Геннадия Фаста «Книга Песнь Песней Соломона. Историко-экзегетический анализ

Для изучения книги Песнь Песней неоценимой помощью является исследование клирика Красноярской епархии протоиерея Геннадия Фаста «Книга Песнь Песней Соломона. Историко-экзегетический анализ». Это исследование является кандидатской диссертацией. Успешная ее защита состоялась в Московской Духовной Академии в 1995 году. Труд протоиерея Геннадия Фаста, написанный в начале 90-х годов 20 века, является своего рода уникальным явлением в современной русской библеистике. В отзыве на диссертацию протоиерея Геннадия преподаватель Московской Духовной Академии священник Николай Диваков писал: «Сочинение протоиерея Геннадия Фаста представляет собой редкую разработку экзегетики книги Песнь Песней на основе толкований святых отцов, раввинистических толкований и собственных выводов автора. В работе дан очень глубокий, исчерпывающий анализ текста книги, на протяжении всего сочинения прослеживается знание автором Священного Писания, глубокое знание творения святых отцов, умение находить параллельные места не только по буквальному смыслу, но и по таинственному. … Обращает на себя внимание собственное православное осмысление автором содержания Песни Песней и прекрасная эрудиция в церковных и светских вопросах…».[6] Заслуженный профессор Московской Духовной Академии Константин Михайлович Комаров в своем отзыве на диссертацию протоиерея Геннадия Фаста отметил: «Прежде всего, работа незаурядна. Об этом свидетельствует широкий диапазон раскрытия темы с использованием всего богатства святоотеческих творений, богословской мысли отечественных и зарубежных библеистов, иконописного, художественного наследия и даже авторского литургического творчества, проявленного в составлении молебного канона в честь Песни Песней. … Благодаря святым отцам автор открыл для себя оригинальную систему толкования книги Песнь Песней. Он обратил внимание на то, что у святых отцов Церкви встречаются семь различных способов понимания книги Песнь Песней, совершенно не противоречащих, но взаимно дополняющих друг друга. Как пишет автор в своем труде: «Это не семь различных сторон единого целого, но семь способов прочтения книги, от самого поверхностного до самого глубинного, семь ступеней в познании тайн этой книги. Лучше всего это можно представить в виде Соломонова Иерусалимского храма». Именно по семизначной схеме Иерусалимского храма следует цикл толкований».[7] Протоиерей Геннадий Фаст предлагает следующие семь способов прочтения книги Песнь Песней, в соответствии со схемой иерусалимского храма.

1) Двор язычников: прочтение первое – буквальное.[8]

2) Двор Израиля: прочтение второе – ветхозаветное, или историко-мистическое.

3) Двор священников: прочтение третье – мессианско-экклезиологическое.

4) Святилище: прочтение четвертое – духовно-психологическое.

5) Святая Святых: прочтение пятое – духовно-аскетическое.

6) Святой Ковчег Завета: прочтение шестое – мариологическое (богородичное).

7) Скрижали Завета: прочтение седьмое – Христологическое.

В 2000 году труд протоиерея Геннадия Фаста был издан в Красноярске отдельной книгой тиражом всего лишь 1000 экземпляров.[9] По-прежнему он является малодоступным для широкого круга читателей. Поэтому в приложении к данным лекциям помещена структура этой книги. В наших лекциях о книге Песнь Песней мы будем чаще всего ссылаться на исследование протоиерея Геннадия Фаста. Однако будем привлекать и другие источники.