рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дифференциация ашрамов по степени отречения и наличия средств к

Дифференциация ашрамов по степени отречения и наличия средств к - Семинар, раздел Философия, СЕМИНАР О ГРИХАСТХА-АШРАМЕ Существованию: Шрила Прабхупада Говорил, Что ...

существованию:

  • Шрила Прабхупада говорил, что отличие одного ашрама от другого заключается в степени отречения и наличии средств к материальному существованию. Брахмачари, ванапрастхи и санньяси не имеют денег или, по крайней мере, не должны зарабатывать деньги. Они полностью зависят от ашрама грихастх, единственного ашрама, рассчитанного на денежные заработки.
  • Брахмачари, ванапрастхи и санньяси символизируют собой отречение и должны предтавлять грихасхам пример, достойный следования. Так как ашрам грихастх тоже является ашрамом, грихастхам следует стремиться развивать внутри себя тот же дух отречения, присущий трем другим ашрамам. Однако развитие духа отречения не должно быть внешним или искусственным.

 

В этой связи можно процитировать высказывание Шри Чайтаньи Махапрабху, самого Верховного Господа, который давал практические наставления одному домохозяину.

Господь молвил своему преданному: «Будь терпелив и возвращайся домой. Не веди себя как сумасшедший. Постепенно ты обретешь возможность пересечь океан материального существования. Никому не нужны от тебя показная преданность и ложное отречение. А пока наслаждайся миром в пределах разумного, но не привязывайся к нему. В сердце своем храни твердую веру, а внешне можешь вести себя как обычный человек. Таким образом, Господь Кришна очень скоро станет доволен тобой и освободит тебя из когтей майи». [Чайтанья Чаритамрита, Ади 15.26.27]

 

  • Семейным людям необходимо весьма серьезно относиться к принципу отречения, однако это отречение не должно быть показным.

 

2.1 Значимость грихастха-ашрама:

 

  • Значимость грихастха-ашрама обусловлена тем, что он дает рождение, питает, поддерживает и оберегает все четыре ашрама. Совершая служение трем остальным, а также сословию брахманов своего ашрама, ашрам грихастх процветает, преуспевает и получает достаточную подпитку культурой ведической цивилизации.
  • Благодаря грихастха ашраму ведическая и духовная культуры представляются современному обществу наилучшим образом.

 

2.2 Грихамедхи и грихастха:

 

  • Простое проживание в доме с мужем/женой детьми еще не делает человека грихастхой. Люди, живущие в условиях грихастх, но имеющие своей целью наслаждение чувств, называются грихамедхи.
  • В центре жизни грихастхи находится Бог. Грихастхе известна высшая цель жизни, но он не имеет возможности для полного отречения. Он осведомлен в отношении того, что удовлетворение чувств, позволяющееся ему, приведет, в конце концов, к страданиям и поэтому свою склонность к удовлетворению чувств он искренне старается преодолеть посредством практического сознания Кришны.
  • Если муж и жена содействуют друг другу в сознании Кришны и мирно живут вместе, помогают и служат друг другу, то это замечательно. Однако, если представитель противоположного пола привлекает человека лишь ради сексуальных наслаждений, то это является серьезным препятствием на пути к духовному прогрессу, провоцирующим возвращение к материальным привязанностям.
  • Весьма благоприятной является ситуация, в которой муж занимает себя и свою жену преданным служением, а верная жена следует религиозным предписаниям Вед.
  • Верховный Господь Кришна столь сострадателен к нам, что дает описание того, как должен вести себя семьянин для постепенного избавления от своих природных пристрастий к чувственному удовлетворению, к наслаждению объектами чувств и полному обретению качеств чистого преданного. «Пробудив веру в воспевание Моей славы, ощутив отвращение к материальной деятельности, зная, что любое удовлетворение чувств приводит к страданиям, но, по-прежнему не имея возможности полного отречения от всех чувственных наслаждений, Мои преданные остаются счастливыми и поклоняются мне с твердой верою. Даже если они порою заняты наслаждением своих чувств, Моим преданным известно, что все виды чувственного удовлетворения влекут за собою плачевные результаты, и они искренне раскаиваются в подобной деятельности.
  • В этом материальном мире половое влечение настолько сильно, что даже тот, кто искренне стремиться к любовному служению Господу, может иногда быть сбит с толку сексуальной привлекательностью или ложными сентиментальными привязанностями к жене и детям. Даже сохраняя материальные привязанности, он может ясно видеть, что они не приводят ни к чему хорошему, так как они лишь причиняют беспокойства и препятствуют преданному служению Верховному Господу. Поэтому такой человек искренне раскаивается в своих глупых привязанностях к множеству материальных вещей и терпеливо ожидает милости Господа Крины. [Шримад Бхагаватам, 11.20.27-28]

 

2.3 Общественное положение системы грихастха ашрама и системы варнашрамы:

 

Шрила Прабхупада сказал, что не имеет значения, кем является человек, брахмачари, грихастхой или санньяси. Он должен стараться быть надежным слугой Господа Кришны.

 

  • Ведическая культура отнюдь не отвергает институт брака. Господь Брахма, Господь Шива и Ямарадж, которые описываются как махаджаны, являются грихастхами. Господь Гауранга был идеальным грихастхой, а позже идеальным санньяси. Многие спутники Господа Гауранги тоже были женаты. Грихастхой был Арджуна, царь и политик. Верховный Господь Кришна избрал Арджуну для передачи ему трансцендентного знания. Шрила Вьясадева был семейным человеком.
  • Служение на благо этой изначальной системе, таким образом, чтобы сознание Кришны, в конце концов, возобладало в современном обществе и наделило бы счастьем каждого, мы считаем нашим священным долгом.

3. Общий обзор обязанностей в грихастха ашраме:

 

  • Прежде всего, грихастха должен исполнять служение. Ашрам грихастх предполагает служение трем другим ашрамам и брахманам данного ашрама.
  • Описывается, что преданное служение в ашраме грихастх подобно преодолению возвышенности, ибо оно несет массу преград. Выполнение обязанностей дается нам порою весьма болезненно. Однако служение должно выполняться в духе отречения, с чувством ответственности и с правильным пониманием гармонии жизни в сознании Кришны.
  • Ашрам грихастх – это ашрам жертвования. Грихастха работает на благо каждого независимо от обстоятельств.
  • В ведической культуре делятся и отдают с осознанием того, что все во вселенной контролируется Господом и все принадлежит Ему, и что человеку следует принимать лишь то, без чего он не может обойтись. Каждому отведена его доля.
  • Главной обязанностью грихастх является постоянное повторение Святых Имен Господа, служение вайшнавам и Верховному Господу с опорой на поддержку членов семьи и на состояние, обретенное за счет благочестивых поступков.

 

4. Долги в грихастха ашраме:

 

Нельзя забывать о том, что, рождаясь на свет и живя в этом материальном мире, мы различным образом извлекаем пользу из большого количества источников. Отсюда возникает задолженность, растущая с течением всей жизни. [Комментарий; Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 22.141; Лекция по Бхагават Гите в Лос-Анджелесе, 1968]

 

 

  • Однако, Господь Чайтанья Махапрабху рекомендовал для этого века наиболее практичный способ расплаты с долгами. Все, что для этого нужно, это стать искренним преданным Верховного Господа Кришны, совершать санкиртана-ягью посредством повторения маха-мантры и, таким образом, освободиться от всех видов долгов.

 

  1. Жизнь в грихастха ашраме:

 

В писаниях обнаруживается множество наставлений (предписаний и запретов) для грихастх. Так как мы сосредоточены на преданном служении, то основное внимание, безусловно, уделяется тому, чтобы стать хорошим преданным Господа Кришны.

 

Важные предписания:

 

В силу их актуальности даже в наши дни, приведенные ниже предписания для духовного продвижения, имеют большое практическое значение.

 

  • Пробуждение рано утром и совершение омовения.
  • Приветствие и поклонение Божествам.
  • Внимательное и полное преданности повторение предписанного количества «кругов». Это жизненно важный аспект преданного служения!
  • Поклонение Туласи Деви.
  • Ежедневное слушание или чтение текстов писаний, таких как Шримад Бхагаватам и Бхагават Гита.
  • Предложение бхоги и почитание прасада, а также вайшнавов и брахманов.
  • Благотворительная деятельность в гуне благости.
  • Совершение жертвоприношений, наилучшим из которых является санкиртана-ягья. Преданное служение Господу – главный критерий жизни грихастх.

 

В сущности, «наме ручи, джива дайа и вайшнава сева».

 

Некоторые запреты:

 

  • Грихастхе не следует делать ничего, не связанного с Господом Кришной и без необходимости общаться с материалистами.
  • Преданный-грихастха должен выполнять свои предписанные обязанности и не проявлять безразличия ради так называемого «отречения».
  • Ему не стоит иметь чрезмерной привязанности к домашнему комфорту в окружении жены, детей, родственников и пр.

 

  1. Грихастха и поклонение Божествам:

 

Совершение преданного служения является важнейшим видом деятельности для грихастх. За шраванам, киртанам, смаранам и падасеванам следует процесс арчанам, т.е. поклонение Божествам. Шрила Прабхупада рекомендовал инициированным преданным следовать принципам Нарада панчаратры посредством поклонения Божествам в храме. Этот путь поклонения Божествам особенно рекомендовался для домохозяев, обладающих массой материальных благ. Для состоятельного семьянина почти ничего не стоит обзавестись роскошными параферналиями для пуджи. Менее обеспеченный человек также может заниматься поклонением Божествам в менее пышной форме, но с той же преданностью. В движении сознания Кришны есть брахмачари, ванапрастхи и санньяси, но поклонение Божествам в храме больше всего касается грихастх. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]

 

· Шрила Прабхупада утверждал, что, так как грихастхи сильно вовлечены в материальную деятельность, им следует заниматься поклонением Божествам. Преданным-грихастхам рекомендуется освоить процесс поклонения Божествам в соответствии с надлежащими предписаниями и наставлениями, полученными от духовного учителя. Особая цель, преследуемая в поклонения Божествам, это сохранение личной чистоты и непорочности. Преданные-грихастхи должны являть собой живой пример чистоты. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]

· Где следует заниматься поклонением Божествам? Если у человека есть Божества, то этот процесс легко осуществляется в домашних условиях. Однако, поклонение домашним Божествам уступает по значимости поклонению Божествам, которым принадлежит храм. Если грихастха живет не далеко от храма, то посещение храма и проходящих в нем праздников должно быть в центре его внимания.

 

a. Приобретение средств к существованию в грихастха ашраме: предписания и запреты:

  • Грихастха должен зарабатывать деньги на содержание семьи, но это не должно достигаться трудными способами.
  • Жить просто и мыслить возвышенно – таков девиз грихастхи в сознании Кришны. Ведь он не является неким безмерно честолюбивым субъектом, стремящимся заработать денег более чем нужно или накопить имущества сверх необходимости.
  • В самом процессе зарабатывания средств грихастха не должен быть несправедлив в отношениях с людьми, не должен эксплуатировать их или обманывать, а также не допускать жестокости и несправедливости.
  • Он не должен совершать греховных поступков. Он должен работать честно в соответствии со своей квалификацией и предписанными обязанностями.
  • В своих доходах и расходах он должен избегать коррупции.

Ведущим принципом является то, что грихастха должен честным путем в сознании Кришны зарабатывать достаточное количество денег для поддержания души и тела, для служения Верховному Господу, для поддержания своей семьи, для совместного воспевания Святого Имени, совместного поклонения Божествам и для приглашения к себе в гости преданных, служения им и угощения их Кришна прасадом.

 

  • Если преданный обнаружил желание зарабатывать больше средств для служения Кришне, ему следует спросить совета старшего вайшнава и остерегаться вовлечения в сомнительные и рискованные предприятия, угрожающие духовному и физическому здоровью.
  • Жизнь в грихастха-ашраме полна беспокойств, таких как женитьба детей и их образование, покупка дома и т.п., что предполагает определенное количество денежных средств. Однако не следует испытывать чрезмерных тревог по поводу семейных дел. Исполняя свои родительские обязанности, грихастха осознает, что у его детей есть своя судьба, определенная кармой, а также свобода воли. Нужно просто стараться выполнять обязанности, предавшись Кришне с абсолютной верой в Него. Истинное значение слова ашрая, содержащегося в выражении грихастха-ашрам, подразумевает полную зависимость от Господа и принятие во всех делах убежища у Него.

Бхактивинода Тхакур выразил это в своем бхаджане: «Воспевайте Святое Имя Кришны без оскорблений. Кришна – наша мать, Кришна – наш отец, Кришна – единственное сокровище всей нашей жизни».

 

  • К членам своей семьи грихастха должен относиться как к представителям Кришны, хотя он должен стараться заботиться о них наилучшим образом. Человек обязательно должен иметь понимание того, что это семья Кришны. Выполнение обязанностей с таким сознанием обеспечивает приятное чувство заботы и ощущение того, что зарабатываешь на жизнь весьма благочестивым образом.
  • Как же выглядит отречение грихастхи? Непривязанность к детям, жене и дому не означает, что к ним не нужно питать никаких чувств. Ведь они – естественные объекты нашей любви. Однако, если они не одобряют нашего сознания Кришны, мы не должны иметь к ним никакой привязанности. Тем не менее, не стоит оставлять искренние попытки сделать их сознающими Кришну. Процесс сознания Кришны очень прост и приятен в осуществлении. Каждому грихастхе необходимо прилагать усилия для воспитания в членах своей семьи сознания Кришны. Семья, в которой все обладают сознанием Кришны, не предполагает даже перехода от семейной жизни к жизни в отречении.

 

  1. Пожертвования – священная обязанность в грихастха ашраме:

 

 

  • Пожертвования и прием гостей – это как раз то, что делает жизнь в грихастха ашраме наиболее благоприятной. Делая пожертвования для трех других ашрамов, предназначенных исключительно для духовного развития, грихастха обеспечивает себе значительное духовное продвижение. Три других ашрама не должны обременяться проблемами добычи средств пропитания, одежды и крова. В способности зарабатывать заключается неотъемлемая сила и прелесть грихастха ашрама. Это истинное благословение.
  • В Бхагавад Гите Господь говорит, что пожертвования должны совершаться в правильном сознании (в гуне благости) в пользу правильных людей в правильном месте в правильное время. Семейные люди должны регулярно делать пожертвования в храм, пусть даже самые незначительные, если это все, что они могут себе позволить. Эту привычку им следует развивать с самого начала их сознания Кришны. Некоторые преданные думают, что им лучше подождать, пока они не заработают много денег. Регулярное жертвование части от того, что нам дает Господь, помогает нам в сознании Кришны. По словам Шрилы Прабхупады, в идеале семьянин до 50% своих заработков должен отдавать Кришне, 25% использовать для семьи, а другие 25% откладывать на «черный день».
  • Грихастхи должны иметь чувство ответственности и проявлять сострадание ко всем, кто претерпевает страдания и находится в нужде.

 

  1. Прием гостей и обхождение с людьми:

 

  • Грихастхе следует прилагать максимум усилий для корректного обращения с людьми. Прием гостям следует оказывать в соответствии с собственными возможностями и средствами. Нужно стараться во всем доставить ему удовольствие. В ведической традиции гость, даже если это не преданный, является представителем Верховного Господа. (атитхи дево бхав). Атитхи на санскрите означает: человек (гость) который приходит в любой день (а-титхи) без предупреждения. Ухаживать за гостем наилучшим образом и в сознании Кришны является обязанностью грихастхи.
  • Жену семьянина Веды называют Дхармапатни. Предполагается, что она будет помогать мужу любезно служить их родителям, родственникам и гостям.

 

a. Как проявляется гостеприимство? Правильное сознание:

 

  • Гостеприимство – это не вопрос формальности, а вопрос сознания. Гость должен чувствовать себя желанным в Вашем доме.
  • Грихастха должен убедиться в том, что гость не уходит от него неудовлетворенным. Любовь и теплота являются главным элементом радушного приема гостей. Процесс служения не должен быть механическим или иметь свойства ритуала. Шримад Бхагаватам [1.13.5-7] описывает, как царь Юдхиштхира и его семья оказывали в Хастинапуре радушный прием Махатме Видуре после его долгого отсутствия.

«Они приблизились к нему (Видуре), охваченные великой радостью, как будто в их тела вновь вернулась жизнь. Обменявшись поклонами, они обнялись, приветствуя друг друга. После пережитой тревоги и долгой разлуки с ним, они все плакали о любви. Царь Юдхиштхира усадил его и принял по всем правилам. После великолепного угощения Видура отдохнул, и царь, удобно усадив его, обратился к нему, все же остальные внимали их разговору».

В своем комментарии Шрила Прабхупада пишет: Царь Юдхиштхира был искушен в приеме гостей, даже если это были родственники. Все члены семьи радостно встретили Видуру, обнялись с ним и обменялись поклонами. После этого он совершил омовение, и ему устроили великолепный обед и дали отдохнуть. Затем его удобно усадили, и царь заговорил с ним обо всем, что случилось в семье и произошло в мире. Так полагается встречать любимого друга или даже врага.

Согласно моральным принципам, которым следуют в Индии, в своем доме даже врага нужно принимать так, чтобы он совсем не чувствовал страха. Враг всегда боится своего противника, но этого не должно быть, когда его принимают в доме его противника. Это означает, что с любым человеком, которого принимают в своем доме, следует обращаться как с родственником. И уж подавно это относится к такому члену семьи, как Видура, который всегда желал блага всему семейству».

  • Гостеприимство должно оказываться с чувством подлинной любви и преданности и с учетом того, что гость является воплощением Верховного Господа. Господь говорит в Бхагавад Гите: «если ты с любовью и преданностью предложишь мне листок, цветок, плод или воду, я приму их».
  • Итак, Верховный Господь принимает служение, исполняемое с любовью и преданностью, и гостю, который является представителем Господа, следует оказывать служение с тем же сознанием. Кришна был приглашен Дурьодханой на пир, но Он не пошел в его дом, где получил бы царские почести. Вместо этого Господь предпочел посетить дом Видуры, Своего преданного, и насладиться там простым блюдом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СЕМИНАР О ГРИХАСТХА-АШРАМЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СЕМИНАР О ГРИХАСТХА-АШРАМЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дифференциация ашрамов по степени отречения и наличия средств к

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ШРИДАМА ПРАБХУ И МАТАДЖИ КИШОРИ
(ЧОУПАТТИ, ИНДИЯ) Ведическая Культура и варнашрама Дхарма.   Задачи цивилизованного общества не сводятся лишь к удовлетв

Ведическая культура и грихастха ашрам.
  Шрила Прабхупада утверждал, что грихастха ашрам предназначен для настраивания ума человека таким образом, чтобы он обрел покой, необходимый для духовного совершенствования. Человече

Служение старшим / родителям
  Если служение атитхи с любовью и преданностью является ведическим правилом, то с каким удовольствием грихастха будет в таком сознании служить родителям и старшим в своей семье

Обхождение с другими живыми существами
Ниже приводится стих, взятый из Панча Татры: айам нийам паро вйакти гананам лагхучетасам уадар чаританам ту васудхаив кутумбакам

Распространение прасада среди людей, не имеющих сознания Кришны. Как должен грихастха вести себя с нищими?
  Прасад является милостью Кришны, и он должен в как можно большей мере распространяться среди людей, не находящихся в сознании Кришны. Люди, как правило, поглощают много пищи, уместн

Как следует относится к женщине в системе варнашрамы?
  Процветание грихастха-ашрама зависит от того, как в нем относятся к женщине. Каково же положение женщины? В Махабхарате Бхишмадев дает Махараджу Юдхиштхире наставления по этому конк

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги