СЕМИОЗИС (греч. sema — знак) — термин, при­нятый в семиотике;

СЕМИОЗИС(греч. sema — знак) — термин, при­нятый в семиотике; обозначает "процесс интерпретации знака", или процесс порождения значения. Термином "С." пользовались древнегреческие физиологи, в част­ности, Гален из Пергама (139—199) для постановки ди­агноза: С. означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в С. (1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десиг­нат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта). Один из основоположников современной семиоти­ки Пирс применял понятие "С." для характеристики триадической природы элементарного знакового отно­шения "объект — знак — интерпретанта". Для Пирса именно понятие "С." было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функ­ционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливает­ся как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интер­претированы, чтобы быть знаками. Согласно Пирсу, осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта — это перевод, истолкование, концепту­ализация отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспри­нимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен по­рождать интерпретанту, и этот процесс фактически бес­конечен. Пирс постулирует необходимость бесконечно­сти этого процесса следующим образом. Если предпо­ложить гипотетическое существование самой послед­ней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак (как физически тождественные друг другу) не возможны и не существуют. Стало быть, процесс ин­терпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном С. В рамках такого под­хода С. — это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функциони­рования. С. — это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея С. выражает самую суть от­ношений между знаком и внешним миром — объект ре-

презентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно "спрятан" в череде семиотических меди­аций. Однако познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. Моррис определял С. как "процесс, в котором нечто функциони­рует как знак". Он также выделял три измерения С. (ко­торые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика — характеризу­ет отношение знака к своему объекту; 2) синтактика — включает отношения знаков друг к другу; 3) прагмати­ка — исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы). (См. также Семиоти­ка, Знак.)

А.Р. Усманова