рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зарождение каббалистической методики

Зарождение каббалистической методики - раздел Философия, Курс № 5: История Развития Науки Каббала ...

Курс № 5: История развития науки каббала

Этот курс повествует о каббалистах прошлого, разработавших методику связи человека с Творцом. История человечества знает тысячи людей, постигавших Высший мир, однако созданием методики всегда занимались единицы. Развитие каббалы, как методики постижения мироздания, берет начало 5766 лет назад, хотя история человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет. Существовали ли каббалисты и до этого времени? Кто первым постиг духовную материю? Каковы основные этапы развития кабалистической системы? Какова связь между современным изложением науки каббала и развитием человечества? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете, изучив этот материал.

«Откройте эти книги, и вы найдете там все добрые пути жизни, которые раскроются в конце дней, и из этих же книг получите хороший урок того, как сегодня расставить по местам потребности, касающиеся дел этого мира. Есть возможность изучать историю прошлого, благодаря которой мы исправляем будущую историю.

Всё это я принимаю настолько близко к сердцу, что не могу больше сдерживаться. Я принял решение раскрыть из истории, и из того, что я нашел в этих книгах, пути будущего исправления, предрешенного для нас. Я выйду к людям, трубя в этот рог, ибо, по моему мнению и понятию, достаточно будет собрать всех достойных чудесного свойства, чтобы они начали изучать и усваивать эти книги и склонили себя и весь мир на чашу заслуг». (Й. Ашлаг)

 

 

Содержание

 

 

Урок№1

Введение

Первоначальный этап развития каббалы

Зарождение каббалистической методики

1.4. Период Египетского изгнания: Пятикнижие

1.5. «Книга Зоар»

Лурианская каббала

Каббала эпохи Просвещения

Современный подход в изложении каббалы

Послесловие

Тест

Дополнительный материал

 

Введение

 

История каббалы идет рука об руку с историей человечества. Каббала уходит корнями в те времена, когда человек только появился на этой земле. Известно из биологии, что любой живой организм рождается, живет, развивается и продолжает свое существование в потомках посредством размножения. Все это происходит благодаря информации, заложенной на генном уровне. Если мы начнем исследовать эти гены, то обнаружим, что в них находится информация не только о развитии нашего животного тела, но и программа развития нашей духовной части – той составляющей человека, которая не дана нам в ощущениях.

Духовная информация определяет генетическую и биологическую информацию. Наши духовные гены называются в каббале «решимот», от слова «рошем», запись. В биологическом гене находится информация о том, сколько времени и в каком состоянии организм просуществует, с какими качествами он родится, что определяет его суть, его «я». Духовный же ген, так называемый зародыш души, определяет не только существование в данной жизни, но и несет в себе информацию обо всех перевоплощениях. Этот ген не меняется, возвращаясь в наш мир и облачаясь во все новые биологические тела. Когда духовный ген окружает себя биологическими генами, они рождают и развивают вокруг себя биологическое тело, и некоторое время продолжается совместное существование обоих типов генов, называемое жизнью человека в этом мире.

Затем, по команде биологических генов, тело умирает, а духовный ген заново окружает себя новым набором биологических генов, создающих вокруг себя новое биологическое тело, и т.д. Такая цепочка называется кругооборотом душ.

 

Рисунок 1.1.1.

 

В развитии духовного гена, в каждом из нас, есть определенная цель: развитие человека в течение биологического периода жизни до состояния, когда он начнет сам управлять своей жизнью и выйдет на уровень самостоятельной, активной и сознательной реализации информации, содержащейся в духовном гене.

Человек достигнет такого состояния, когда выйдет на уровень управления всей природой, а духовный ген (решимо) обязан привести человека к такому состоянию. Это дает человеку возможность выйти на такой уровень ощущения и познания, когда он будет чувствовать не только свое биологическое тело, но и свой духовный ген, т.е. будет ощущать существование на духовном уровне.

 

Первоначальный этап развития каббалы

Автор (некоторые источники приписывают авторство Адаму[1]) описывает в своем труде скрытую силу, которая раскрылась ему в результате исследования…  

Рис. 1.2.1. График зависимости развития эгоизма относительно временной оси.

 

Ангелом в каббале метафорически именуется сила природы, «тайный» означает – скрывающийся за картиной нашего мира, но управляющий им. Таким образом, автор имеет в виду некую общую силу, единый закон, под управлением которого находится наш мир. Ознакомившись с содержанием книги «Тайный Ангел», мы видим, что он не был примитивным человеком, а проявил способности к глубокому исследованию, и потому его, без сомнения, можно считать каббалистом, повествующим об основах мироздания. Он исследовал то, что находится выше нашего мира, и рассмотрел Высший мир, где путешествует душа до своего нисхождения и облачения в физическое тело, и куда она поднимается после того, как человек завершает свой земной путь.

 

 

Будучи первой душой, низошедшей в наш мир, автор рассказывает о перспективах развития остальных душ, которым предстоит сойти: своих детей, внуков, правнуков, всего рода человеческого, который пройдет от него. Он не повествует о телах, которые родятся в этом мире, а ведет речь именно о душах, которые произойдут от его души. Автор описывает, каким образом они должны будут пройти свой земной путь, спускаясь для облачения в тела, и что будет с ними, по возвращении к своему истоку. Он предрекает, что они соберутся в общую душу, но уже на другом, более высоком уровне, и опять образуют то, что мы называем «Адам»[2]. Все мы – лишь малые его частицы.

 

В чем особенность каббалистических источников? Человек живет в этом мире и воспринимает всевозможные его картины и образы. Каждый из нас мог бы описать то, что он чувствует. Каббалистические труды, напротив, передают впечатления человека, живущего в нашем мире, но обладающего восприятием Высшего, духовного мира. Они не доступны другим людям, то есть, сообщают о том состоянии, которое человек обычно не чувствует, но имеет возможность ощутить.

Каббалист – не просто человек, который начал ощущать Высший мир, а тот, кто может описать свои ощущения таким языком и способом, чтобы мы могли правильно понять передаваемую им информацию. Более того: чтобы, занимаясь по его трудам, мы могли развить в себе недостающий орган чувств, и с его помощью также ощущать Высший мир. Тогда мы сможем увидеть наши прошлые и будущие состояния (в духовном мире нет времени), и таким образом войти в ощущение Высшего вечного мира, существуя, по своему желанию, одновременно в обоих мирах. Каббалистические сочинения обладают такой силой, пользуются таким способом изложения и применяют такую методику, что, занимаясь по ней, под правильным руководством, любой человек достигает уровня постижения автора. Поэтому очень важно знать, какие книги следует изучать.

Зарождение каббалистической методики

В современной интеллектуальной истории временем зарождения каббалистической традиции принято считать эпоху Средневековья, а точкой отсчета появление… Сами каббалисты, постигающие духовный мир, говорят, что каббала как наука о… Вначале ему казалось, что мир, в котором он живет, находится под властью многих сил. Однако, проникнув за доступный…

Рис. 1. 3.1. График зависимости развития эгоизма относительно временной оси (продолжение).

 

Автор немногословен в передаче материала, текст книги краток, фразы лаконичны и представляют собой заключения о раскрытии духовных ступеней. Авраам использует рисунки для отображения всех связей между нашим миром и духовными мирами, чтобы показать, как осуществляется Высшее управление.

Последователи и ученики Авраама стали распространять его методику постижения законов мироздания среди своих соотечественников. С течением времени группа единомышленников разрослась до размеров целого народа и составила около 3 млн. человек. Поскольку люди объединились в группу не по национальным или социальным признакам, а исключительно по принципу предпочтения данной методики, то, в строгом смысле, назвать народом эту горстку приверженцев невозможно. Это была каббалистическая группа исследователей Высшего мира. После того, как все ее члены одновременно получили адекватное духовное ощущение, они стали называть себя «народ Израиля». С первых дней члены этой каббалистической группы развивали дополнительное восприятие Высшего мира и в своих детях, которые благодаря соответствующему воспитанию росли, воспринимая это ощущение естественно и органично.

Так продолжалось до определенного исторического момента, когда вся группа одновременно лишилась способности воспринимать Высший мир, и была низведена с духовной высоты. Перестав быть сообществом людей, живущих в духовном ощущении, они приняли вид обычного народа. Поскольку особенность существования этой группы была оправдана только соответствующим уровнем мировосприятия, она перестала быть исключительным явлением в нашем мире и тот час обрела соответствующий облик: статус народности, рассеянной среди всех народов мира.

Вне ощущения Высшего мира группа не могла более называться «народом Израиля», где слово «Израиль» понимается как «Исра –Эль», что означает на иврите «прямо к Творцу». В отсутствии полного духовного восприятия некогда каббалистическая группа стала практиковать физическую интерпретацию духовных действий, продолжая использовать их названия. Это и положило начало иудейской религии, а затем – и остальных религий.

Именно падение людей с духовного уровня познания мира повлекло за собой возникновение различных интерпретаций каббалы. В силу названных причин эту систему знаний стали соотносить, подчас, с совершенно иными духовными истоками. В то же время на ее искаженных представлениях проросли новые религиозные, мистические и гностические учения.

 

1.4. Период египетского изгнания: Пятикнижие.

Отрезок истории, последовавший за Авраамом, не оставил нам письменных источников каббалистического знания. Возможно, его потомки – Исаак (Ицхак), Яаков и каббалисты периода Египетского изгнания – вносили свою лепту в разработку этой науки, но результаты их усилий бесследно растворились во времени и до нас не дошли. Поэтому, написав Пятикнижие (Тору), Моисей (Моше), действительно, совершил большой прорыв. Ценность его деяния состоит не в широкомасштабной доступности Торы[3], а в более подробном описании духовных ступеней[4] и условий их постижения. Моисей предлагает свой способ раскрытия Замысла Творца[5] относительно творений – от начала их пути и до конца.

 

Рис. 1. 4.1. График зависимости развития эгоизма относительно временной оси (продолжение).

Перед Моисеем раскрылись законы мироздания. Он получил указание, передать это знание всему человечеству. Методика постижения Высшего мира, предложенная Моисеем, называется «Тора». Повествуя метафорически об определенных исторических событиях нашего мира, эта книга, на самом деле, описывает структуру скрытых духовных миров, сил, действующих там и их воздействий на нас. Человеку, который лишен способности духовного постижения, чрезвычайно трудно правильно истолковать содержание Торы и увидеть за чередой семейных происшествий и исторических эпизодов Высший мир. В таком доступном закодированном виде (читателю ее содержание представляется простым и ясным) Тора, в отличие от остальных каббалистических книг, могла распространяться открыто.

 

Существует особое правило, которое мы обязаны усвоить как самое основное в нашем отношении к Торе: необходимо раз и навсегда запомнить, что читаемый нами текст Торы, как всех остальных святых книгах – это лишь слова (но не объекты) нашего мира. То, что стоит за словами – это только духовные объекты, корни, ни в коем случае не относящиеся к нашему миру. Мы никогда не должны смешивать одно с другим!

Тора – это святые имена Творца, то есть, меры Его постижения, потому что имя означает постижение. Это можно уподобить тому, как в нашем мире мы даем название объекту в соответствии с тем, как он проявляет себя в наших ощущениях. Поэтому вся Тора – есть описание ступеней сближения с Творцом, ощущения Творца.

Семь дней ТВОРЕНИЯ

Так начинается Берешит (книга Бытие) – первая глава Торы (Пятикнижия). У каждого из нас эти слова вызывают перед глазами определенную картину. Мы… Все святые книги говорят об одном – о Высшем мире, о его сотворении, а уже… Постепенное раскрытие Высшего мира называется духовным подъемом, или ступенями духовного возвышения человека.

Первый день

«И отделил Бог свет от тьмы». Что это значит? Человек должен следовать в своих исправлениях сообразно действиям Творца. Поэтому самая первая… Этот процесс называется «акарат ара» – «осознание зла», когда с помощью… Противопоставление этих свойств друг другу, разъединение их, отделение одного от другого и представляет собой первый…

Второй день

После того как человек разделил в себе эгоистические и альтруистические свойства, он должен начать процесс исправления первых. Каким образом это… Это осуществляется с помощью особого света Творца. Из Творца нисходит два вида… «Земля» – эгоистическое свойство получать, вбирать все в себя – наша изначальная природа. Вода, свойство отдачи…

Третий день

Собирается вода над небом и обнажается суша. Часть первозданной Земли появляется из-под воды. После исправления водой она становится пригодной для… Вода, сама по себе, так же губительна для жизни, как и сухая земля. Вспомним,… Такое исправление называется «кав эмцаи» – «средняя линия»[8]. Наша естественная эгоистическая природа, называемая…

Четвертый день

В четвертый день появились небесные светила, определяющие смену дня и ночи, месяцы, годы. Исправления происходят в каждой самой маленькой части всего мироздания и во…

Пятый день

«Книга Зоар» описывает каждый день творения как возведение «Эйхалот» – небесных чертогов, под которыми подразумеваются пустоты (желания). Эти… Постепенное наполнение пустот приводит все души к состоянию окончательного… Поэтому, далее мы читаем, что человек был создан в шестой день, а, просуществовав всего несколько часов, совершил грех…

Шестой день

Что значит, «сотворил по образу и подобию»? В Торе сказано: «Бэ целем Элоким бара…». «Целем» означает часть бины, спускающаяся в душу и придающая ей свойства… Все, что происходит с нами, зависит от бины. Малхут – собрание всех душ, которые следует исправить. Для того, чтобы…

Седьмой день

Для человечества эти семь дней проходят, как семь тысячелетий. Шесть тысяч лет эквивалентны шести дням недели – будням, в течение которых… Управляющая нашим миром система состоит из 7 частей. Отсюда в нашем мире… Весь путь человечества состоит из 6 дней – 6000 лет исправления. Общее сознательное исправление мира началось с 1995…

Природа человека

Рождался мальчик, его растили, обучали читать, писать и воспитывали так, чтобы в нем проявлялся шестой орган чувств, используя который он мог бы… Итак, эта каббалистическая группа существовала на высоком духовном уровне, в…  

Рис. 1.5.2. График зависимости развития эгоизма относительно временной оси (продолжение).

 

Начиная с «Книги Зоар», судьбы великих каббалистических книг становятся необычными: они – то исчезают, то вдруг появляются вновь, случайно печатаются, их сжигают. «Книгу Зоар» долгое время скрывали, она была обнародована по ошибке только в конце XIII в., когда умер ее владелец – крупнейший каббалист того времени Моисей де Леон. Его вдова продала издателю рукописи покойного мужа, среди которых была и «Книга Зоар». Издатель переписал ее и распространил.

«Книга Зоар», вероятно, каким-то образом попала в руки Моисея де Леона, вследствие чего его часто считают ее автором. По одной из версий, он обнаружил среди пергаментных листов, которые неизвестный восточный торговец использовал в качестве оберточной бумаги для своего товара, и страницы этой книги. Будучи большим каббалистом, Моисей де Леон понял подлинную ценность своей находки. Он собрал листы и, насколько было возможно, привел в порядок. В общей сложности к нему попало не более 10% оригинала текста, который рабби Аба[12] записал со слов РАШБИ.

Моисей де Леон скрывал эту книгу и учился по ней. Кроме нее, у него имелось еще несколько каббалистических трудов. Некогда он был богат, но потом разорился. После смерти мужа вдова была вынуждена продать его библиотеку, в том числе и «Книгу Зоар». Неизвестно, попала ли она непосредственно в руки издателя, опубликовавшего ее, или прошла через нескольких посредников, но, однако в итоге, увидела свет.

 

Первоначально «Книга Зоар» включала в себя комментарии на все Пятикнижие, Книгу Пророков и Писания. Из труда РАШБИ до нас дошли лишь фрагменты комментариев на отдельные разделы. Трудно сказать, какой объем имел оригинал этой книги. Сегодня он составляет около тысячи страниц. Можно только предположить, что замысел автора реализовался в 15–20 томах такого же объема.

Существует мнение, что появление этой книги, даже в столь усеченном виде, было ошибкой. Ведь, как указано в ней самой, она должна предстать перед людьми в конце всех поколений. Преждевременное раскрытие каббалистического знания в не подходящий для этого момент, повлекло за собой возникновение многих лжеучений.

С другой стороны, раскрытие каббалы даже в искаженном виде, почти при полном отсутствии правильного ее понимания и толкования, дало мощный толчок развитию человеческой мысли. Несвоевременным раскрытие этой науки считается, в основном, потому, что оно должно было произойти в четко обозначенный срок: при вступлении человека в последнюю стадию эгоистического развития, с возвращением народа Израиля в свою землю и с началом общего кризиса человечества в конце XX в.

 

Лурианская каббала

В течение тысячелетий существования нашего мира, каждое новое поколение отличается от предыдущего все более эгоистическим характером душ. Поскольку…   Авраам, Моисей, РАШБИ – это этапы совершенствования методики каббалы и ее адаптации к нуждам развивающегося…

Рис. 1.6.1. График зависимости развития эгоизма относительно временной оси (продолжение).

 

АРИ (полное имя Ицхак Лурия Ашкенази, 1534–1572 гг.) родился в Иерусалиме, в раннем возрасте потерял отца, вместе с матерью перебрался в Египет, где воспитывался у дяди. В 35 лет приехал в Цфат (город на севере Израиля) и в течение полутора лет преподавал организованной им группе учеников.

Его первый ученик, тогда еще совсем молодой, 28-летний Хаим Виталь[15], записал все, что услышал от АРИ за полтора года обучения. На основе его записей в последствии было издано около 20 томов сочинений АРИ, умершего в возрасте 38 лет. Основной труд АРИ – книга «Эц Хаим» («Древо Жизни»). Кроме нее, наиболее изучаемыми являются: «Шмоне Шеарим» («Восемь врат») и «Шаар Каванот» («Врата намерений»).

АРИ был первым каббалистом, который, благодаря особенности своей души, начал по-иному излагать методику каббалы. Он обладал поистине уникальными способностями, так как его душа относилась уже к периоду окончательного развития душ. Имея постижения значительно большей глубины, он смог намного точнее выразить и описать это знание.

АРИ создал язык каббалы, он определил подход и порядок ее изучения. По сути, именно он раскрыл каббалу как науку.

Все, что создавали каббалисты предыдущих поколений, предназначалось для тех, кто уже обладает духовным постижением. Форма изложения, разработанная АРИ, позволила изучать каббалу любому человеку, при этом неважно, сколько тот понимает из прочитанного. Он получает из самих текстов АРИ исправляющий Высший свет, поднимающий человека до уровня познания и ощущения духовной реальности. В этом заключается исключительная сила сочинений АРИ.

Его труды отличает особый вид раскрытия, способ изложения, характер подачи материала. Форма постижения устройства Высшего мира, предложенная АРИ, получила среди каббалистов повсеместное распространение. Он ввел новый метод описания системы мироздания, используя графические изображения, схемы и чертежи. Разработанный им метод получил название лурианского [16].

Из поколения в поколение одни и те же души облачаются в новые тела. При этом, нисходящие души сохраняют опыт предыдущих жизней, именно поэтому каждое следующее поколение оказывается мудрее предыдущего и устремляется в своих поисках ко все более возвышенным целям.

Во времена АРИ общее развитие душ достигло уровня, когда они начали желать духовного подъема. Этим объясняется, в частности, начало эпохи Возрождения, периода реформ в религии, культуре и научном мировоззрении.

В духовной сфере это выразилось в стремлении найти ответ на вопрос: «Для чего я живу?». Начиная созревать в душах, этот вопрос заставляет человека заниматься поиском источника жизни и приводит к исследованию Высшего мира.

АРИ создал новую, систематизированную методику каббалы, предназначенную не только для духовного подъема особых душ, но и для масс. В своих текстах он открыто заявляет, что, начиная с этого времени, каждый желающий, независимо от возраста, пола и происхождения, может заниматься каббалой, и с помощью этой науки достичь цели творения[17].

Однако какой бы ясной ни была форма этого метода, известно, что АРИ сказал своим ученикам, что будь они способны на большее, он не ушел бы из этого мира, а продолжил раскрытие истины. Все же следует сказать: как подошло его время, повлекшее за собой необходимость раскрытия каббалы, так оно и закончилось. АРИ покинул этот мир.

Его произведениям предстояли такие же злоключения, какие некогда выпали на долю «Книги Зоар». Они тоже утаивались в течение многих лет, пока их не начали понемногу извлекать на свет. Часть достали из могилы АРИ, часть – из сундука, передававшегося из поколения в поколение среди родственников Хаима Виталя. Находки собирали воедино и начали издавать в виде книг.

Каббала эпохи Просвещения

С этого времени протянулась цепочка величайших каббалистов, развивавших каббалу на основе учения АРИ. К ним относятся РАМХАЛЬ[18], АГРА[19], Бааль… В первой половине XVIII в. великий каббалист Исраэль Бааль Шем-Тов (БЕШТ)… Бааль Шем Тов сделал своей главной задачей формирование духовности в народных массах. Приход эпохи Просвещения повлек…

Современный подход в изучении каббалы.

    Помимо глубочайшего духовного опыта, его труды отличает поистине уникальная широта обсуждаемых тем и впечатляющий…

Рис. 1.8.1. График зависимости развития эгоизма относительно временной оси (продолжение).

 

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) родился в Варшаве в 1884 г. и уже с ранних лет был отмечен учителями как человек, непрестанно стремящийся к раскрытию тайн мироздания. Он поражал своих наставников блестящим знанием основополагающих сочинений иудаизма, а также тем, что освоил подлинники трудов выдающихся западных философов, в том числе Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше и Маркса. Впоследствии в своих статьях он сравнит их идеи с позицией каббалы.

По окончании Первой мировой войны, в 1921 году, Бааль Сулам покидает Польшу и перевозит свою семью в Палестину. Сразу по прибытии в Иерусалим он отправляется в древнюю каббалистическую школу «Бейт Эль», в течение 200 лет служившую центром изучения этой системы знаний. Однако Бааль Сулам быстро разочаровывается в иерусалимских каббалистах, уровне их образования и самом подходе к изучению и преподаванию этой науки.

Оценив сложившуюся ситуацию и видя духовное падение масс, он пожелал изменить ход исторического развития, который не предвещал, по его мнению, ничего, кроме наступления новой катастрофы и еще более страшного периода страданий и лишений. Бааль Сулам собирает группу учеников и начинает писать книги, где ставит целью обучение методике правильного восприятия реальности и разумного существования в ней. Еще в Польше Бааль Сулам стал известен как великий знаток каббалы, ученик мудрейших каббалистов, продолжавших цепочку передачи каббалистических знаний после Бааль Шем-Това.

В 1926 году Бааль Сулам отправляется в Лондон, где на протяжении двух лет работает над созданием комментария на книгу АРИ «Древо жизни», который называется «Сияющий лик». Весь этот период он ведет оживленную переписку со своими учениками, объясняя им в письмах основные принципы духовной работы человека[21].

Вернувшись в Иерусалим (1928), Бааль Сулам продолжает преподавать каббалу и писать свой монументальный труд, а спустя несколько лет издает трактат «Учение Десяти Сфирот». Десять сфирот – это внутренняя структура мироздания, включающая в себя духовный мир, наш мир и души, населяющие миры.

Книга «Учение Десяти Сфирот» состоит из шести томов (в общей сложности свыше 2000 страниц) и включает в себя все, что было создано каббалистами на протяжении всей истории существования этой науки. В отличие от своих предшественников, Бааль Сулам составил свой труд, строго придерживаясь всех канонов академического учебника: там есть список контрольных вопросов и ответов для самопроверки, словарь определений, терминов и основных понятий, алфавитный указатель и ссылки на письменные источники.

В первой части книги Бааль Сулам излагает суть поставленной им перед собой задачи: «В своем анализе я постарался объяснить десять сфирот, как этому научил нас божественный мудрец АРИ – в соответствии с их духовной чистотой, свободной от каких бы то ни было осязаемых понятий – чтобы каждый начинающий мог приступить к изучению науки каббала и не потерпеть неудач по причине материализации значений слов или других ошибок. Ведь понимание десяти сфирот является базовым для осмысления остальных вопросов этой науки» [22].

В своих работах Бааль Сулам неизменно стремился выразить внутреннюю суть каббалы, очистить от примитивных средневековых представлений о ней, как о мистике и магии полной чудес и абсурдных фантасмагорий. Он видел в этой науке мощное орудие, способное изменить человека и послужить его совершенствованию.

В 1940 году Бааль Сулам приступает к созданию комментария на «Книгу Зоар», под названием «Перуш Сулам» (букв. «Комментарий лестницы»). Несмотря на ухудшение состояния здоровья, он в течение тринадцати лет работает по восемнадцать часов в сутки. О цели создания этого фундаментального комментария Бааль Сулам пишет в «Предисловии к Книге Зоар»:

«Из вышесказанного можно понять причину духовной тьмы и незнания, обнаруживаемых в нашем поколении: это произошло потому, что люди перестали изучать науку каббала…

Я знаю, что причина состоит в том, что упала вера, особенно вера в великих мудрецов поколений, а книги каббалы и «Книга Зоар» полны примеров, взятых из нашего мира. Поэтому возникает страх, что вреда будет больше, чем пользы, поскольку легко можно начать представлять себе овеществленные образы.

Это обязало меня сделать подробные комментарии на сочинения великого АРИ, а теперь и на «Зоар», и этим я полностью ликвидировал страх, потому как прояснил все духовные понятия, отделив их от какого бы то ни было материального представления, выведя их за рамки времени и пространства (как убедятся изучающие), дабы позволить любому простому человеку изучать «Книгу Зоар» и умножать разум в ее свете.

Я назвал этот комментарий «Сулам» (Лестница), поскольку у него такое же предназначение, как у и лестницы: если перед тобой прекрасная вершина, то, чтобы подняться к ней и обрести все сокровища мира, не хватает лишь лестницы. Однако лестница не является целью сама по себе, потому что, если остановишься на ее ступенях и не будешь подниматься дальше, то не выполнишь задуманное.

Так и с моим комментарием к «Зоар»: я не ставил своей целью разъяснить всю глубину «Книги Зоар» так, что невозможно было бы выразить большего. Я хотел лишь указать путь и сделать из этого комментария руководство к действию для каждого человека, чтобы он смог с его помощью подняться, вникнуть в глубину и увидеть суть «Книги Зоар». Только в этом заключается цель моего комментария» [23].

После выхода в свет книги «комментарий Сулам на книгу Зоар», Й. Ашлаг получил имя «Бааль Сулам» (букв. «обладатель лестницы» в духовный мир). Так принято среди мудрецов каббалы – называть человека не по имени собственному, а по его наивысшему достижению.

Посвятив всю свою жизнь распространению каббалы, и оставив после себя драгоценный материал, в котором изложена вся современная каббалистическая методика, величайший каббалист XX века Бааль Сулам скончался в 1954 году. Он смог обработать, изложить и преподнести нам все каббалистические источники в том виде, который пригоден именно для нас, его современников.

Несмотря на то, что Бааль Сулам жил в наше время, с его творческим наследием происходило совершенно то же самое, что с «Книгой Зоар» и с трудами АРИ. Часть рукописей была собрана, часть спрятана в подвалах, часть сожжена, однако они до сих пор продолжают «всплывать» и публиковаться. По сей день остается много неизданных первоисточников Бааль Сулама, которые в настоящее время готовятся к публикации.

Бааль Сулам является последним звеном в цепочке великих каббалистов древности, он стоит на стыке прошлого и будущего поколений.

 

РАБАШ

Дело отца продолжил его старший сын, Барух Ашлаг (РАБАШ). Он родился в 1906 году, и, будучи еще подростком, переехал с отцом из Польши в Иерусалим, учась у него всю свою жизнь. После смерти Бааль Сулама, РАБАШ издал полный комментарий «Сулам» и остальные рукописи отца, а затем, сам начал писать статьи по методике внутренней работы человека, стремящего постичь истинную реальность. До него ни один каббалист этого не делал. В своих работах РАБАШ дал подробное описание этапов духовного пути человека. Впоследствии из них был составлен пятитомник «Этапы постижения» (Шлавей Сулам). Кроме того, РАБАШ передал нам уникальнейшие записи объяснений духовных состояний человека, полученных им от отца, которые он так и назвал «Услышанное» (Шамати). РАБАШ скончался в 1991 году.

Наряду с трудами Бааль Сулама, его работы являются необходимым письменным источником по каббале: их изучение раскрывает перед человеком истинную картину окружающей действительности и выводит его на качественно иной уровень разумного существования в гармонии с природой, при полной реализации своего высшего предназначения – постижения замысла творения.

Стадии развития желаний

Чем эгоистичнее становилось желание наслаждаться, тем все меньше времени требовалось на его реализацию, и возникновение следующего. В нашей жизни мы… Человек начал развиваться – от телесных желаний к более сильным,…  

Рис.1.9.1. График зависимости уровней желания от временной оси

Сегодня человечество находится на этапе, который каббалисты предрекали с самого зарождения каббалистической науки (примерно, с XVIII в. до н.э.). Они говорили, что, начиная с 1995 года, в человеке возникнет внутренний порыв к высшему наполнению, знанию, поскольку, в основном, к этому времени он уже исчерпает свои предыдущие желания и способы их удовлетворения.

В последовательных кругооборотах жизней человек прошел все периоды развития своего эгоизма. Сегодня, хотя в нем и присутствуют в смешенном виде все предыдущие желания, жажда Высшего наполнения превалирует над всеми остальными: человек начинает все явственнее ощущать, что не получает удовлетворения от осуществления прежних наслаждений.

В «Книге Зоар» сказано, что на последнем этапе своего развития человечество придет к решению, что Высший мир является именно той областью, где оно должно существовать. Почему люди не могли сделать такой вывод раньше, а только сейчас начинают ощущать это желание? Возможность развиваться, начиная с первого уровня эгоистического желания, существовала задолго до появления «Книги Зоар», в эпоху древних философов – в VII–IX вв. до н.э. Однако, по ряду причин, каббала не смогла предложить древним народам путь необходимого исправления эгоизма в каждый момент его роста.

Философы древности, хотя и изучали науку каббала, не приняли ее на вооружение в качестве метода практического исправления природы человека, и мир продолжал развиваться, движимый лишь силой неисправленного эгоистического желания. Об этом писал Иоганн Рейхлин в своей книге «De arte cabbalistica»: «Мой учитель Пифагор, отец философии, все таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым, кто перевел слово «Каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия».

 

В «Книге Зоар» сказано, что это сочинение останется скрытым от человечества до конца XX века, когда эгоизм достигнет такой ступени развития, что человек сам убедится в его опасности и неплодотворности. С другой стороны, человек не найдет в нашем мире ничего, что наполнило бы его эгоизм. Оба эти ощущения заставят его прислушаться к советам, которые предлагает каббала.

Тест

1. Как называлась первая каббалистическая книга?

а. – «Книга Создания»;

б. – «Тайный Ангел»;

в. – «Книга Зоар»;

г. – «Духовный поиск».

 

2. На каком языке написана «Книга Зоар»?

а. – на арамейском;

б. – на иврите;

в. – на арабском;

г. – на греческом.

 

Назовите основной труд Ари

а.- книга «Древо Жизни»;

б. – книга «Восемь врат»;

в. – книга «Врата намерений»;

г. – книга «Санхэдрин».

 

4. Назовите основоположника современной науки каббала.

а. – Хаим Виталь;

б. – Ари;

в. – Моисей Кордоверо;

г. – Бааль Сулам.

 

Назовите монументальный труд Бааль Сулама.

а. – «Зоар»;

б. – «Постижение высших миров»;

в. – «Развитие души»;

г. – «Учение Десяти сфирот».

 

Дополнительный материал

8 мая 2005 года Нас окружает целый мир – воспринимаемая нами часть мироздания, то, что… Как это происходит? Наш мир мы воспринимаем через пять органов чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Но…

Моисей

На следующем этапе развития каббалы Моисей создал книгу на так называемом языке ветвей – книгу аллегорий, в которой широко используются образы нашего мира. Он написал ее так, чтобы каждый человек мог сквозь наш мир раскрыть Высший мир, поскольку силы управления нисходят из Высшего мира на наш мир, порождая здесь объекты и предметы и образуя связи между ними. Для обозначения Высших сил, существующих в Высшей сфере, Моисей использовал их следствия в нашем мире.

Истинный смысл Торы

В Торе сквозь объекты нашего мира прописываются закономерности Высшего мира. Моисей излагает вещи довольно абстрактные: например, как строить Храм,… Поэтому обычные люди, читая Тору, полагают, что это историческое… Тора написана на языке причин и следствий, когда следствие в нашем мире дает название создавшей и удерживающей его…

Каббалистическая группа или народ

Рождался ребенок, его растили, обучали читать и писать и воспитывали так, чтобы в нем проявлялся шестой орган чувств, используя который он мог бы… Итак, эта каббалистическая группа существовала на высоком духовном уровне, в…  

Природа человека

Наша Вселенная создана как огромное собрание неживой материи: глыб минералов, скоплений газов, и т.д. С течением времени, в результате борьбы между… Адам – это человек, у которого был нулевой уровень эгоизма (всего имеется пять… Следующий уровень – Моисей. По сравнению с предыдущими – это качественный скачок. Он пишет Тору, дающую описание всего…

Шимон бар Йохай

Интересна история ее создания: этот труд написал во втором веке нашей эры мудрец рабби Шимон бар Йохай. Он создавал его, сидя в пещере вместе со… По чистой случайности книга была раскрыта раньше, попав в виде разрозненных… Дошедший до нас вариант «Книги Зоар» включает в себя только каббалистические комментарии на отдельные главы Пятикнижия…

Ари

На следующем этапе раскрытия эгоизма, после рабби Шимона, появляется Ари, великий каббалист шестнадцатого века, живший в Цфате, на севере Израиля. Ари заложил основы современной каббалы. Этот человек жил уже в начале технологической эры, когда средневековье себя изжило, ему на смену устремилось Возрождение, и начали пробиваться ростки новой цивилизации. Все это создало условия для появления каббалиста, который изложил постижение высшего мира языком, близким к современному, научному. От Ари получила свое развитие современная каббала.

Он написал много книг, основная из которых озаглавлена «Древо Жизни». Этот труд и еще около двадцати других сочинений, и по сей день являются основными каббалистическими учебниками.

Время шло, эгоизм возрастал, и в следующий период каббала раскрывается всему человечеству. Ради этой цели появляется особая душа, особый каббалист, живший в первой половине ХХ века. Каббалисты называют его Бааль Сулам.

 

Бааль Сулам

Методику создания в человеке шестого органа чувств и постепенного проникновения с его помощью во внешнее мироздание создал Бааль Сулам. Его… Достигнув последнего, пятого уровня эгоизма, человечество погружается в… Именно в такой период, как было написано в «Книге Зоар» две тысячи лет назад, она и должна раскрыться, и раскрыл ее…

Словарь

Агра – акроним имени а-Гаон рабби Элиягу, полное имя Элиягу Бен Шломо-Залман, Виленский гаон (1720-1797) – величайший каббалист восточной Европы. … Адам – первый человек, раскрывший Высшую управляющую силу, автор первой… Адам Ришон – созданная Творцом единая душа, единое желание, наполненное общим светом (наслаждением).

– Конец работы –

Используемые теги: Зарождение, каббалистической, методики0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зарождение каббалистической методики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Методика аудита затрат предприятий торговли (Методика аудиту витрат пiдприемств торгiвлi на матерiалах СП "ПОЛIСЕРВIС")
У звязку з економічною кризою більшість заводів, фабрик, виробничих підприємств Львівщини, як і України взаглі, або припинили своє існування або… Правильність обліку витрат має ваелике значення. Дані про витрати використовуються для визначення собівартості товарів, обчислення податків та визначення фінансових…

Розділ І Методика викладання української мови як педагогічна наука. Методика навчання грамоти
Розділ І Методика викладання української мови як педагогічна наука Методика навчання грамоти... Лекція години... Предмет і завдання курсу методики викладання української мови в початкових класах Методика навчання грамоти завдання...

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ЛОГИКИ»
Изучение логики развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность, обстоятельность,… Цель: комплексное, системное изучение методики подготовки к ЕГЭ по информатике… Логика — наука о способах и формах мышления, которая возникла в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной…

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ЛОГИКИ»
Изучение логики развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность, обстоятельность,… Цель: комплексное, системное изучение методики подготовки к ЕГЭ по информатике… Логика — наука о способах и формах мышления, которая возникла в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной…

Методика розвитку швидкісних здібностей у школярів
Для оцінки підготовленості легкоатлетів, стимулювання занять а також більш раціональної організації і проведення змагань введено поділ на розряди,… Можна ні разу в житті не стріляти з лука, не грати в хокей, але бігати швидко… Спринт представляє надмірно високі вимоги до фізичних і психологічних якостей людини.

Методика преподавания анализа музыкальных форм
Гёте писал: «Содержание чувствуют все, сущность понимают многие, форму понимают единицы».Для правильного и глубокого понимания произведения нужны… Эти знания помогут проникнуть в тайны музыкального содержания. Теоретические… К неверным представлениям может привести рассмотрение структурной стороны в отрыве от музыкального материала и его…

Разрушение традиционного общества как результат ранних буржуазных революций, зарождения капиталистических отношений
Введение. Я выбрала эту тему, потому что считаю интересным рассмотреть разрушение традиционного общества и зарождение капитализма с течением… Но, думаю нужно все же рассказать не только о самих революциях, но и о том,… Новое же время, в отличие от древнего и средневекового, неразрывно связано с буржуазным индустриальным прогрессом.Мне…

Методики научных исследований
Этот древний опыт был сводкой простых наблюдений над явлениями в животноводстве. И тем е менее он был единственным по тому времени источником… А.Т. Болотов одним из первых показал взаимосвязь земледелия со скотоводством … В обосновании необходимости указанного направления большую роль сыграл профессор Михаил Георгиевич Ливанов…

Методика диагностики профессионального выгорания
Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей… Номер п/п да нет Номер п/п да нет Номер п/п да нет Номер п/п да нет 1 8 15 22… Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести.

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование так называемая общинная… Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины; стали… Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством…
  • Методика проектирования жилища Результаты предпроектного анализа помогают определить направление творческих поисков. В рамках учебного процесса одна из основных задач… Он должен разработать социальную модель на основе социальных прогнозов,… Указанные данные необходимы для правильного формирования структуры жилого фонда.
  • Предмет учебной дисциплины, изучающей теорию и методику научных исследований в физической культуре, спорте и физической реабилитации Введение предмета "Основы научных исследований" обязывает всех студентов освоить элементы методики научных исследований, что способствует развитию… В результате изучения теоретического курса и выполнения исследований по… НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества…
  • Методика социологического исследования Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур,… Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и… Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и…
  • Методика обучения и совершенствования техники игры (гандбол) Однако в ручном мяче применяется и много других, специфичных для этой игры приемов. Перемещения - один из основных технических приемов игры.… Нога, противоположная бросающей руке, находится впереди, на расстоянии 30–40см… Примерные упражнения для обучения технике бега: – чередование медленного бега с быстрым; – бег лицом вперед и спиной…