АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олице­творения сущности бога Аполлона

АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олице­творения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит ос­мысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым — в этом за­ключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийско­го". Понятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе "Рож­дение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше на мате­риалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р.Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рациональ­ного, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулиро­вал идею двух сопряженных типов культуры и, соответ­ственно, двух начал бытия. Усматривая культурный иде­ал в равновесии этих начал, Ницше, тем не менее, скло­нялся к Д. ипостаси культуры.

А.А. Грицанов