НЬЮТОН (Newton) Исаак (1643—1727) — анг­лийский физик, математик, философ и теолог,

НЬЮТОН(Newton) Исаак (1643—1727) — анг­лийский физик, математик, философ и теолог, который создал теоретические основания механики и астроно­мии, открыл закон всемирной гравитации, разработал (совместно с Лейбницем) дифференциальное и интег­ральное исчисление в математике, написал важнейшие труды в области экспериментальной оптики (и изобрел первый в мире зеркальный телескоп). Н. родился в се­мье фермера в местечке Вулсторп около Кембриджа. В 1661—1665 учился в Тринити-колледже Кембриджско­го университета. Магистр Кембриджского университе­та (1668, бакалавр с 1665). В 1669—1701 занимал физи­ко-математическую кафедру Лукаса (фактически лек­ции читались им до 1696). Член Лондонского королев­ского общества (1672, президент — с 1703). Иностран­ный член Парижской академии наук (1699). Директор Монетного двора в Лондоне (1699). За научные иссле­дования возведен в дворянское достоинство (1705). По­хоронен в Вестминстерском аббатстве — Пантеоне Ан­глии. Главные труды: "Новая теория света и цветов" (1672), "Математические начала натуральной филосо­фии" (1687), "Оптика" (1704), "Рассуждение о квадра­туре кривых" (1704), "Всеобщая арифметика, или Кни­га об арифметическом синтезе и анализе" (1707), "Ме­тод флюксий и бесконечных рядов с приложением его к геометрии кривых" (1736, изд. посмертно), "Одна гипо­теза, объясняющая свойства света, изложенные в не­скольких моих статьях" (1757, изд. посмертно) и др. Исследования Н. завершили первый этап развития опытного естествознания в области изучения неоргани­ческой природы. Результатом обобщений исследований предшественников Н. и собственно ним в области не­бесной и земной механики стал фундаментальный труд Н. "Математические начала натуральной философии", где им были сформулированы базисные понятия и принципы механики классического периода (законы механики Н. — закон инерции, закон изменения коли­чества движения пропорционально приложенной си­ле, закон равенства действия и противодействия), ко­торые он применил к теории движения тел под дейст­вием центральных сил как в вакууме, так и в средах, оказывающих сопротивление движению. Там же была изложена теория всемирной гравитации Н., на основа­нии которой он разработал теорию движения компо­нент Солнечной системы (планет, спутников, комет и др.), показав при этом, что из его теории следуют не только законы Кеплера, но и важнейшие отступления

от них. В этом труде Н. заложил основы теории механи­ческого подобия, теории фигуры Земли, решил ряд за­дач гидростатики и гидродинамики, вывел формулу ско­рости волнового движения в упругой среде и др. Там же Н. посредством математических расчетов доказал оши­бочность гипотезы Декарта, объясняющей движение ас­трономических объектов при помощи представлений о разнообразных вихрях эфира, заполняющего Вселен­ную. В направлении исследования фигуры Земли суще­ствовали две диаметрально противоположные теории: по теории Декарта Земля была вытянута у полюсов, по теории Н. — сжата. Градусные измерения Перуанской и Лапландской экспедиций Парижской академии наук (1735—1744) дали экспериментальные доказательства сжатости фигуры Земли у полюсов. Наряду с конкрет­ными задачами прикладного направления Н. посвятил методологическим принципам научных исследований вводную часть книги и "Общее поучение" в конце ее. Фундаментальные исследования Н. проводил также и в оптике, которой начал интересоваться еще в студенчес­кие годы (с точки зрения устранения недостатков опти­ческих приборов). В первой работе по оптике — "Новая теория света и цветов" — Н. писал о "телесности цвета" (тем самым выдвигая корпускулярную гипотезу света). Вместе с этим, Н. обнаружил явления дисперсии света, периодические свойства света, первым измерил длину световой волны, исследовал дифракцию света. Взгляды Н. на природу света вызвали длительную напряженную научную полемику в Лондонском королевском обществе (в основном, с Р.Гуком, отстаивавшим чисто волновые представления о природе света); поэтому результаты оп­тических исследований Н. были опубликованы лишь по­сле ухода Р.Гука из жизни (1703). В 1675 Н. выдвинул корпускулярно-волновую гипотезу света, где он считал свет потоком корпускул (телесных частиц), истекающих из источника света, допуская наличие эфира, в котором под влиянием ударов корпускул света распространяют­ся волны. Позднее, под влиянием данных астрономии, Н. отказался от понятия эфира: гипотеза о его существо­вании противоречит, в частности, факту движения пла­нет, не испытывающих на своем пути сопротивления среды. Первое издание его труда "Оптика" (1704) посвя­щено корпускулярной гипотезе; во втором издании (1717) Н. обсуждает возможность и корпускулярной, и волновой точек зрения, склоняясь все же к корпускуляр­ной гипотезе. Труд Н. "Оптика" завершается разделом "Вопросы", в котором сформулированы физические взгляды Н. на строение вещества, где присутствуют по­нятие атомов и молекул. Н. пришел к концепции иерар­хического строения вещества: "частички тел" (т.е. ато­мы) разделены абсолютно пустым пространством, а са­ми состоят из более мелких частичек, также разделен-

ных абсолютно пустым пространством, и т.д. до неде­лимых твердых частиц. Относительно же света Н. пола­гал, что он может представлять собой распространение эфирных волн совместно с движением материальных частиц. Успехи теории Н. в решении проблем небесной механики привели к экспериментальному доказательст­ву закона гравитации Г.Кавендишем (при этом была оп­ределена константа гравитации) и открытию планеты Нептун на основании теоретических исследований У.Леверье и Дж.Адамса. Н. первым создал непротиворе­чивую теоретическую систему, следствия из которой привели к снятию антиномий естественных наук Антич­ности и Средневековья, следовавших из "коллизии пре­бывания и движения". В основании научной картины мира по Н. находились, как писал Б.Г.Кузнецов, "...диф­ференциальные законы, действующие от точки к точке. Это законы движения, включающие постоянную массу, они становятся основой тождественности тела самому себе. Понятия скорости и ускорения... становятся осно­вой мировой динамической гармонии. Они не теряют смысла, когда тело находится в данный момент в данной точке, напротив, переход через каждое здесь-теперь га­рантирует себетождественность тела, пребывание в здесь-теперь сохраняет предикаты движения, именно здесь определяются скорость и ускорение...". 18 в. стал веком всеобщего признания механической теории гра­витации Н. и его оптической теории. Последующее раз­витие физических наук выявило существенные ограни­чения применений механики Н.: она была принципиаль­но неприменима к исследованиям движений механичес­ких объектов с околосветовыми скоростями и к реше­нию проблем микромира. Н. стал творцом новой мате­матики как "онтологической дисциплины, как основа­ния картины мира". Он считал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явле­ний и процессов мира физического, что, по сути, мате­матика является частью естествознания, главным инст­рументом исследований в физических науках. Н. совме­стно с Лейбницем разработал дифференциальное и ин­тегральное исчисления, ставшие поворотным пунктом в развитии математических наук того времени. Также из­вестны труды Н. по геометрии, алгебре и теории функ­ций. Для Н. геометрия "...основывается на механичес­кой практике и есть не что иное, как та часть общей ме­ханики, в которой излагается и доказывается искусство точного измерения..." ("Математические начала нату­ральной философии"). В разработанном к 1665—1666 методе флюксий Н. понятие непрерывной математиче­ской величины (флюенты) вводилось как абстракция от различных видов непрерывного движения механи­ческих объектов: "...линии производятся движением точек, поверхности — движением линий, тела — по-

верхностей, углы — вращением сторон... Эти образова­ния поистине коренятся в сущности вещей и ежедневно наблюдаются нами в движении тел...". Общим аргумен­том различных флюент (как текущих величин) у Н. бы­ло "время", понимаемое им как абстрактная равномерно текущая величина, к которой были отнесены зависимые переменные. Свои убеждения в объективном существо­вании Пространства, Времени и Материи, в существова­нии доступных познанию объективных законов Мира, в единстве Природы, Н. отразил в "правилах философст­вования", данных им в третьей книге труда "Математи­ческие начала натуральной философии". Первое прави­ло гласило: "Не должно принимать в природе иных при­чин сверх тех, которые истинны и достаточные для объ­яснения явлений". Второе правило требовало приписы­вания одинаковым явлениям одинаковых причин. Тре­тье правило требовало, чтобы свойства, присущие всем телам, подвергнутым исследованию, принимались за общие свойства материальных тел. Четвертое правило требовало, чтобы законы, индуктивно выведенные из опыта, считались верными до тех нор, пока не обнару­жатся явления, которым они будут противоречить. Н. го­ворил, что этому правилу необходимо следовать с тем, чтобы "...доводы индукции не уничтожались предполо­жениями...". В данном правиле под индукцией Н. пони­мал простую систематизацию опыта. Однако, фактичес­ки, Н. интерпретировал результаты наблюдений и экспе­риментов на основании категории "бесконечное" — рас­пространяя закономерности, выведенные из ограничен­ного количества опытов, на неопределенно большое многообразие процессов реальной действительности, полагая, что эти закономерности бесконечно примени­мы к объектам, недоступным для наблюдения. При этом, по аналогии, предполагалась истинность установ­ленных законов макродействительности в условиях про­текания процессов микромира, но интерпретируемая та­ким образом "инфинизация" опиралась, явно или неяв­но, на представления и модели, чуждые индуктивному методу. Последователи физики Декарта интерпретиро­вали тезис единства и "простоты" Природы как доступ­ность ее познанию в виде программы объяснения Мира законами материальных движений (исключив при этом вмешательство Бога в законы таких движений, а также концепции абсолютной пустоты и сил дальнодействия). В отличие от картезианской концепции гравитации, Н. в качестве причины гравитационных взаимодействий рас­сматривал центральные силы дальнодействия (подчер­кивая чисто математический характер этой причины). Н. полагал, что центральные силы дальнодействия отража­ют материальные движения Материи, возможно, тон­чайшего эфира, всячески уклоняясь от любых объясне­ний этого явления, считая, что для них не хватает доста-

точных научно-теоретических и опытных основании. Например, на вопрос "Мыслима ли материальная при­чина гравитации или гравитация представляет собой проявлений Божественной воли, не допускающей даль­нейшего истолкования?" Н. указывал на свое непонима­ние действия на расстоянии без посредника, а решение вопроса о материальности и нематериальности природы такого посредника он оставлял будущим исследовате­лям. После ухода Н. из жизни организовалось научно-философское направление "ньютонианство", основной концепцией которого была тотальная абсолютизация и дальнейшее развитие известного выражения Н. "гипотез не измышляю" ("hypothèses non fingo") и феноменоло­гическое исследование явлений реальной действитель­ности при полном игнорировании научных фундамен­тальных гипотез. Н., давая определение массы как меры количества вещества, пропорциональной объему и плотности, принимал, по сути, атомистическую теорию, в которой атомы состояли из некой единой первичной материи. Основной метод феноменологического описа­ния любого физического воздействия Н. рассматривал через посредство силы. В предисловии к своему труду "Математические начала натуральной философии" Н. декларировал программу механической интерпретации всех явлений Природы — "вывести из начал механики и остальные явления природы", — основываясь на гипо­тезе о том, что все эти явления обусловлены "...некото­рыми силами, с которыми частицы тел, вследствие при­чин, покуда неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно от­талкиваются и удаляются друг от друга...". В первом из­дании труда "Математические начала натуральной фи­лософии" Н. высказал гипотезу о том, что "...каждое те­ло может преобразовываться в тело другого какого-либо рода, проходя через все промежуточные ступени ка­честв...". В дальнейшее развитие этой гипотезы Н. допу­скал возможности превращений света в вещество и на­оборот, ибо, по Н., "...природа услаждается превращени­ями..." (труд "Оптика"). Универсальность и способность мощного аппарата механики Н. к описаниям и объясне­ниям широкого спектра явлений Природы, особенно в астрономии, оказали определяющее влияние на разви­тие многих физико-химических научных направлений (Н. применял идеи и модели механики в своих химиче­ских и оптических исследованиях). Как писал академик С.И.Вавилов, Н. заставил физические науки "... мыслить по-своему, "классически" ... на всей физике лежал инди­видуальный отпечаток его мысли: без Ньютона наука развивалась бы иначе ...". Свою концепцию Пространст­ва, Времени и Движения Н. основывал на том, что по­знание Пространства и Времени происходит на практи­ке при помощи измерения ограниченно-пространствен-

ных соотношений между материальными объектами и отношений временных процессов (как меры продолжи­тельности). Полученные таким путем понятия "Прост­ранство" и "Время" Н. назвал относительными, допус­кая при этом существование в Природе не зависящих от этих отношений абсолютного неподвижного Простран­ство и абсолютного равномерно текущего истинного Времени (называвшегося "длительностью"). Н. исходя из того, что Материя является инертно-неспособной к самодвижению, а абсолютное пустое Пространство ин­дифферентно к Материи, принимал в качестве первоис­точника движения Божественный "первотолчок". Такая концепция продержалась в физических науках до нача­ла 20 в. (до возникновения теории относительности Эйнштейна, рассматривающей Пространство, Время и Гравитацию в неразрывной связи). Исследования в об­ласти естественных наук совмещались у Н. с исследова­ниями теологическими. Он стремился подтвердить Биб­лию рационалистическим историческим анализом, по­лагая ее первоначальные тексты искаженными и/или иносказательными. В течение 40 лет (с 1660-х) им была исследованы все существовавшие источники и вся ми­ровая литература по Античной и Древневосточным ци­вилизациям и их мифологиям. В трактате "О двух важ­ных искажениях текстов Священного Писания" Н. счи­тал латинские переводы текстов Апостольских писаний о триединстве Бога искажением ранних текстов, в кото­рых не шла речь о троичности. По своим религиозным взглядам Н. был унитарианцем (адептом идеи единства

Бога), разделявшим ересь арианства, отрицающую бо­жественность Христа. Как неоднократно отмечалось, для Н. Библия в первоначальном виде — результат непо­средственного божественного откровения, порождение времени чудес, когда Бог вступал в общение с людьми и нарушал естественный порядок. Но с того момента, ког­да законы бытия были установлены, ход событий подчи­нен им. В своих историко-теологических исследованиях Н. стремился привести истории Древних цивилизаций в соответствие с Библией, сократить их хронологию во избежание описывания добиблейских событий. Н. со­ставлял свои хронологические таблицы для того, чтобы "...привести хронологию в согласие с ходом естествен­ных событий, с астрономией, со священной историей и с самим собой, устранив многочисленные противоре­чия, на которые жаловался уже Плутарх..." (Н., "Краткая хроника"). Н. также написал работы о пророке Данииле и толковании Апокалипсиса. Б.Г.Кузнецов полагал, что в историко-теологических трудах Н. наличествует "...ка­кой-то вопрос, направленный к будущему науки, нечто толкающее мысль к переходу через ту грань непознан­ных начальных условий, за которой наука обретает но­вое, рациональное объяснение фактов, формирует но­вые фундаментальные понятия, переходит на новую ступень своего развития... Система Н. — акт человечес­кой мысли, акт самопознания бытия. Бесконечного са­мопознания, бесконечного приближения к абсолютной истине".

С.В.Силков