Дифференциация ашрамов по степени отречения и наличия средств к

существованию:

 

В этой связи можно процитировать высказывание Шри Чайтаньи Махапрабху, самого Верховного Господа, который давал практические наставления одному домохозяину.

Господь молвил своему преданному: «Будь терпелив и возвращайся домой. Не веди себя как сумасшедший. Постепенно ты обретешь возможность пересечь океан материального существования. Никому не нужны от тебя показная преданность и ложное отречение. А пока наслаждайся миром в пределах разумного, но не привязывайся к нему. В сердце своем храни твердую веру, а внешне можешь вести себя как обычный человек. Таким образом, Господь Кришна очень скоро станет доволен тобой и освободит тебя из когтей майи». [Чайтанья Чаритамрита, Ади 15.26.27]

 

 

2.1 Значимость грихастха-ашрама:

 

 

2.2 Грихамедхи и грихастха:

 

 

2.3 Общественное положение системы грихастха ашрама и системы варнашрамы:

 

Шрила Прабхупада сказал, что не имеет значения, кем является человек, брахмачари, грихастхой или санньяси. Он должен стараться быть надежным слугой Господа Кришны.

 

3. Общий обзор обязанностей в грихастха ашраме:

 

 

4. Долги в грихастха ашраме:

 

Нельзя забывать о том, что, рождаясь на свет и живя в этом материальном мире, мы различным образом извлекаем пользу из большого количества источников. Отсюда возникает задолженность, растущая с течением всей жизни. [Комментарий; Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 22.141; Лекция по Бхагават Гите в Лос-Анджелесе, 1968]

 

 

 

  1. Жизнь в грихастха ашраме:

 

В писаниях обнаруживается множество наставлений (предписаний и запретов) для грихастх. Так как мы сосредоточены на преданном служении, то основное внимание, безусловно, уделяется тому, чтобы стать хорошим преданным Господа Кришны.

 

Важные предписания:

 

В силу их актуальности даже в наши дни, приведенные ниже предписания для духовного продвижения, имеют большое практическое значение.

 

 

В сущности, «наме ручи, джива дайа и вайшнава сева».

 

Некоторые запреты:

 

 

  1. Грихастха и поклонение Божествам:

 

Совершение преданного служения является важнейшим видом деятельности для грихастх. За шраванам, киртанам, смаранам и падасеванам следует процесс арчанам, т.е. поклонение Божествам. Шрила Прабхупада рекомендовал инициированным преданным следовать принципам Нарада панчаратры посредством поклонения Божествам в храме. Этот путь поклонения Божествам особенно рекомендовался для домохозяев, обладающих массой материальных благ. Для состоятельного семьянина почти ничего не стоит обзавестись роскошными параферналиями для пуджи. Менее обеспеченный человек также может заниматься поклонением Божествам в менее пышной форме, но с той же преданностью. В движении сознания Кришны есть брахмачари, ванапрастхи и санньяси, но поклонение Божествам в храме больше всего касается грихастх. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]

 

· Шрила Прабхупада утверждал, что, так как грихастхи сильно вовлечены в материальную деятельность, им следует заниматься поклонением Божествам. Преданным-грихастхам рекомендуется освоить процесс поклонения Божествам в соответствии с надлежащими предписаниями и наставлениями, полученными от духовного учителя. Особая цель, преследуемая в поклонения Божествам, это сохранение личной чистоты и непорочности. Преданные-грихастхи должны являть собой живой пример чистоты. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]

· Где следует заниматься поклонением Божествам? Если у человека есть Божества, то этот процесс легко осуществляется в домашних условиях. Однако, поклонение домашним Божествам уступает по значимости поклонению Божествам, которым принадлежит храм. Если грихастха живет не далеко от храма, то посещение храма и проходящих в нем праздников должно быть в центре его внимания.

 

a. Приобретение средств к существованию в грихастха ашраме: предписания и запреты:

Ведущим принципом является то, что грихастха должен честным путем в сознании Кришны зарабатывать достаточное количество денег для поддержания души и тела, для служения Верховному Господу, для поддержания своей семьи, для совместного воспевания Святого Имени, совместного поклонения Божествам и для приглашения к себе в гости преданных, служения им и угощения их Кришна прасадом.

 

Бхактивинода Тхакур выразил это в своем бхаджане: «Воспевайте Святое Имя Кришны без оскорблений. Кришна – наша мать, Кришна – наш отец, Кришна – единственное сокровище всей нашей жизни».

 

 

  1. Пожертвования – священная обязанность в грихастха ашраме:

 

 

 

  1. Прием гостей и обхождение с людьми:

 

 

a. Как проявляется гостеприимство? Правильное сознание:

 

«Они приблизились к нему (Видуре), охваченные великой радостью, как будто в их тела вновь вернулась жизнь. Обменявшись поклонами, они обнялись, приветствуя друг друга. После пережитой тревоги и долгой разлуки с ним, они все плакали о любви. Царь Юдхиштхира усадил его и принял по всем правилам. После великолепного угощения Видура отдохнул, и царь, удобно усадив его, обратился к нему, все же остальные внимали их разговору».

В своем комментарии Шрила Прабхупада пишет: Царь Юдхиштхира был искушен в приеме гостей, даже если это были родственники. Все члены семьи радостно встретили Видуру, обнялись с ним и обменялись поклонами. После этого он совершил омовение, и ему устроили великолепный обед и дали отдохнуть. Затем его удобно усадили, и царь заговорил с ним обо всем, что случилось в семье и произошло в мире. Так полагается встречать любимого друга или даже врага.

Согласно моральным принципам, которым следуют в Индии, в своем доме даже врага нужно принимать так, чтобы он совсем не чувствовал страха. Враг всегда боится своего противника, но этого не должно быть, когда его принимают в доме его противника. Это означает, что с любым человеком, которого принимают в своем доме, следует обращаться как с родственником. И уж подавно это относится к такому члену семьи, как Видура, который всегда желал блага всему семейству».