Распространение прасада среди людей, не имеющих сознания Кришны. Как должен грихастха вести себя с нищими?

 

Прасад является милостью Кришны, и он должен в как можно большей мере распространяться среди людей, не находящихся в сознании Кришны. Люди, как правило, поглощают много пищи, уместной среди материалистов, но даже крошечка махапрасада соединяет их с Кришной. Этот способ превращения людей в преданных использовал и Шрила Прабхупада в самом начале. Преданные, которые почитали прасадам, приходили снова и снова, тем самым очищаясь. Если материалист принимает хотя бы крошку прасада, ему гарантировано следующее рождение в человеческом теле, так как он соединен с Кришной. Когда грихастху или любого преданного нищий на улице просит о чем-то, его нельзя отправлять с пустыми руками. Если кто-то обращается к преданному с просьбой о чем бы то ни было, преданный дает ему Кришну. Нам следует взять за правило в своей жизни всегда иметь хороший запас прасада, возможно даже расфасованный в небольшие пакеты, и раздавать каждому, кто придет просить подаяния. Фактически, каждый раз, когда нас просят о милостыне, является для нас возможностью дать человеку Кришну.

Если нищий пришел к грихастхе, а у того не оказалось прасада, то ему нужно дать немного денег. Никого нельзя отпускать, ничего не дав ему. Мы не можем знать, голоден ли человек или просто притворяется. Дайте ему немного прасада. Если у Вас нет прасада, дайте ему немного денег. Нельзя также знать, на что он потратит эти деньги, но точно известно, что, получив прасад, он очистится. Не дав нищему и отправив его прочь, мы лишь создадим себе тяжесть в сердце. Угощайте прасадом и молитесь о том, чтобы милость Кришны прибыла с получившим его. Этому правилу должны следовать грихастхи и все преданные. Это способствует совершенствованию нашего сознания Кришны и позволяет стать сосудом, полным милости Кришны.

Давая людям прасад, стоит считать себя не выдающейся личностью или благодетелем, а слугой нищего. Таковы вайшнавы. Нищему не нужно служить, давая что-то, что он использует неправильно. Вместо этого следует смиренно попросить его почтить прасадам. Если нищий вдруг заявит, что не желает прасада, а желает чего-то другого, следует просто продолжить заниматься своим делами. Мы дали бедняку то, в чем он нуждался, даже если он этого не осознает.

 

8.6 Отношения грихастх-мужчин с женщинами:

 

В повседневной жизни мужчинам-грихастхам приходится иметь дело с женщинами, и наоборот. Приходится также иметь дело с брахмачари и санньяси. Очень важно, чтобы священная неприкосновенность соблюдалась должным образом. Нижеследующие руководящие принципы нашли практическое подтверждение у многих преданных:

а. Любую женщину, кроме своей жены, следует считать матерью.

б. Очень благоприятно иметь осознание того, что грихастха-ашрам не дает права на вольное поведение с женщинами. Шрила Прабхупада часто упоминал, что контакт мужчины и женщины подобен контакту огня и сливочного масла. Избегайте физического контакта. В том числе и после свадьбы.

в. Следует быть почтительным и не быть легкомысленным.

г. Беседы с другими женщинами должны вестись по необходимости и, желательно, в присутствии супруги.

д. За наставлениями обращайтесь к наставникам мужского пола.

е. Служение, которое предполагает много общения с женщинами, должно совершаться через жену.

 

8.7 Отношения грихастх-мужчин с брахмачари и санньяси:

 

 

8.8 Отношения женщин-грихастх с мужчинами:

 

 

8.9 Отношения женщин-грихастх с брахмачари и санньяси:

 

8.10 Содержание домашних животных:

 

а. Преданному свойственна естественная доброта (расселение). Шивананда Сен, близкий ученик Чайтаньи Махапрабху, позволил однажды собаке присоединиться к группе преданных, идущих, из Бенгалии в Джаганнатха Пури, чтобы та получила даршан Господа Чайтаньи Махапрабху. Господь Гауранга лично кормил ту собаку и отправил ее домой к Богу. Однако, из соображений чистоты, не рекомендуется содержать животных внутри своего дома.

б. В недавно минувшую эпоху, грихастхи обычно держали коров и быков, о которых они нежно заботились. Го-палан и го-ракша являются важными ведическими принципами, которые грихастхи должны высоко чтить.

в.Усвоение духа «широких взглядов» и служение всем живым существам – важный аспект жизни грихастх. Так как в центре грихастха-ашрама находится Кришна, жизнь грихастхи характеризуется праведностью. Тем не менее, существуют и другие обязанности.

 

  1. Сознание грихастхи по отношению к собственным детям:

 

Для преданного грихастхи не имеет никакого значения, есть ли у него сын или дочь или вообще нет детей. Чем это объясняется?

 

  1. Каково сознание преданных супругов, решивших не заводить детей:

Грихастха-ашрам означает расширение и увеличение. Иметь ребенка – вполне нормально. Супруги должны определить для себя, почему именно им не нужно потомство. Не лень ли является причиной? Воспитание детей может предполагать более интенсивный труд для получения денежных средств. А жена может опасаться ужасов вынашивания ребенка, ночного бдения и пр. Если причины не иметь детей как раз таковы, то такой образ жизни нельзя назвать отречением. Семейная пара должна посоветоваться со старшими преданными и задать своей семейной жизни правильное направление.

 

  1. Обязанности по отношению к детям в грихастха-ашраме:

 

Маленькие дети подобны губке. Они легко впитывают сознание Кришны, и почти нет необходимости в том, чтобы они подвергались чему-либо помимо сознания Кришны. Детей следует оберегать от мирских удовольствий посредством развития в доме радостной атмосферы сознания Кришны, так чтобы дети были полностью удовлетворены, а их творческие способности были направлены в нужное русло. К несчастью, в современном обществе родителям не хватает времени на своих детей. Они обеспечивают их комфортом, но оставляют их без обильной любви и заботы, которые необходимы на всех стадиях их жизни. С детьми следует обращаться с любовью и дисциплиной. Наставления Чанакьи, к которым стоит прислушаться, заключаются в том, что до пяти лет дети должны получать много любви, до десяти лет их, по мере необходимости, нужно приучать к дисциплине, а до достижения шестнадцатилетнего возраста относиться к ним нужно как к друзьям.

 

  1. Как могут преданные поддержать и защитить сознание Кришны в детях?

 

 

12. Родители не должны допускать, чтобы ребенок терпел неудачи:

 

Родители должны быть твердо уверены в том, что их дитя, взращенное в обстановке сознания Кришны, не приобретет ярлык неудачника в учебе или в выбранной им сфере деятельности. В этих случаях дети, как правило, ищут альтернативных способов самовыражения и возможности преуспеть, увлекаясь занятиями дурного свойства. Если на протяжении пяти лет все в его семье были довольны ребенком, он идет в школу, рассчитывая на обретение там любви и уважения учителей и одноклассников способами, схожими с теми, какими это удавалось с родителями. Родителям следует развивать в ребенке уверенность в себе.

 

  1. Самскары:

 

Слово самскар означает «очистительный ритуал». Для того, чтобы сделать ребенка сознающим Кришну, супруги-грихастхи в духе радости знакомят ребенка с ведическими самскарами с самого рождения. Таким образом, они помогают ему со временем достичь духовного уровня.

Следует осознавать, что духовное здоровье, а, отсюда, и благополучие человеческого общества зависит от того, к каким обрядам мы приучаем детей.

Джанмана джайате шудрах самскарат бхавет двиджах.

 

С рождения каждый является шудрой, но посредством исполнения ритуалов он становится брахманом. В Махабхарате (Шанти Парва) упоминается, что всякое человеческое существо должно исполнять 48 ритуалов. Шрила Гопал Бхатта Госвами выделял 10 самскар первостепенной важности для гаудиа-вайшнавов и описал пути их исполнения в своей книге «Саткрийа Сар дипика», которую Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур признал самой авторитетной книгой на эту тему исполнения самскар в Кали-югу. В данном очерке мы рассматриваем только Гарбхадан-самскару.

Гарбхадан-самскара: Очищение человека начинается еще до его появления на свет. Эта самскара носит название «Гарбхадан-самскара». При проведении этой самскары физический контакт между мужчиной и женщиной является священным. Благодаря интенсивности Гарбхадан-самскары рождаются разумные, благочестивые и сознающие Бога дети. Это самая важная самскара, на которой Шрила Прабхупада всегда заострял внимание в своих комментариях по этому поводу. Грихастхи должны рождать детей как жертвоприношение Господу Вишну. Грихастхи дарят жизнь детям для того, чтобы сделать их сознающими Кришну и помочь достичь освобождения.

 

  1. Положение женщины в системе варнашрамы:

 

В древней Ведической традиции женщина в роли жены занимает превосходящее положение. Веды помещают женщину на высокий величественный пьедестал, о чем говорится в следующем стихе:

Йатра нарийасту пуджанте раманте татра девах

«Там, где высоко почитают женщин, покровительствуют полубоги».