Quot;НИКОМАХОВА ЭТИКА" — сочинение Аристо­теля (время написания не установлено).

"НИКОМАХОВА ЭТИКА" — сочинение Аристо­теля (время написания не установлено). Название "Н.Э." восходит к имени человека, которому данный труд посвятил автор. Перу Аристотеля приписывают три книги, исполненные в форме трактатов о нравствен­ности: "Н.Э.", "Евдемова этика" и "Большая этика" ("Большая мораль"). Но, в отличие от двух последних,

принадлежность "Н.Э." Аристотелю полагается неоспо­римым. "Н.Э." включает в себя десять книг, касающих­ся самых различных проблем. В первой книге Аристо­тель определяет область, метод и предмет своего иссле­дования: поскольку человек по своей природе является общественным животным, постольку ведущей дисцип­линой, изучающей его поведение, должна выступать по­литика. К этой сфере Аристотель относил и мораль. По­лагая, что предмет науки о морали весьма переменчив, Аристотель констатировал, что философ способен раз­работать правильные оценки, только отталкиваясь от моральных взглядов, господствующих в наличное вре­мя. Такие оценки, по мысли Аристотеля, предполагают определенный уровень образования, а главное — доста­точный жизненный опыт. Согласно Аристотелю, любое действие и предпочтение человека имеет целью некое Благо. Так же никем не отрицается, что среди множест­ва благ наилучшим является то, которое делает жизнь человека удачной, успешной и счастливой. Сложность автор "Н.Э." усматривает в том, что человеческое счас­тье определяют по-разному: как наслаждение, богатст­во, почет, здоровье, знание и т.д. Любое из этих опреде­лений лишь уточняет, что представляет собой счастье при разных обстоятельствах и для разных людей. Чело­век не может обрести высшее благо ни в удовольствии, ни в богатстве, ни в почете, поскольку счастье в этом случае будет зависеть от других, т.е. от политики. По мысли же самого Аристотеля, счастье заключается в со­зерцательной жизни. Первая книга "Н.Э." завершается рассмотрением платоновской идеи Блага как общего по­нятия. Можно предположить, согласно автору, что Благо является целью нашей практической жизни. При этом значимым для Аристотеля оказывается то, что учение об Идеях создали друзья. Но истина дороже дружбы. Ари­стотель считает, что Благо не менее многообразно, чем бытие. Благо принимает разные формы в зависимости от обстоятельств: благо по отношению ко времени — это благоприятный случай; благо по отношению к коли­честву — это верная мера и т.д. Поэтому Благо в проти­воположность гипотезе Платона, согласно "Н.Э.", не может быть Идеей, доминирующей при анализе челове­ческой деятельности. Аристотель предлагает ввести по­нятие "энергия". Коль Благо многообразно и не может быть объектом научного изучения, коль всякое благо яв­ляется целью, то главной желанной целью человека можно считать стремление к чему-то лучшему. Поступ­ки и цели человека координированы и подчинены неко­ему "последнему благу", относительно которого суще­ствует универсальное согласие, что это и есть счастье. Счастье, по мнению Аристотеля, может осмысливаться следующим образом: 1) Если трактовать счастье лишь как непрестанную погоню за наслаждениями, то жизнь,

растраченную таким образом, можно уподобить лишь жизни животных. 2) Трактовка счастья как обретения почестей или достижения успеха также не является до­статочным для его понимания: успех — это нечто внеш­нее, зависящее от окружения человека, от тех, кто его признает либо не признает. 3) Если же счастье сводится к умножению богатства, то это означает жизнь вопреки природе: богатство, по Аристотелю, только средство для чего-то иного, не имеющее смысла как самодостаточная цель. Человек обретает свое счастье в исполнении свое­го человеческого ремесла. Счастье — это энергия, дви­жение, действие, сила осуществления, "деятельность души по осуществлению добродетели", выполняемые в жизни до конца и в согласии с разумом (Логосом). Со­вершенство, по Аристотелю, — это практическое осу­ществление человеком своего предназначения в жизни, отмеряющей на его долю удачи и неудачи. Это способ самоутверждения перед лицом внешних обстоятельств. Во второй книге "Н.Э." дается определение понятия "добродетель". Добродетель у Аристотеля — это внут­реннее нравственное совершенство, вошедшее в при­вычку. Ее кульминация проявляется в деятельности выс­шей части иррациональной души, полной желаний, но сдерживаемой разумом. Это совершенство разумного желания, т.е. добродетель проявляется в нашей способ­ности приспосабливаться к различным ситуациям: "в сфере действия и пользы нет ничего постоянного". До­бродетель есть добровольный выбор на основе пра­вильного суждения того образа действий, который за­висит от нас, — отмечает Аристотель в третьей книге "Н.Э.". А это означает, что добродетель проистекает из практической мудрости, которую благоразумный чело­век делает нормой жизни. Хотя целью добродетели должно полагать, по мысли Аристотеля, достижение "золотой середины", но она и сама по себе — верх со­вершенства. Так, мужество есть "золотая середина" между трусостью и отчаянностью. Умеренность же суть "середина" в наслаждениях. Человек, по Аристоте­лю, должен стремиться всегда придерживаться "золо­той середины". В пятой книге "Н.Э." анализируются "частные добродетели": щедрость, великолепие, благо­родство, честолюбие, мягкость, приветливость, правди­вость, умеренность в играх, скромность. Например, ще­дрость, т.е. добродетель в денежных вопросах, должна быть "серединой между расточительностью и скупос­тью". Великолепие, добродетель власть имущих, есть чувство меры в расходах, середина между скудостью и вульгарной пышностью. Благородство находится по­средине между тщеславием и малодушием. Благород­ный человек занимает среднюю позицию между честью и бесчестьем. В книге пятой "Н.Э." анализируется доб­родетель справедливости в ее различных проявлениях.

Аристотель различает две формы справедливости и не­справедливости: 1) Справедливость всеобщая, или уста­новленная законом: безусловная добродетель в наших отношениях с другими и состоящая в полном исполне­нии закона, если сам закон установлен правильно. Это политическая форма данной добродетели. 2) Справед­ливость частная, касающаяся раздела или обмена иму­ществом и почестями между членами общины. Это рас­пределительная справедливость, которая устанавливает пропорциональное равенство между членами общины в зависимости от ценности каждого из них. Благодаря этой справедливости устраняется неравенство, возника­ющее при частных сделках. Она основана на принципе арифметического равенства людей. Ценность людей оп­ределяет пропорции при распределении. Справедливый обмен имущества становится возможным благодаря де­нежной оценке его рыночной стоимости. Справедли­вость, по Аристотелю, в любой своей форме также явля­ется серединой, а несправедливость — излишеством или нехваткой. В строгом смысле, "справедливость мо­жет существовать лишь между теми людьми, чьи взаи­моотношения регулируются законом". Аристотель от­вергает софистическое противопоставление "политиче­ской справедливости" и "естественной справедливос­ти". Установить политическую справедливость сложнее всего, поскольку она призвана исправлять в особых слу­чаях неизбежные издержки уравнительности законов. Шестая книга "Н.Э." посвящена интеллектуальным до­бродетелям. Как поясняет Аристотель, речь идет о со­вершенно особой сфере. Но основной принцип остается все тем же: "Следует избирать середину, избегая изли­шеств и недостатков. Середина соответствует правиль­ному порядку". Сущность интеллектуальной добродете­ли — в правильном сочетании желания и разума, раци­ональной и иррациональной частей души. Интеллекту­альная часть души — объект приложения истины. Ари­стотель перечисляет интеллектуальные добродетели: это наука, изучение искусства, изучение благоразумия, изучение созерцательного разума, теоретическая муд­рость (т.е. мудрость в себе и для себя, не применяемая в практической деятельности). И наконец, Аристотель пе­реходит к благоразумию и искусству политики. Аристо­тель представляет благоразумие как интуицию, или как способность воспринимать нетрадиционные ситуации. После этого он размышляет о второстепенных доброде­телях: здравом смысле, сообразительности и рассуди­тельности. Аристотель анализирует связи между мудро­стью теоретической и практической: "сегодня все при определении добродетели, указав на ее свойства и объ­екты, к которым она приложима, добавляют, что она должна соответствовать правильному порядку, а пра­вильный порядок должен быть благоразумным". В кни-

ге седьмой "Н.Э." рассматриваются отрицательные сто­роны человеческого характера: порочность, жестокость, неумение владеть собой, несдержанность. Последний порок связан с забвением под влиянием страсти одной из посылок практического силлогизма: невыдержанный человек в общем-то знает, в чем состоит благо, но не пользуется этим знанием в конкретных случаях. Этим он и отличается от человека благоразумного. В "Н.Э." Аристотель различает наслаждение и жизнь, проводи­мую в удовольствии. Его теория наслаждения содержит­ся в седьмой и десятой книгах. Аристотель не согласен с теми, кто осуждает наслаждение. Само по себе на­слаждение — это ни хорошо, ни плохо. По сути дела ча­сто это даже не состояние, а деятельность, энергия и ее цель. Приятная деятельность есть цель всякой жизни. Поэтому ничто не мешает высшему благу одновремен­но доставлять и наслаждение. Что касается божествен­ного наслаждения, являющегося чистым действием, то оно длится вечно. Аристотель подтверждает, что на­слаждение — это "энергия", а не генезис: некоторые формы энергии осуществляются в движении. Целост­ное, неделимое и законченное сразу по своем появле­нии, "наслаждение есть завершение действия": оно суть осознание совершенства. Книги восьмая и девятая "Н.Э." посвящены дружбе. Эта добродетель — одно из самых необходимых условий жизни. Ведь никто бы не захотел жить без друзей, даже имея все остальные бла­га. Дружба может быть основана на удовольствии, поль­зе или благе. Лишь в последнем случае она желанна са­ма по себе. Как и всякая добродетель, дружба есть ус­тойчивое отношение, которое реализуется в совместной жизни и достигает высшего развития у друзей, облада­ющих одинаковыми моральными качествами. Бог слиш­ком отличается от человека, чтобы между ними могла существовать дружба. Какова основа дружбы? Ее можно обнаружить в любви к самому себе, в высшей степени положительной форме эгоизма, состоящей в любви и развитии всего лучшего в себе. Хороший человек дол­жен быть в глубине души эгоистом, поскольку обязан любить прежде всего самого себя. И если бы все граж­дане, стремящиеся к добродетели, любили себя, то об­щество и полис получили бы от этого огромную пользу. Благосклонность, для которой не нужна совместная жизнь, есть не что иное, как "ленивая дружба" и согла­сие, политическая форма дружбы. Быть благосклонным к другому — значит проявлять к нему дружеские чувст­ва. Благодетель любит того, кому сделал добро, как ху­дожник любит свое произведение. Это свидетельство его энергии, его образа жизни в мире, его практической самореализации. Поэтому счастливый человек должен иметь друзей. Они позволяют ему существовать, в том смысле, что через совершенные им благодеяния он са-

мореализуется. Даже мудрецу не обойтись без единомы­шленников. В дружбе меж мудрецами, самом совершен­ном виде дружбы, каждый из них вносит свой вклад в общую радость практической жизни. Только живя с дру­зьями, можно глубже ощутить радости собственного бытия. Это чувство, согласно мысли Аристотеля, до­ступно лишь человеку и недоступно Богу. Книга десятая "Н.Э." посвящена счастью. Счастье у Аристотеля — это по преимуществу созерцание, действие "самой божест­венной части в нас самих". Счастье — не только абст­рактное понятие: оно все же требует наличия внешних благоприятных условий, например, совместной жизни друзей. На более низкой, чем созерцание, ступени счас­тье может состоять также в общении с себе подобными. Поэтому этика — это еще и способ осмысления "поли­тических" отношений. Для того чтобы хорошо жить в обществе, следует воспитать в своем характере любовь к прекрасному. Это воспитание — дело политическое; правильные законы должны обеспечить здоровое воспи­тание и развить в человеке привычку и желание дейст­вовать добродетельно. Для сочинения таких законов опыт следует соединить с критическим суждением. Вся мораль Аристотеля определяется логикой ситуации, су­ществующей в данный конкретный момент времени. Благоразумие позволяет справляться с наличными ситу­ациями лишь по мере их возникновения, а не заранее. Не существует Блага как такового, есть лишь конкрет­ное благо. Человек должен "стремиться обессмертить себя в максимально возможной степени". Таким обра­зом, Аристотелем постулируется стремление к идеалу: он предполагает, что человек по природе своей не бес­смертен, и бессмертие для него — не что иное, как иде­ал, постепенное и целенаправленное уподобление боже­ственному образу, остающемуся недосягаемым. Мо­ральная теория "золотой середины", сформулированная Аристотелем в "Н.Э.", широко использовалась в даль­нейшем многими философами, в первую очередь Фомой Аквинским.

A.A. Грицанов