ТОЛАНД (Toland) Джон (1670—1722) — англий­ский философ, один из первых представителей свободо­мыслия в интеллектуальной традиции Нового времени.

ТОЛАНД(Toland) Джон (1670—1722) — англий­ский философ, один из первых представителей свободо­мыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687—1690), Эдин­бурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Гол­ландия, 1691—1692), в Оксфорде (1693—1695). Основ­ные сочинения: "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Серене" (1704),

"Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенства" (1712), "Назарянин" (1718), "Тетрадимус" (1720), "Пантеистикон" (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических ос­нованиях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. По мысли Т., "кто бы ни раскры­вал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, че­го мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело — возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек". Усматривал про­цесс целенаправленного формирования у людей религи­озных предрассудков "на всех ступенях нашей жизни" и у людей "всех званий". Духовенство именовал особым сословием оплачиваемых лиц, задача деятельности кото­рых — "не просвещать остальных людей, а удерживать их в заблуждениях". Придерживаясь идеи о возможнос­ти адекватного постижения людьми таинств мира, Т. подчеркивал: "У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у са­мого презренного из его творений". Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Ра­зум — способность души обнаруживать "несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным". Сформулировал по­стулаты о единстве материи и движения, трактуя послед­нее (правда, вне его качественного "измерения") как ат­рибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности ("...материя по необходимости столь же активна, как и протяженна") и самодвижении материи ("...всякая вещь претерпевает бесконечные из­менения, т.е. находится... в непрестанном движении"; "...движение есть существенное свойство всей материи в целом"). Разделяя воззрения о материальности и беско­нечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках механистического материализма. Отвергая по­стулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества ("мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности"). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, "может производить только телесное". Будучи сторонником тезиса о необхо­димости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного англий­ского материализма 17—18 вв., утверждавшего материа­листическое миропонимание уделом элиты, а рели­гию — пригодной для утешения масс.

A.A. Грицанов