ФИШЕР (Fischer) Куно (1824—1907) — немецкий историк философии 19 в.,

ФИШЕР (Fischer) Куно (1824—1907) — немецкий историк философии 19 в., профессор (с 1872), созда­тель фундаментальных трудов по истории древней и особенно новой философии, работы которого стали классическим образцом воссоздания развития фило­софского процесса. Находясь всецело под влиянием ге­гелевских "Лекций по истории философии", главной идеей которых было представление о преемственности в развитии философских учений, Ф. поставил своей це­лью наиболее адекватную реализацию этой идеи в но­вых культурно-исторических условиях второй полови­ны 19 в. Отказавшись от ряда крайностей своего вели­кого предшественника, пытавшегося чисто умозри-

тельным путем сконструировать грандиозную панора­му целостного историко-философского развития, Ф. осуществил эту задачу, максимально опираясь на фак­ты и саму имманентную логику истории. В основу соб­ственной историко-философской концепции Ф. кладет идею о единстве индивидуального философского раз­вития мыслителя и философского сознания человечест­ва. Так как история была представлена Ф. по аналогии с человеческой жизнью, то, соответственно, и этапы произведения историей философских систем оказались тождественны фазам человеческого индивидуального сознания. При этом Ф. допускает, что философия идет в своем развитии закономерно от системы к системе, строго необходимо и всегда совпадая с той ступенью, на которой она находится в данный момент. Такое отождествление философии с ее позднейшей системой не означает, однако, по Ф., что философия может быть исчерпывающе представлена исключительно одной си­стемой; даже в самом последнем философском учении могут наличествовать ограничения, накладываемые конкретно-исторической ситуацией. Как и Гегель, Ф. резко критически относится к попыткам противопос­тавления друг другу истории философии и философии, из которых первая воспринимается им исключительно как процесс сменяющих друг друга отдельных воззре­ний и мнений, а последняя полагается как познание ис­тины, которая всегда единственна и неповторима. Воз­можности преодоления разрыва между ними Ф. усмат­ривает в единственно возможном, адекватном понима­нии природы самой истины, которая видится ему как процесс, имеющий свою историю. В этом плане разви­вающийся человеческий дух, закономерно проходящий ряд ступеней в процессе своего познания, берет на се­бя роль синтеза истории философии и философии. От­сюда Ф. делает вывод о том, что сама философия, как процесс самосознания человеческого духа, может быть только историей философии. Таким образом, Ф., как и Гегель до него, отождествляет историю философии с собственно философией, а историко-философский про­цесс становится в его понимании органической частью философского. Особую специфику работам Ф. по исто­рии философии придает глубоко трепетное отношение к индивидуально-личностной компоненте историко-философского развития. Большую роль в его произве­дениях занимают попытки постичь жизненный путь того или иного мыслителя, особенности черт его харак­тера и их влияние на постановку и решение самых сложных философских проблем. Такая герменевтика внутреннего мира позволяет ему выявить тесную связь между философским учением и его создателем. Глав­ный труд всей жизни Ф. — его десятитомная "История новой философии" (1897—1904), посвященная учени-

ям, жизни и деятельности Декарта и Спинозы, Лейбни­ца и Канта, Фихте и Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра. Ее наиболее полный перевод на русский язык был осу­ществлен в 1901—1906. С 1994 попытка переиздания классического труда Ф. возобновлена.

Т.Г. Румянцева