur", 1930) — книга Фрейда,

"НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ"("Das Unbehangen in der Kultur", 1930) — книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противо­стояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого опыта как ин­дивидуального, так и родового. Так, в религиозном чув­стве, по мысли Фрейда, присутствуют, с одной стороны, элементы детской беспомощности и потребности в за­щите, с другой — "океаническое чувство" причастности к вечности и бесконечности, которое Фрейд связывает с отсутствием в психике грудного ребенка различения своего "Я" и внешнего мира. Развитие человека, по Фрейду, движется от главенства "принципа удовольст­вия" к признанию "принципа реальности", устанавлива­ющего пределы удовлетворения инстинктивных влече­ний. В целом, по мнению Фрейда, люди стремятся прежде всего к достижению счастья, трактуемого им как исключение боли и неудовольствия и получение интен­сивного удовольствия. Т.обр. целью человеческой жиз­ни, согласно Фрейду, фактически является реализация программы "принципа удовольствия". Однако достиже­ние сильного чувства удовольствия сталкивается, по мнению Фрейда, со значительными сложностями, в т.ч. с адаптацией организма к испытываемому наслажде­нию. В то же время человек постоянно подвержен угро­зе страданий, источниками которых являются: собствен­ный организм, который неизбежно стареет, разрушает­ся, причиняет боль и беспокойство; внешний мир, со­держащий превосходящие индивида и неподконтроль­ные ему силы; недостатки институций, регулирующих отношения в семье, государстве и обществе. В результа­те стремление избежать несчастий превалирует над стремлением к получению удовольствий. Фрейд обра­щается к анализу социального источника страданий, по­лагая, что именно цивилизация является причиной зна­чительной их части. Цивилизация, по Фрейду, синони­мична культуре и представляет собой всю сумму дости­жений и правил, которые "отличают наши жизни от су­ществования животных предков и... служат двум целям,

а именно: защитить людей от природы и урегулировать их взаимные отношения". Цивилизация включает все средства, используемые людьми для защиты от угроз, возникающих из источников страданий. Она характери­зуется овладением природой, признанием ценности "чи­стоты" и порядка, уважением и одобрением интеллекту­альных, научных и творческих достижений, заменой ин­дивидуальной власти властью сообщества. В то же вре­мя цивилизация накладывает всеобщие ограничения на удовлетворение индивидуальных желаний, укоренен­ных в эгоистической природе человека. Фрейд полагает, что человеческие конфликты порождены преимущест­венно противоречием запросов индивида и культурных запросов группы. (Сублимация в этом контексте высту­пает, согласно Фрейду, как "ярко выраженная черта культурного развития".) Возникновение цивилизации он связывает с действием двух факторов: любви (сек­суальной, лежащей в основе семьи, и "любви с подав­ленной целью", способствующей установлению друже­ских отношений) и необходимости (побуждавшей к со­зданию сообществ, более жизнестойких по сравнению с отдельным индивидом). Однако, по Фрейду, в процессе развития цивилизации между необходимостью и любо­вью возникает антагонизм, выражающийся в конфликте между семьей и более крупными сообществами и во враждебности к цивилизации со стороны женщин, вы­званной отчуждением мужчин от обязанностей мужа и отца. В целом, по мысли Фрейда, цивилизация наклады­вает ряд ограничений на сексуальную жизнь, ибо куль­тура санкционирует сексуальные отношения только между мужчиной и женщиной и только в качестве спо­соба размножения людей, но не признает сексуальности как источника наслаждения. Рассматривая вселенские силы инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса) как фундаментальные влечения человеческой природы, Фрейд полагает, что подавление стремления человека к агрессии и разрушению — проявлению ин­стинкта смерти — становится необходимым условием существования цивилизации. В противном случае циви­лизованное общество оказывается подвержено постоян­но существующей угрозе дезинтеграции. Фрейд оцени­вает цивилизацию как инструмент инстинкта жизни, ре­ализующий его цель — объединить изолированных ин­дивидов, затем семьи, затем расы, народы и нации в еди­ное человечество. Эволюция цивилизации рассматрива­ется им как борьба между Эросом и Танатосом за жизнь человеческого рода. Сдерживание агрессивных импуль­сов осуществляется через побуждение людей к иденти­фикации с общностью и "подавляемым" отношениям любви (т. е. дружеским отношениям), через страх перед властью (перед наказанием и перед потерей любви) и через формирование внутриличностной инстанции кон-

троля над агрессивностью — Супер-Эго. Установление Супер-Эго, согласно Фрейду, является наиболее мощ­ным средством контроля над нежелательными импуль­сами. Его результатом становится утрата счастья, свя­занная с усиливающимся чувством вины. Помимо по­давления инстинктов, утрата в рамках цивилизации лич­ного счастья связывается Фрейдом с необходимостью распределения энергии инстинкта жизни при объедине­нии с другими людьми. По мысли Фрейда, судьба чело­веческого рода зависит от того, "удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий пер­вичный позыв к агрессии и самоуничтожению, наруша­ющий сосуществование людей".

М.Н. Мазаник, Д.П. Брылев