ИСКУПЛЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ

1. «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Бо­гом». Эти глубокие слова, которые мы впервые находим у св. Иринея!, встречаются затем и в трудах св. Афанасия2, св. Григория Богослова3, св. Григория Нисского4. Впоследствии отцы Церкви и православные богословы повторяли их из века в век, желая выразить в этой лапидарной фразе самую сущ­ность христианства: неизреченное снисхождение Бога до пос-1 ледних пределов нашего человеческого падения, до смерти,— снисхождения, открывающего людям путь восхождения, без­граничные горизонты соединения твари с Божеством. Нисхо­дящий путь (xaTripaoig) Божественной Личности Христа де­лает возможным для человеческих личностей восходящий путь, наш avapaoig в Духе Святом. Нужно было добровольное унич­тожение, искупительный кенозис Сына Божия, дабы падшие люди смогли выполнить свое призвание, призвание к об6же-1 нию (беостк;) твари действием нетварной благодати. Таким образом, искупительный подвиг Христа, или, вернее, в более широком смысле. Воплощение Слова, по-видимому, непосред­ственно связывается здесь с конечной целью, поставленной перед тварью, а именно — соединением ее с Богом. Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына, — Бога, ставшего человеком, — то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности, нужно, чтобы каждый из нас также стал богом по благодати, или «причастником божест­венного естества», по выражению св. апостола Петра (2 Пет. 1, 4).

Поскольку в учении отцов Воплощение Слова столь тесно связывается с нашим конечным обожением, можно было бы спросить: совершилось ли бы оно в том случае, если бы Адам не согрешил? Этот вопрос, который иногда задавался, пред­ставляется нам праздным, нереальным. В самом деле, мы не