ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 14

Совершенствование речи и пения (произношение гласных)

Каждый гласный звук, который вы произносите, требует искусной манипуляции голосовыми связками во время выдоха. Очень важно понимать связь между такими сложными настройками выдоха и потоком внутренней энергии. До некоторой степени такие настройки делаются рефлекторно, без сознательного усилия. Однако, когда эти звуки управляются и поддерживаются внутренней энергией, вы можете произносить каждый звук намного эффективнее, и это поможет исправить поврежденный голос или добиться профессионализма при обычном голосе.

Вы пользуетесь одним пальцем, чтобы взять одну ноту на фортепиано. Нет необходимости использовать все пять пальцев одновременно, чтобы взять всего одну ноту. Рассуждая таким образом, вы должны разумно пользоваться вашей внутренней энергией, чтобы добиться желаемого звучания голоса и избежать лишних усилий или даже повреждения.

На рисунках 87-93 показаны варианты расположения концентрированной внутренней энергии. Такое расположение энергии характерно для произведения различных гласных звуков, наиболее часто встречающихся в английском и других европейских языках. Руководствуясь этими рисунками, вы можете направлять внутреннюю энергию в соответствующее место.

Это упражнение поможет вам повысить вашу вокальную профессиональность. Начиная с гласной "а", визуализируйте образ с рисунка 87 и представляйте, что ваше туловище - это большая пустая бочка. (Обратите внимание, что на рисунках 91 и 93 изображена обратная сторона туловища.)

1. Сделайте глубокий вдох и направьте его ко дну бочки, в соответствии с принципами Ци И.

2. Широко откройте рот и приготовьтесь произносить звук "а". Убедитесь, что челюсти не соприкасаются не только передней частью, но и по всей протяженности, так чтобы ряды нижних и верхних коренных зубов были почти параллельны.

3. Сделайте выдох со звуком "хя", как будто воздух отзывается эхом в пустой бочке. Одновременно представьте заштрихованную на рисунке 87 область как отверстие, вырезанное спереди бочки.

Представляйте, что воздух просачивается сквозь это отверстие, когда вы делаете выдох и произносите длинный, непрерывный, с придыханием, с шепотом звук "ха". Повторите этот пункт несколько раз.

4. Повторите пункты 1 -3, но произношение звука ха с придыханием замените на голосовой звучащий "а", как в обычной речи (певцы могут петь легато "а" на удобной высоте).

Пользуйтесь пунктами 3 и 4 и попробуйте произнести все гласные звуки, описанные на рисунках 87-93, по одному звуку за один раз, и следите за тем, чтобы раскрывать рот на достаточную ширину. Определенные гласные звуки в речи или пении могут оказаться для вас более трудными, чем другие, и эти "проблемные" звуки как правило вызывают царапающее неприятное ощущение. Если оставить это без внимания, неправильное произношение таких гласных в ежедневной речи приведет к нанесению ущерба голосовым связкам. Уделяйте больше времени практике этих проблемных звуков, следите за тем, чтобы обеспечивать надлежащую дыхательную поддержку и соответствующие положения рта и языка. Помогайте себе пальцами рук, чтобы лучше ощутить расположение внутренней энергии во время произношения гласных для постепенного преодоления их сложности.

 

По мере того как вы будете прогрессировать, вы сможете комбинировать разные гласные в любых последовательностях, чтобы приобрести дополнительные возможности в распределении внутренней энергии. Попробуйте, например, сказать на одном дыхании "а-э-а-э-а". Когда вы производите эти звуки, тренируйтесь визуализировать своим мысленным взглядом энергию Центра в местах, показанных на рисунках 87 и 88, меняя место одновременно с изменением звука. В этой же манере вы можете также попробовать "а-э-и-о-у-'ё-'ю" или любые другие комбинации, которые отвечают вашим нуждам. Например, если у вас сложности с произношением или пением слова "иду", практикуйте "и-у-и-у-и-у" до тех пор, пока эта комбинация не будет освоена.

Практикуя какой-либо гласный звук, вы одновременно развиваете и укрепляете соответствующую область вашего туловища.

Гласные звуки составляют основу речи и пения, и, если хорошо поставить их произношение, согласные звуки будут иметь гораздо лучший шанс точно занять свое место.

15. Упрощенное упражнение для произнесения гласных

Эта упрощенная версия предыдущего упражнения может быть использована для того, чтобы помочь стимулировать отдельные области туловища, выборочно активировать поток внутренней энергии в одном участке тела в один момент времени и вызвать пульсации и волны внутренней энергии.

1. Дышите глубоко, используя принципы, изученные в этой книге. Повторите один или несколько мыслеобразов: "пипетка", "колодец" или "кольца веревки".

2. Откройте рот и приготовьтесь произнести глухой звук ха. Убедитесь, что челюсти раскрыты так, что нижние и верхние коренные зубы не соприкасаются и образовывают почти параллельные линии.

3. Расслабьте язык и поместите кончик языка за нижними передними зубами. Выдыхайте медленно, производя непрерывный звук "а". Одновременно визуализируйте рисунок 87, представляя, что заштрихованная область вырезана. Вообразите, что воздух просачивается сквозь это отверстие в вашем туловище, издавая длинный, непрерывный, глухой шепот "Й". Когда вы сделаете это несколько раз, вы почувствуете небольшое нагревание в той части вашего тела, которая соответствует заштрихованному участку.

Используйте эти три пункта для произнесения всех гласных звуков, иллюстрированных рисунками 87-93, в такой же шепчущей глухой манере. Когда вы производите каждый из этих звуков, визуализируйте рисунок, который соответствует звуку. Обязательно представляйте воздух, который просачивается сквозь заштрихованные участки на каждом рисунке.

Все эти гласные звуки также можно прошептать на одном дыхании. Например, вы можете прошептать "а-э-и-о-у-ё-ю". Или "а-о-а-о". Или "о-у-э-о-ю-ё".

Чтобы извлечь максимум пользы из этого упражнения, обязательно сопровождайте каждый звук мыслеобразом, кото-: рый показан на соответствующем рисунке. Например, если вы шепчете "о" и представляете воздух, который просачивается сквозь соответствующее место в области желудка (см. рис. 90), это будет призывать внутреннюю энергию в это специфическое место, устраняя любые неприятности в желудке. Шептание "хё" будет не только полезно для конкретной области, показанной на рис. 92, но и поможет закрепить последующие вдохи, направляя вдыхаемый воздух к Центру.

Советы по использования того, чему вы научились

Теперь, когда вы изучили Шесть Уроков, практические упражнения и мыслеобразы, описанные в частях 2 и 3, вы создали для себя надежную эффективную систему глубокого дыхания для поддержки любого вида деятельности, который вам требуется. Вы находитесь на пути к достижению главной цели Ци И -извлечению максимальной пользы из ежедневного дыхания. Когда вы будете применять принципы глубокого дыхания в вашей повседневной деятельности, помните, что чем больше вы направляете дыхание к Центру, тем больше у вас накапливается . энергии, которую вы можете использовать. С помощью регулярной и частой стимуляции Центра соответствующим глубоким дыханием смешанная энергия будет совершенствовать ваш ум и тело.

Помните, чем больше вы практикуете Ци И, тем более опытным мастером становитесь и тем легче сможете находить свои собственные техники. Когда Ци И станет привычкой, ваши концентрация, мотивация и настойчивость будут вознаграждены, и вы приобретете выносливость, грацию, сияние и внутреннее благополучие.

Все упражнения второй части были тщательно подобраны для достижения специальных целей. Теперь, когда вы овладели этими упражнениями, вы можете составить свою собственную программу, повторяя наиболее полезные для вас упражнения и комбинируя их в разных последовательностях. Если какой-нибудь мыслеобраз помогает вам в ваших упражнениях, используйте его почаще, пока эффект не исчезнет, а затем воспользуйтесь следующим или изобретите свой собственный.

Будьте гибки в своем подходе, чутко экспериментируйте и приспосабливайте упражнения для своих индивидуальных нужд. Выполняйте одно-два упражнения перед началом занятий спортом или тогда, когда вы чувствуете, что нуждаетесь в энергетической подпитке. Потратьте на это несколько минут в день, и вы будете поражены тем, насколько изменится ваша жизнь.

И, самое главное, я искренне надеюсь, что вы будете наслаждаться как самой практикой Ци И, так и всеми физическими и умственными преимуществами, которые она приносит.

Часть четвертая Вопросы и ответы о Ци И

Диалог о Ци И

Примите мои поздравления! После проработки первых трех частей вы достигли четвертой - раздела вопросов и ответов в этой книге. Сейчас у вас в руках дыхательная техника, которая поможет реализовать ваш потенциал во многих сферах жизни. В четвертой части книги вы продвинетесь дальше в этой технике в той мере, в какой вы разовьете силу воображения. Вы также научитесь достигать новых высот в своем умственном и физическом благополучии.

Если вы пропустили все предыдущие части и начали прямо с этой, вы познакомитесь с фундаментальной информацией об искусстве дыхания, а также с техниками, которые направят вас в развитии глубокого брюшного дыхания.

После публикации третьего издания "Искусства дыхания" я получила возможность дальше исследовать вместе с моими читателями новые и более индивидуальные способы применения Ци И. Несмотря на то что я училась пению больше трех десятков лет и руководила бесчисленными студиями, чтобы помочь людям совершенствовать их техники дыхания, я не могу надеяться встретиться с каждым из вас лично. Наилучшим решением будет создать диалог в этой книге в виде вопросов и ответов.

Преподавание и обучение - это двухсторонний процесс. Я бы хотела рассматривать его как круг, где преподавание перетекает в обучение и наоборот. Данная часть книги содержит много вопросов, которые были заданы мне моими учениками или участниками моих студий. Другие вопросы пришли от читателей предыдущих изданий этой книги. Ответ на какой-нибудь из этих вопросов может быть как раз тем, в чем вы нуждаетесь, и это может вызвать результат, которого вы сами добивались.

Вопросы и ответы

При изучении 50 вопросов и ответов в Части 4 вы узнаете о проблемах, с которыми столкнулись другие практикующие в своих дыхательных упражнениях. Как ученику, будущему учителю или целителю, это принесет вам пользу в помощи, как себе, так и другим. В следующем списке по порядку представлены названия вопросов/ответов и их краткое описание.

1. Принципы Ци И

2. Что такое Ци.

3. Ци И и религия

4. Является ли дыхание естественным инстинктом?

5. Общие ошибки в дыхании

6. Признаки поверхностного дыхания

7. Существуют ли паузы между вдохом и выдохом?

8. Объяснение правильного глубокого дыхания

9. Описание поверхностного дыхания

10. Дыхание носом и ртом

11. Загрязнение воздуха

12. Напряжение языка, препятствующее потоку воздуха

13. Обращение с чувствительными деснами

14. Напряжение в челюстях и шее

15. Очищение закупорки носового канала

16. Возрастные проблемы

17. Боль в нижней части спины

18. В инвалидном кресле

19. Эмфизема

20. Астма

21. Курение                                                                       

22. Воспитание детей и Ци

23. Если ребенок задерживает дыхание

24. Проблемы со слухом

25. Профессиональные заболевания

26. Срывающийся голос

27. Язык тела

28. Напряжение тела

29. Профессии, связанные с телом

30. Задержка дыхания

31. Нехватка дыхания

32. Улучшение спортивных результатов

33. Беспокойство в автомобильной пробке

34. Очищение легких

35. Бессонница

36. Выздоровление

37. Запахи

38. Выполнение упражнений и дыхание

39. Центрирование

40. Громкость голоса

41. Застенчивость

42. Речь в пожилом возрасте

43. Затрудненное дыхание

44. Осанка

45. Большое и малое глубокое дыхание

46. Страх сцены

47. Игра на трубе

48. Смех

49 Мгновенный прилив бодрости

50 Вопрос автору

1. Похожи ли принципы Ци И, описанные в "Искусстве дыхания", на принципы йоги, тайцзи, Цигун или других восточных систем?

Термин "Ци И" придумала я сама. Если переводить буквально, он означает "искусство дышать" или "искусство дыхания". Все, что мы научимся делать хорошо, может превратиться в искусство.

Мое послание очень простое: дышите хорошо, и остальные умения и преимущества приложатся. Без этого базового умения не достичь ни крепкого здоровья, ни значительных успехов.

Вспомните тех, кто дышит правильно, -прекрасно выглядящих спортсменов, йогов, певцов, -которые могут делать вещи, поражающие и вдохновляющие публику. В дополнение к их экстраординарным талантам, они обладают необычайным контролем над своим дыханием.

Пользуясь опытом двух культур и своими специализированными тренировками, я скомбинировала техники и концепции Востока и Запада для того, чтобы родилось искусство дыхания, или Ци И. Ци И - это простой метод дыхательной техники, который обеспечивает обильное использование как кислорода, так и Ци и дает знание о том, как правильно это совмещать. Искусство дыхания - это навык, которому можно обучиться, и оно не содержит никакой философии, как содержат ее многие древние системы. Цигун, тайцзи, йога и боевые искусства - это все древние системы. Дыхательная техника, которой вы обучаетесь в "Искусстве дыхания", подкрепляет все эти великие системы и никоим образом не противоречит их принципам.

Все великие восточные системы похожи в том, что имеют одинаковую конечную цель: физическое, умственное и духовное развитие личности. Все они требуют координации дыхания с физическими упражнениями. Все они строят свои принципы на тонкой вездесущей энергии, известной как Ци, или Ки, или прана. Различие в них существует только в виде расстановки акцентов и подходов.

Тайцзи делает акцент на результатах, извлеченных из упорядоченных движений тела. Тайцзи, иногда называемое "бой с тенью", первоначально было создано как военное искусство с использованием цигун. В последующие годы его изначальное направление изменилось, и его стали применять с оздоровительными целями.

Цигун особое внимание уделяет результатам тренировки ума. Цигун - это система, в которой энергия Ци взращивается и циркулирует по всему телу. Это сопровождается соответствующими дыханием, движениями и медитацией.

Йога ставит акцент на духовном развитии и философии и добивается приобретения полного контроля над телом и умом. Овладение полным дыханием является фундаментальной и необходимой частью занятий йогой.