НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis — мышление, noema — акт мышления) — понятия, фиксирующие мо­дус процессуальности интенциального сознания

НОЭЗИС и НОЭМА(греч. noesis — мышление, noema — акт мышления) — понятия, фиксирующие мо­дус процессуальности интенциального сознания (ноэзис как "я мыслю") и объективное содержание мышле­ния (ноэма как конституированный в мышлении объ­ект). Вводятся в философский оборот Платоном (см. Эйдос). Аристотелем мышление трактовалось как ком­бинаторика ноэм, а истина — как их адекватное сочета­ние. В феноменологии Гуссерля — понятийные струк­туры, посредством которых сознание анализируется, ис­ходя из его существенных структурных моментов. Со­знание понимается как интенциональное, т.е. направ­ленное в своих актах на предмет. Предмет, явленный со­знанию в многообразии способов его данности, обрета­ет в процессе конституирования свое содержание или бытие. "Нечто" явления или феномена превращается в конкретность вещи. Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит два компонента: ком­понент ощущения (hyletische Daten) и компонент смыслообразования (sinngebende Daten). Ноэма представляет собой интенциональный коррелят ноэзиса. Она фикси­рует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержание или бытие предмета является идентич­ным в многообразии способов данности предмета или в множестве конкретных ноэтических переживаний.

О.Н. Шпарага