ЯН и ИНЬ — взаимносопряженные понятия древ­некитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.).

ЯН и ИНЬ — взаимносопряженные понятия древ­некитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает фор­мой круга, разделенного надвое линией, напоминаю­щей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бы­вает, когда деление осуществляется с помощью диаме­тра. (Светлая половина представляет силу Я., а тем­ная — означает И.; однако каждая из половин включа­ет в себя кружок — вырезанный из середины противо­положной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе

зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и по­рождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаи­мозависимость Я. и И. описывались в контексте нарас­тания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем — другого и обратно. Бес­конечный процесс мирового движения, активного бы­тия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и оду­шевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" — кит., "ки" — япон.). Вза­имодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, во­ду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду сво­ей ограниченности в пространстве, описываемая зна­ком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник — феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" ма­гическими знаками-символами "гуа") — в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни — взаимодополняющие друг друга И. и Я. Они — первооснова всяческих пере­мен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") — неизбывного источника. Я. выступает как "вну­тренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; И. — как внешний мир, отступающий, разру­шающийся — женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупнос­ти (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-"подсисте­мы". Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Ис­пуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревраще­ние, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопо­глощение, взаимосозидание всего и вся — Я. и И. — всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, — ос­новной закон дао. Теория И. и Я. зародилась в середи­не 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сек­суально-эротического городского фольклора европей-

ского типа символ И. и Я. приобретает значение, суще­ственно дополняющее эталонные поведенческие моде­ли. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, — провозглашается высокая цен­ность готовности влюбленных индивидов к самотранс­формациям (не обязательно осознаваемым и рацио­нально мотивируемым) с целью достижения соответст­вия инициируемым внешней средой спонтанным ду­шевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание фено­мена присутствия в "И. — Я."-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

A.A. Грицанов, А.И. Мерцалова