РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Франц (1886—1929) — немецкий философ-диалогист.

РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Франц (1886—1929) — немецкий философ-диалогист. Изучал медицину, затем историю, написал докторскую диссертацию по филосо­фии Гегеля (1912). Во время Первой мировой войны был на фронте. В 1919 стал одним из основателей Сво­бодной Еврейской Академии. В 1922 заболел тяжелой формой паралича, сохранив, однако, до последних дней жизни интеллектуальную активность. Основные сочи-

нения: "Гегель и государство" (1921), "Письма и днев­ники. 1909—1918" (опубликованы в 1979) и др. Для философии диалога Р. характерен решительный пово­рот к метафорике слова. В работе "Звезда Искупления" (1921) он попытался изложить свое понимание грамма­тики эроса или, иначе, языка любви. Грамматике эроса, по Р., соответствует иного типа логика — "логика Я и Ты", отличная от аристотелевской, проблемы которой связаны с проблемами "предметного" мышления. Ис­ходя из этого, Р. представил сферу "диа" диалога как рядом-расположенность участников встречи в глазах Высшего стороннего наблюдателя. "Бог, мир, человек — три сферы специфической онтологии" Р., которая, "прерывая тотальность тревоги небытия, не возвраща­ет человеческую экзистенцию к заботе о своем бытии, а ведет к фронтальному отношению с другим челове­ком", — писал Левинас. Межличностное общение в концепции Р. стало той первичной реальностью, пости­жение которой он связал с нерефлексивным "веровани­ем". Таким образом, Р. стремился раскрыть сущность интерсубъективности, принимая во внимание субъек­тивность как полную противоположность "безличнос­ти", безразличия как ступень к принятию другой субъ­ективности. Р. сумел привлечь внимание к такой ирра­циональной реальности, каковой является, определяе­мая по Р., божественным вмешательством устремлен­ность одной личности к другой. В результате истина слова, понимаемая как истина религии, стала апофео­зом диалогики Р. [См. также "Звезда искупления" (Розенцвейг).]

C.B. Воробьева