ОЗНАЧАЮЩЕЕ — чувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения.

ОЗНАЧАЮЩЕЕ— чувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения. Стоики использовали термин "semainomenon", тогда как в сред­невековой логике и философии был принят термин "signans". В концепции де Соссюра "О." в вербальном язы­ке представляет собой "акустический образ", причем Соссюр неоднократно подчеркивал, что "О." — это не материальное звучание, а представление о нем, получа­емое нашими органами чувств, это психический отпеча­ток звучания, который предшествует в акте говорения физиологическому процессу (говорения, фонации) и физическому процессу (колебание звуковых волн). Вся­кий акустический образ — это сумма ограниченного числа элементов или фонем, которые можно изобразить

на письме с помощью соответствующего числа знаков. Несмотря на то, что "О." репрезентирует план выраже­ния и в известном смысле материально, речь идет о весьма специфической материальности, ибо О. состоит из собственно материальной части (звук) и идеальной (отпечаток, образ звучания, материальная сторона в со­знании). Связь между означаемым и О., по мысли Сос­сюра, конвенциональна, то есть немотивирована и ус­ловна (особенно в знаках-символах, то есть в большин­стве знаков вербального языка). Это не исключает час­тичной мотивированности некоторых знаков, хотя речь может идти лишь об относительной мотивации, будь то случаи звукоподражания (ономатопеи), или иконических знаков. Концепция "О." как акустического образа, равно как и его неразрывная связь с означаемым были подвергнуты жесткой критике со стороны Деррида в книге "О грамматологии": он считает, что О. не являет­ся чем-то вторичным и производным (по отношению к мысли, как и письмо по отношению к устной речи). Бо­лее того, языковой знак не существует до письма, а письмо не может рассматриваться лишь как "изображе­ние (репрезентация) языка". Напротив, письмо есть (перво)начало любой языковой деятельности, а "акусти­ческий образ" не обязательно должен мыслиться как (внутренний) отпечаток, копирующий реальность внеш­нюю. (См. Соссюр, Означаемое, Знак, Деррида, Озна­чивание.)

А.Р. Усманова