СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — раздел фило­софии, определенным образом описывающий качест­венное своеобразие общества,

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ —раздел фило­софии, определенным образом описывающий качест­венное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, ло­гику социальных процессов. Доминантной характерис­тикой С.Ф. как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм обществен­ной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действи­тельности. В качестве пограничной дисциплины С.Ф. анализирует общественные проблемы в контексте кате­гориально-понятийных рядов теоретической социоло­гии, с одной стороны, и сопряженных дисциплин (поли­тической экономии, антропологии, культурологии, пси­хологии и др.), — с другой. Родоначальниками этой тра­диции в 19 в. выступили Сен-Симон, Конт, Маркс и Эн­гельс, Спенсер, а также представители социологическо­го психологизма. Неомарксизм 20 ст. соединил социоло­гическую парадигму теоретической реконструкции об­щества с философско-антропологическим и психологи­ческим подходами. (Согласно Хоркхаймеру, С.Ф. — это рефлексия общественной теорией своей собственной социальной обусловленности, что и делает данную тео­рию "истинно критической".) В современном обществе С.Ф. становится рефлексирующим выражением дина­мики развития современного обществознания, "в грани­цах" которого она оказывается. С.Ф. наследует класси­ческой философии истории, занимаясь проблемами со­циальной эволюции и направленности общественных процессов. Не постулируя схем исторического процес­са, систем его ценностей и смыслов, С.Ф. опирается (прямо или косвенно) на опыт повседневной деятельно­сти людей и результаты исследований социально-гума­нитарного плана. Между философией истории и совре­менной С.Ф. отсутствует непосредственная связь: "ла­куна" была почти на столетие заполнена позитивистски­ми схемами исследования и социологией, которая стре­милась элиминировать вопрос о философском осмысле-

нии социального бытия и его познания. В середине 20 в. социология была вынуждена отступить перед пробле­мой "человеческого измерения" процессов трансформа­ции социальных систем и признать вопрос о "возвраще­нии людей в теорию" (Дж.Хоманс). С.Ф. оказалась пе­ред необходимостью формировать мировоззрение, опи­рающееся на проблемность социального бытия и позна­ния и дающее некую систему ориентиров человеческой деятельности. В плане динамики и циклического пред­ставления социальных процессов мировоззренческая и методологическая функции С.Ф. оказываются взаимо­обусловленными, а сама С.Ф. предстает особой формой рационального знания, осознающей прерывность соци­ального процесса и обеспечивающей эвристическое по­нимание его континуальности. В последней четверти 20 в. С.Ф. находит новые импульсы саморазвития в грани­цах радикальной социологии (Л.Гоулднер и др.) и в постструктурализме.

A.A. Грицанов