рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О почитании Божией Матери

О почитании Божией Матери - раздел Философия, СЕКТОВЕДЕНИЕ Мы Чтим Превысшую Всех Сил Небесных, Честнейшую Херувим, И Славнейшую Без Сра...

Мы чтим превысшую всех сил небесных, честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим. Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог определил быть Матерью Господа, через Нее Слово стало Плотью – Сын Божий, Отчее Слово, воплотилось в образе человека (Ин. 1, 14). Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, – той лестницей, которую видел п. Иаков (Быт. 28). Ее прообразовали неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь.

Величие Пресвятой Девы было предсказано ветхозаветными пророками (Ис. 7, 14), Иезекииль предвидел, что Пресвятая Дева после рождения Христа навсегда пребудет Девою: «И рече Господь ко Мне: сия врата заключена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Израилев внидет ими, и будут заключенна» (Иез. 44, 2).

Величие Христа и Его Матери пророчески воспевается царем Давидом: «Дщери царей в чести Твоей: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна... Вместо отец Твоих быша сыново Твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради, людие, исповедятся Тебе в век, и во век века» (Пс. 44, 10-18).

Величие Божией Матери возвестил архангел Гавриил, который, «вшед к Ней..., рече: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословена Ты в женах»! (Лк. 1, 28). То же прорекла, исполнившись Духа Свята, праведная Елисавета, воскликнув: «благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 42-43). И Сама Матерь Божия сказала о прославлении Своем от Бога и людей: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди; яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1, 46-49).

Баптисты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Её, как и святых угодников, к обыкновенным людям.[97] «Пусть все, которые почитают деву Марию «Царицей Небесной» и воздают ей божеские почести, подумают над словами Христа, сказанными Марии и Иоанну. Матерь Иисуса нуждалась, как все одинокие матери, в защите и попечении о Ней»[98]. Слова распятого Христа, обращенные к Матери: «Жено! се, сын Твой», и затем к любимому ученику: «се, Матерь твоя!» (Ин, 19, 26-27), означают не только то, что Он поручил Иоанну по-человечески заботиться об остающейся одинокой Матери Своей. Смысл их более глубокий: в последние минуты Своей земной жизни Спаситель Сам вручил человечество попечению Своей Пречистой Матери, усыновив его Ей в лице любимого ученика Иоанна. И для всех нас, кто живет во Христе, как Его друзья и братья, Матерь Божия является Матерью, а мы – Ее детьми. Как мать земная заботится и печется о детях своих, так ¾ матерински заботится о нас и Богородица ¾ Мать Небесная.

Повсюду, где есть христиане, славится Пречистое имя Божией Матери, и только сектанты отвергают Ее, не поклоняются Ей, ни молятся Той, Чьими покровом и заступленнием спасается мир. Они считают себя христианами, но как можно, спросим мы их, исповедуй Сына, отвергать Его Пресвятую Матерь! Истинная ли это вера? Вправе ли называться такие люди христианами?

Возражения: Сам Христос не почитал (будто) Своей Пречистой Матери, когда сказал: «Кто есть Мати Моя? И кто суть братия Моя? ... Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесах, той брат Мой, и сестра, и Мати Ми есть» (Мф. 12, 48-50).

Эти слова имеют тот смысл, что, кроме плотского родства, есть еще и духовное ¾ «которые не от хотения плоти родились» (Ин. 1, 12-13; 1 Ин. 3, 1; Петр 1, 22-23). По человечеству Иисус Христос был в повиновении у Неё (Лк. 2, 51), исполнял Ее просьбы – чудо в Кане (Ин. 2, 1-10); заботился о Ней даже на кресте (Ин. 19, 26-27).

Святой Иоанн Златоуст объясняет: «Без добродетели нет никакой пользы и Христа носить во чреве и родить этот дивный плод. Христос отвечает: Кто Мати Моя, и кто братия Моя? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился матери Своей, или отвергал родившую Его. Если бы Он стыдился (Матери Своей), то и не прошел бы сквозь утробу Ея; но желая показать, что от того нет Ей никакой пользы, если Она не исполнит всего должного. Поступок Ее происходил от излишней ревности к правам Своим. Ей хотелось показать народу Свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны Ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, но они зовут Его вон, и притом при всех, обнаруживая чрез это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большою властию повелевают Им. Ужели не было другого времени. Как бы так говорит евангелист. Ужели нельзя было поговорить наедине? Не должно было прерывать беседы Его с народом для дел неважных. Они делали это по одному тщеславию. Но Он так заботился о Ней, что и на самом кресте, препоручая Ее возлюбленному ученику, проявляет к Ней великую заботливость. Так как они думали о Нем, как о простом человеке, и тщеславились, то Он исторгает этот недуг; не оскорбляя, но исправляя. Но ты обращай внимание не на одни только слова, заключающие в себе легкий упрек, но и на неуместную смелость братьев и на Того, Кто упрекал: Это был не просто человек, но Единородный Сын Божий. Он не хотел оскорбить их, но избавить от мучительной страсти, мало-по-малу привести их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери, но и Господь» (святой Иоанна Златоуст, т. 7, стр. 462-463, на Мф. 12, 46-49).

 

О почитании святых ангелов и угодников Божиих

 

Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими: «Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Не к тому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин. 15, 14-15), или (Мф. 12, 49). Святых Господь назвал участниками Божественной славы: «Аще кто Мне служит, Мне по последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Он Сам освятил их и приобщил к Себе. «Бог же несть мертвых, но живых. Вси бо тому живи суть» (Лк. 20, 38). Святые «равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божий...» (Лк. 20, 36). Память о праведниках вечна, ибо Церковь будет возвещать их хвалу (Сир. 44, 14). Это те: «иже не бе достоин весь мир» (Евр. 11, 38). Святые окружают престол Божий, лицезрят Бога, вместе с Ангелами будут судить мир (1 Кор. 6, 2).

Святой Апостол учит: «Приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму Небесному и тмам Ангелов, торжеству, и Церкви Первородных на небесах написанных, И Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу» (Евр. 12, 22-24). Что значит ¾ «приступисте»? Это значит, что все живущие на земле люди находятся с Иерусалимом Небесным ¾ Церковью Небесною в тесном и непрерывном общении. Если, следуя сектантам, отвергнуть молитву к святым угодникам Божиим ¾ значит самочинно, произвольно расторгнуть единство Церкви земной с Небесною, составляющее единое духовное тело, главою которого является Христос: «В смотрение исполнения времен, возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем... Воскресив Его от мертвых, и посадив одесную Себе на небесных, превыше всякого начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе Его: И того даде Главу выше всех Церкви, яже есть тело Его» (Ефес. 1, 10, 20-22).

Осуществляя священное единство Церкви воинствующей, странствующей с Церковью торжествующею, православные христиане постоянно обращают свой молитвенный взор к ходатаям пред Богом Ангелам и святым угодникам. И последние, слыша наши молитвенные воздыхания, сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас пред Богом (Откр. 5, 8), радуются о каждом кающемся грешнике (Лк. 15, 10) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах.

Здесь на земле, мы просим друг друга молиться за нас. В этом, примерно, и баптисты следуют вместе с христианским миром.

Баптисты иногда невольно признают, что не могут обойтись без посредников. «Иногда с балкона подают записки, и их передают на кафедру. Так сообщают о себе гости из других Церквей. В записках также просят помолиться о больных членах общины. Позднее мы увидели такую же практику записок и в Православной Церкви».[99]

«Мы молим Бога о ниспослании вам благословений и уверяем вас в наших молитвах и глубокой признательности. Слава Богу, что для нашего духовного общения в молитвах нет расстояния! Аллилуйя!».[100]

Как видим, баптисты обращаются к Богу с просьбами об исцелении, о здравии через своих пресвитеров, молят Бога друг за друга. Почему же они, признавая это посредство, отвергают посредничество и ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих?

Православный христианин, зная, что «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5, 16), что «очи Господни на праведный, и уши Яго в молитву их» (1 Петр, 3, 12), не может понять такого отношения сектантов к праведным и святым Церкви Небесной.

Обращаясь чрез Ангелов и святых угодников к Богу, мы не умаляем славу Божию, как считают сектанты, а возвеличиваем ее: сознавая свое ничтожество, греховную нечистоту, недостоинство, мы не смеем взывать непосредственно к Творцу, ибо во нашим грехам Господь часто не внемлет нашим просьбам: «Егда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас» (Ис. 1, 15), ¾ говорит Сам Господь. Эти слова следовало бы помнить сектантам, отрицающим ходатайство святых, неизмеримо ближе нас к Богу стоящих.

Православные христиане не могут быть так уверены, как сектанты, утверждающие: «Наши молитвы достигают самого неба, самого престола, Самого сердца нашего Господа Иисуса Христа».[101] Какая самоуверенность, самонадеянность? Подобной самоуверенности и самонадеянности чужды были великие мужи веры и Церкви. Псалмопевец не надеялся на силу своей молитвы и призывал на помощь ветхозаветных праведников, когда говорил: «Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших» (1 Парал. 29, 18).

Баптисты не почитают святых угодников и Ангелов Божьих, не молятся им. « ...да сохранит нас Господь от преклонения перед кем бы то ни было из людей или даже из ангелов! Да будет у нас преклонение только перед Иисусом Христом ¾ «Непорочным и чистым Агнцем» (1 Петр, 1, 19).[102] Поклонение Ангелам и святым, говорят баптисты, есть идолопоклонство, запрещенное Богом: «да не будут тебе Бози инии, разве Мене» (Исх. 20, 3), Оно унижает Бога, сказавшего: «Аз Господь Бог, сие Мое есть имя, славы Моея иному не дам» (Ис. 42, 8).

Дочитаем до конца цитируемый стих и пророк Исаии: «Славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным», т.е. ложным, языческим богам, идолам. Их действительно отверг Господь, но можно ли приравнивать к идолам святых угодников Божиих и святых Ангелов? Тех, кого Сам Господь назвал друзьями Своими (Ин. 15, 14-15), даровал им от Своей славы: «И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есмы» (Ин. 17, 22). В них, как избранных, пребывает Божия благодать, через них Бог являет Свою силу и величие, и потому, поклоняясь им, мы поклоняемся не человеческому в них, а Божественному. Почитание Ангелов и святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали Божеские почести им самим, но, почитая их выше всех земных существ, мы, однако, признаем их только друзьями, угодниками Божиими, ходатаями пред Богом.

Единственный Ходатай за нас пред Богом ¾ Иисус Христос, ¾ говорят баптисты. Они пишут: «Если люди, именующие себя христианами, читая слова Священного Писания, написанные по вдохновению Духа Святого: «...един Бог, един и посредник между Богом и человеком...» (1 Тим. 2, 5), не придают должного значения этим словам и продолжают призывать на помощь всевозможных посредников, то о таковых христианах можно сказать, что, веря, в бытие Божие, они не верят Богу, не верят Его словам, оставленным на страницах Писания».[103]

Если же понимать слова апостола Павла, как это делают баптисты, т.е., что у нас лишь один Молитвенник и Ходатай, то как тогда объяснить другие слова этого же Апостола: когда мы незнаем, как и о чем должно молиться, «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»? (Рим. 8, 26).

Христос ¾ Ходатай по Своей природе, а святые ¾ по благодати: они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу.

В Священном Писании есть немало примеров ходатайства за людей пред Богом святых пророков и угодников Божиих. Так, пророк Захария видел Ангела, молившегося Богу за народ иудейский (Зах. 1, 12-14). В книге Откровения сказано о том, что «души убиенных за слово Божие» возопили к Богу об отмщении, почему они же не могут молить Бога и о прощении живущих на земле людей (Откр. 6, 9-10)?

Как могут святые знать о наших молитвах к ним, возражают баптисты, ведь они не всеведущи. Действительно, они не всеведущи, но, осеняемые Духом Святым, они еще на земле получают дар прозорливости, дар познания тайн далекого будущего и скрытых движений человеческого сердца. Так, слепой пророк Ахия узнал о приходе переодетой жены царя Иеровоама (3 Цар. 14, 1-6); пророк Елисей провидел и разрушил коварные планы царя Сирийского (4 Цар. 6, 8-12); апостол Петр обличил лукавство Анании и его жены (Деян. 5, 1-11). Праотец Авраам, находясь на небе, услышал вопль страждущего в аду богача, несмотря на разделяющую их великую пропасть; мало того, он знал, что происходит на земле после его кончины (Лк. 16, 23-36), ибо святые ¾ «равны Ангелам» (Лк. 20, 36). Ангелы Божии, хотя и не всеведущи, знают о раскаянности каждого грешника на земле (Лк. 15, 10), о жизни каждой вверенной им души: «Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго» (Мф. 18, 10).

В качестве возражения сектанты указывают: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145, 3-4); или: «Проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его» (Иерем. 17, 5), а также на апостола Петра, который запретил Корнилию поклониться ему: «И аз сам человек есмь» (Деян. 10, 25-26), и на Ангела, запретившего Иоанну Богослову поклониться ему (Откр. 19, 10-22).

У пророков Давида и Иеремии говорится о тех людях, которые, забывая о помощи Божией, надеются на людей, князей, а сердце их удаляется от Господа. Христиане же призывая святых, конечную надежду возлагают только на Бога, считая их лишь помощниками и молитвенниками пред Богом. Апостол Петр запретил Корнилию поклониться ему, несомненно, потому что Корнилий мог принять апостола Петра за одного из тех богов, которые, как думали язычники, могли принимать образ человека (Павел и Варнава в Листре). Жители Мелита приняли апостола Павла, без вреда стряхнувшего с руки смею, за бога (Деян. 28, 6). То же самое и Корнилий, будучи язычником, привыкший обожествлять знаменитых людей, хотел воздать апостолу Петру божеские почести.

Ангел Божий отклонил поклонение апостола Иоанна, потому что Иоанн в это время имел свидетельство Иисуса, был в духе пророчества. Во время сего откровения апостол Иоанн лицезрел Самого Бога, увидев Ангела, пал на колени и хотел поклониться ему, но удержан был Ангелом, сказавшим: «Богу поклонися» (Откр. 19, 10), сотворившему небо и землю.

В других обстоятельствах ангелы и святые люди принимали поклонение. Иисус Навин поклонился ангелу (Иис. Н. 5, 14-15), родители Сампсона поклонились ангелам (Суд. 18, 20).

Отвергая Божеские почести, святые ангелы и угодники Божии, однако, принимали поклонение людей, признающих их человеческое величие и совершенство. Так, пророк Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» (3 Цар. 1, 23); Давиду поклонились и Орна (1 Пар. 21, 21); и Авигея (1 Цар. 25, 23). Авдий поклонился пророку Илии (3 Цар. 18, 7), сонамитянка – Елисею (4 Цар. 4, 37); темничный страж «в трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16, 29). Ангелу, предстоятелю Филадельфийской Церкви, Господь сказал: «Се сотворю их, да приидут и поклонятся (иудеи) пред ногами твоими, и уразумеют, яко Аз возлюбих тя» (Откр. 3, 9). Святым поклонялись не только при их жизни, но и после смерти: когда царю Саулу явился пророк Самуил, то царь «пал лицом на землю и поклонился» (1 Цар. 28, 14).

Священное Писание, следовательно, полностью опровергает утверждение баптистов, что святые Ангелы и угодники Божии отвергали поклонение людей.

Святой Киприан Карфагенский говорит: «Мы всегда, как и вы знаете, приносим жертвы, когда только ежегодным воспоминанием празднуем страдания и дни мучеников».[104]

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СЕКТОВЕДЕНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СЕКТОВЕДЕНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О почитании Божией Матери

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЕКТОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие для студентов 4 класса   Сергиев Посад   СОДЕРЖАНИЕ   1. Вместо предисловия………………………………………………………3 2.

ПОНЯТИЕ О СЕКТЕ
В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается. «Секта» ¾ слово латинское

Психологическая причина
Поиски ее в этой области приводят к тому заключению, что такими причинами служат: гордость и высокомерие, дающие в результате «духовную прелесть», самоволие в вере и самочиние в деле спасения, грех

О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
Церковь Божия едина. Единство Церкви является одним из основных догматов в христианском вероучении. Эта догматическая истина, полностью основанная на Священном Писании, выражена в Никео-Цареградско

ПРИ ЖИЗНИ ЛЮТЕРА. ШТОРК И МЮНЦЕР
Один из самых ревностных учеников Лютера, Николай Шторк, развивая учение своего учителя, пришел к заключению, что крещение младенцев не освобождает их от первородного греха со всеми его последствия

БАПТИЗМ В АНГЛИИ. ЗАРОЖДЕНИЕ БАПТИЗМА
В Англии в начале XVII в. анабаптистское движение, но уже под именем баптизма, возрождается на почве индепендентства.[11] Но иногда в исторической науке высказывается мнение ¾ будто баптизм

БАПТИЗМ В ГЕРМАНИИ
В конце первой четверти XIX столетия из США баптизм перешел в Германию и здесь нашел себе новых прозелитов. Под влиянием американского баптизма в Германии баптизм принял строго определенную форму.

Разбор вероучения ХЕВ
Пятидесятники ¾ выходцы из баптистов. Подвергнув баптизм резкой критике за превращение «живой веры в формальную обрядность, пятидесятники, стараясь одухотворить эту обрядность живой верой, с

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ В СССР
  Во главе Союза ЕХБ стоит Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов, состоящий из 25 членов и 5 кандидатов и избираемый Всесоюзным съездом. Съезды ВСЕХБ созываются через кажды

Богослужебный ритуал ЕХБ
Отвергнув на словах всякую обрядность, ЕХБ в действительности противоречат в этом своему учению. В настоящее время у них есть вполне установившиеся обряды различных священнодействий. Так в

Таинство миропомазания
В таинстве Крещения человек очищается от грехов и получает начало или семя духовной жизни. Но, как в естественной жизни, человек, едва родившись, имеет уже нужду в целом ряде условий (тепле, воздух

Таинство брака
У баптистов вступление в брак благословляется молитвой и чтением слова Божия; но за этой молитвой не признается характера таинства, т.к. ею особенной благодати брачущимся не сообщается, то же значе

Таинство елеосвящения
Все сектанты отрицают Елеосвящение, как Таинство, отдельно установленное Богом: нигде, говорят они, в Евангелии не указано, чтобы Христос установил это Таинство. Так ли это? Указа

Почитание святых мощей
Почитая святых угодников Божиих, Церковь благоговейно чтит и мощи их, то есть, нетленные тела или части тел – кости, волосы, руки, через которые Господь наиболее проявляет Свою чудодейственную силу

О Кресте
Святой Крест, как знамя правды, знамя истины, был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», ― молил Бога царь Давид (Пс. 59, 6); пророк

О посте
Не признавая и не почитая святого Креста и икон, сектанты находят возражение и против соблюдения постов. Поэтому каждому православному христианину необходимо знать учение Церкви и разъяснение святы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать только одно, что всякий беспристрастный искатель истины может после ознакомления с вероучением сектантов убедиться, что они не имеют никакой базы под собою, отделяясь от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги