Quot;ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование иде­ологии Развитого Индустриального Общества" ("The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society", 1964) — книга Маркузе.

"ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование иде­ологии Развитого Индустриального Общества"("The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society", 1964) — книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему "Одномерное общество", "Одномерное мышление" и "Шанс альтернативы". Согласно идеям "О.Ч.", совре­менное общество "усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновре­менно на сокрушительную эффективность и повышаю­щийся жизненный стандарт"; оно способно сдерживать "качественные социальные перемены". "Критическая теория" общества перестала быть оппозиционной. Осуществлется "успешное удушение тех потребностей, ко­торые настаивают на освобождении... при поддержива­нии и разнуздывании деструктивной силы и репрессив­ной функции общества изобилия". Происходит форми­рование массовых "стандартных", "ложных" потребно­стей. Современное общество, по мнению Маркузе, тота­литарно в том смысле, что оно осуществляет нетеррори­стическое экономическое координирование своих эле­ментов. В его основании располагается "технологичес­кий проект": стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей. Альтернати­вы такой модели социального поведения не предвидит­ся. Нужен "Великий Отказ" — правда, неэксплициро­ванный автором. При господстве "одномерного мышле­ния", согласно Маркузе, "идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердив­шийся универсум дискурса и поступка, либо отторгают­ся, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью дан­ной системы и ее количественной мерой". Налицо слия­ние рациональности и угнетения. Рабы развитой индус­триальной цивилизации превратились в сублимирован­ных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задается не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бы­тия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи. Соответственно, становление "одно­мерного мышления" ликвидировало, по мысли Марку­зе, "двухмерную культуру". "Культурные ценности" во-

все не были истреблены, они были встроены в утвердив­шийся порядок. Свойство "одномерности" усматривает­ся Маркузе во всех главных общественно-политических системах середины 20 в.

A.A. Грицанов