Как следует относится к женщине в системе варнашрамы?

 

Процветание грихастха-ашрама зависит от того, как в нем относятся к женщине. Каково же положение женщины? В Махабхарате Бхишмадев дает Махараджу Юдхиштхире наставления по этому конкретному поводу. С этой важной темой сталкивается и Ману в своей Ману-самхите. Бхишмадев утверждает:

 

· Чрезвычайно важно, чтобы каждая женщина имела любовь, обожание и почитание. Шастры говорят, что там, где почитают женщин, довольны даже полубоги. Бхишмадев утверждает:

· В доме, в котором женская половина семьи не встречает уважения, всякая деятельность становится бесполезной.

· Если женщины в семье живут в горе, то вымрет род этот и дом этот будет разрушен. Такова карающая сила, возникающая, когда не уважают и оскорбляют женщин.

· Женщины – богини процветания. Именно они являются воплощением Лакшми деви. Неуважение к женщине равно проявлению неуважения по отношению к Лакшми деви, которая впредь никогда не одарит такой дом своим благоприятствующим взглядом.

· Добродетель мужчин зависит от женщин. Мужчины зависят от женщин, так как все добрые качества, которыми они обладают, были привиты им именно женской половиной семьи – матерью, сестрой, женой. Следовательно, женщины стоят того, чтобы их любили, обожали и уважали все мужчины.

· Предписание Вед заключается в том, что на всех женщин, за исключением своей жены, мужчины должны смотреть как на мать.

· Шрила Прабхупада говорил, что внутри ИСККОН к женщинам следует применять обращение «матаджи». Понятие, выраженное этим термином, содержит уважение, которое проявляют по отношению к собственной матери. В Ведическом обществе женщина является символом благоговения, глубокого уважения и почитания.

· В грихастха-ашраме женщина приучает детей к самскарам. Таким образом, растут благочестивые дети, обеспечивается благочестивое население, что благоприятствует становлению сознающего Бога, счастливого и процветающего человеческого общества. Чистые и благочестивые женщины способны преобразовать состояние общества в гуну благости, являющуюся платформой для духовного роста. В противном случае в обществе воцаряется адское положение.

· Напрашивается однозначный вывод, что в Ведическом обществе женщина всегда является объектом поклонения, а не объектом эксплуатирования. Отсутствие подобного ведического мировоззрения является причиной множества бед в так называемом «современном» обществе.

 

14.2 Женщина всегда находится под защитой:

 

· Принявший жену должен быть верным. Женщина физически слаба, в силу чего легко подвергается эксплуатации со стороны безнравственных субъектов. По своей природе женщина склонна к преданности, ей нравится следовать по стопам, и, поэтому, она всегда должна находиться под защитой мужчины. Согласно ведической системе, ни одна девушка не должна оставаться незамужней. В детстве женщину защищает отец, в молодости – муж, и в преклонном возрасте – сын. Итак, согласно ведической системе, женщины не может жить независимо.

· В современном обществе бытует идея женской эмансипации, понятие независимой женщины. Шрила Прабхупада сказал, что женская эмансипация означает, что женщина становится независимой, эксплуатируется мужчинами, у нее появляются незаконнорожденные дети, от которых она избавляется через аборт, и эксплуатация продолжается дальше.

· Когда же женщина застенчива, чиста и сдержанна, ее невозможно эксплуатировать, так как она находится под защитой мужской половины своей семьи: отца, мужа, брата и сына. Таким образом, чистоту и непорочность женщины нужно защищать любой ценой. Таков священный принцип наших шастр. В Бхагавад Гите утверждается, что с разрушением семейных традиций члены семьи забывают законы религии. Когда в роду воцаряется безбожие, женщины в нем развращаются, а развращение женщин приводит к появлению на свет нежеланного потомства, а это, в свою очередь, приводит к адской жизни. Праотцов таких испорченных семей также ожидает падение, ибо потомки полностью прекращают подносить им пищу и воду.

· Поэтому женщинам необходимо быть защищенными ради их собственного счастья и ради счастья их семьи и их общества.

· Если женщина обладает чистотой, благочестием и застенчивостью и использует эти качества в служении Господу Кришне, то она пребывает в состоянии счастья и заслуживает уважение мужчины. Шрила Прабхупада сказал, «Мы даем сознание Кришны и женщинам, и мужчинам в равной степени без каких-либо разграничений, но для того, чтобы защитить женщин от эксплуатации мужчинами, мы учим, что они должны выходить замуж и обзаводиться семьей».

· Чтобы ни выражал собою мужчина внешне ради собственного чувственного удовлетворения, он никогда не станет уважать так называемую свободную женщину.

 

14.3 Обязанности мужа:

 

· Естественным качеством настоящего вайшнава является понимание того, какую помощь в сражении с майей ему оказывает его жена. При этом условии между мужем и женой присутствует признательность и благодарность.

· Читая о жизни великих вайшнавов в Писаниях, мы не читаем о том, что они пренебрегали, унижали своих жен или позволяли себе нездоровые замечания в их адрес. Совсем наоборот, мы обнаруживаем, что великие вайшнавы были заботливыми и надежными супругами, строго следуя принципам сознания Кришны.

· Согласно ведической мудрости, без хорошей жены не достичь материального и духовного процветания.

· Телесные отношения между мужем и женой – предмет второстепенной важности. Фактором первостепенной важности является то, что они оба должны помогать друг другу в продвижении в сознании Кришны.

· Брак между мужчиной и женщиной предполагает ответственность мужа за благополучие жены и ее защищенность во всех ситуациях.

· Достойный муж всегда убеждается, что жена надлежащим образом практикует преданное служение. При наличии детей в семье обязанностью мужа является забота о том, чтобы его семье больше не пришлось возвращаться и снова принимать материальное тело в этом мире рождения и смерти.

· Господь Ришабдев давал наставления своим ста сыновьям, говоря, что тот, кто не способен освободить зависящих от него из круговорота повторяющихся рождения и смерти, никогда не станет духовным учителем, отцом, мужем, матерью или достойным поклонения полубогом.