ШРИДАМА ПРАБХУ И МАТАДЖИ КИШОРИ

(ЧОУПАТТИ, ИНДИЯ)

  1. Ведическая Культура и варнашрама Дхарма.

 

Задачи цивилизованного общества не сводятся лишь к удовлетворению животных потребностей человека, таким как еда (ахар), сон (нидра), оборона, обусловленная чувством страха (бхайа), и совокупление (майтхун). Они заключаются в обеспечении для людей возможности понять их отношения с Богом, Верховным отцом. Ведическая литература описывает три стадии духовного развития: самбандха – знания о наших отношениях с Господом, абхидея – поведение в соответствии с этими знаниями, и прайоджана, т.е. достижение цели, ради которой мы устанавливаем эти отношения. В писаниях нам встречается множество предписаний и принципов, которые кажутся трудновыполнимыми в современных условиях. Однако, нет никаких сомнений в насущной необходимости понимания духовного блага, которое таят в себе ведические предписания, и внедрения его в нашу жизнь. Ведическая культура настолько прекрасна и совершенна, что нам стоит искренне стремиться в наиболее полной мере следовать ее принципам на практике.

Предмет обсуждения, представленный в данной работе, касается обязанностей т.н. домохозяев, грихастх, составляющих один из аспектов благороднейшей общественной системы Варнашрамы и ведической культуры.

Из шастр нам известно, что существует 400 000 форм человеческой жизни, что дает редкую возможность вырваться из круговорота рождений и смертей и вернуться домой к Богу. Верховный Господь Кришна является создателем всего. Он создал и Дайви Варна ашрама дхарму, священный общественный строй, на вершине которого расположен высокоинтеллектуальный класс людей, формально называемых брахманами в силу их пребывания в модусе благости (сатва гуна). Далее следует класс людей, склонных к руководящей или к военной деятельности, которых по причине их пребывания в модусе страсти (раджа-гуна) называют кшатриями. Класс людей с явными качествами торговцев находится в пограничной области между страстью и невежеством, а шудры, т.е. класс людей, занимающихся трудом физическим, относятся к модусу невежества (тамо гуна).

Классификация в человеческом обществе всего мира может осуществляться на основании сферы деятельности людей и их личных качеств, и ни в коем случае на основании социального происхождения. В свою очередь, в духовной общественной системе существуют четыре социальные группы, разделенные по образу жизни, а именно, ученичество (брахмачари ашрама), семейная жизнь (грихастха ашрама), отход от дел и уединение (ванапрастха ашрама), и жизнь в отречении (санньйас ашрама). Следует обратить внимание на то, что каждый из перечисленных образов жизни нацелен главным образом на удовлетворение Верховной Личности Бога. Такова ведическая культура.

Господь Чайтанья Махапрабху давал наставления Санатане Госвами в отношении того, что из 400 000 человеческих форм жизни лишь немногие являются развитыми, т.е. способными следовать принципам варнашрама дхармы. Даже те, кто следует им, не всегда осознают, что цель заключается в постепенном возвышении до духовного уровня, в установлении отношений с Верховным Брахманом, Господом Кришной.