рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Почитание святых мощей

Почитание святых мощей - раздел Философия, СЕКТОВЕДЕНИЕ Почитая Святых Угодников Божиих, Церковь Благоговейно Чтит И Мощи Их, То Есть...

Почитая святых угодников Божиих, Церковь благоговейно чтит и мощи их, то есть, нетленные тела или части тел – кости, волосы, руки, через которые Господь наиболее проявляет Свою чудодейственную силу. Почитание выражается в установлении праздников в дни обретения мощей и перенесения их из одного города в другой, в построении над ними храмов и алтарей, в поклонении, лобызании, возжжении свечей, каждении – воздаянии всех почестей, которые и должно воздавать святыне. Церковь следует при этом указаниям Священного Писания, где говорится о том, что останки святых почитались не только по утверждении христианства, но и в ветхозаветные времена. Так, кости патриарха Иосифа, взятые евреями, согласно его завещанию, при выходе из Египта (Исх. 13, 19), впоследствии с большим почетом были погребены в Сихеме, где покоились первые еврейские патриархи (Нал. 24, 32). Благочестивый царь иудейский Иосия, разрушая идольские капища и сжигая кости умерших служителей Ваала, повелел не трогать костей человека Божия, что и было исполнено (4 Цар. 23, 17-18).

Господь не только хранит кости праведников, так что «ни одна из них не сокрушится» (Псал. 33, 21), не только не дает святому «видети нетления» (Пс. 15, 10), но и творит чрез святые их останки великие чудеса, как и было предсказано: «кости их да процветут от места их» (Сир. 46, 14), Тот же премудрый Сирах сказал об останках пророка Елисея: «Илия иже вихром покровен бысть: и Елисей исполнися духа его... и во успении пророчествова тело его» (Сир. 48, 12-14). Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (гл. 13, 21).

Епифаний Кипрский свидетельствует, что много чудес было и от мощей пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. В Священном Писании говорится о том, что даже через одежду святых праведных людей проявлялось чудодейственная сила Божия: например, милость пророка Илии разделила воды Иордана (4 Цар. 2, 13-14); платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19, 12).

Баптисты отрицают почитание святых мощей, говоря: «Некоторые церкви канонизируют своих угодников, т.е. сопричисляют их после смерти к лику «святых».[105] Нетление мощей невозможно. Все, что от земли, должно возвратиться в землю, как Сам Господь сказал Адаму: «Яко земли вси, и в землю отидеши» (Быт. 3, 19), почему тела ветхозаветных праведников, даже таких, как Давид и Лазарь, увидели тление (Деян. 13, 36; Ин. 11, 39).[106]

Тление является наказанием человеку за грех; первоначальное же его назначение было совсем иным: «Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его» (Прем. 2, 23). Еще в Ветхом Завете, когда первородный прародительский грех тяготел над всеми людьми, праведный Енох и пророк Илия в награду за свою богоугодную жизнь не возвратились в прах, а были взяты живыми на небо (Быт. 5, 24; 2 Цар. 2, 11). Следовательно, не каждому человеку положено истлевать по смерти; если будет на то воля Божия. Если подобные случаи были возможны в Ветхом Завете, то тем более это стало возможно после того, как Спасителем было совершено искупление человечества, когда была побеждена смерть и явлены «жизнь и нетление (2 Тим. 1, 10). В святых мощах действует та же благодать Святаго Духа, которой были преисполнены святые при жизни и которая не покинула их и после смерти. Святой Апостол говорит: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Или: «Каков перстный, такови и перстнии: и каков небесный, тацы же и небеснии: и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго» (1 Кор. 15, 48-49). Это значит, что по образу и по подобию Самого Христа, Который «не увидел тления» (Деян. 13, 37), а святые Его могут быть не подвержены действию закона, вошедшего в мир с грехопадением Адама.

На замечание же баптистов о том, что и такие праведники, как Давид и Лазарь, истлели по своей смерти, можно ответить одно: значит, такова воля Божия. Нетление тел есть свободное действие всемогущего Творца, а не необходимое следствие человеческой праведности: «Вся же сия действует один и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (1 Кор. 12,11).

За богоугодную жизнь праведникам обещано вечное блаженство, а не нетление тела, поэтому не только тела ветхозаветных праведников, которые не были очищены от прародительского греха Кровию Искупителя, не являются нетленными, но и тела новозаветных, избавленных крестной смертью Христа от власти диавола, далеко не все служат проявлению благодатной силы Божией. «Плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления» (1 Кор. 15, 50). Эти слова апостола Павла не имеют никакого отношения к вопросу о нетлении святых мощей. Апостол говорит здесь, что в будущей, вечной жизни будут участвовать не теперешние тленные «душевные» тела, ибо они предназначены только для земли, а совсем другие – нетленные, «духовные», по образу преображенного воскресшаго Тела Спасителя, какими они станут при общем воскресении мертвых: «Сеется в тление, востает в нетлении... сеется тело душевное, востает тело духовное» (1 Кор. 15, 42-44). Тела тех людей, которые доживут до кончины мира, также изменятся, преобразятся; подобные изменения, разумеется, претерпят и нетленные мощи святых.

«Аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне к тому не разумеем» (2 Кор. 5, 16).[107] На основании этих слов апостола баптисты утверждают, что мы должны помнить и любить Христа только по духу, а не по плоти, и если плотское Христа должно быть в забвении, тем более плотское святых Его, т.е. их мощи. Однако, такой вывод из слов апостола неверен. Если апостол действительно полагал, что плотское Христа должно быть в забвении, почему он тогда говорит, что причащение Тела и Крови Христовой установлено в воспоминание Его страданий и смерти (1 Кор. 11, 25), имея в виду, конечно, страдания и смерть плотские, а не духовные, как о том говорил и Сам Господь. Если мы должны забыть плотское Христа, значит, мы должны забыть не только Его страдания и смерть, но и воплощение, и всю Его земную жизнь, что невозможно и недопустимо, что касается слов Апостола: «Если мы и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», их надо понимать так: если мы знали раньше Христа, страждущего и подлежащего смерти, то теперь таковым не знаем Его ¾ теперь Он бессмертен, ибо, воскреснув, никогда больше не умрет.[108] «Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческия и красите раки праведных» (Мф. 23, 29). Из этих слов баптисты делают заключение, что Господь осудил почитание святых мощей. Но, как это ясно следует из всей обличительной речи Христа против книжников и фарисеев. Он обвиняет их в ханжестве и лицемерии, ибо, будучи нечестивыми в душе, они старались быть благочестивыми по внешности и, осуждая своих отцов, которые избивали пророков, делали то же самое, убивая не только пророков, не только Апостолов, но убив Самого Господа. Если бы Христос обличал книжников и фарисеев за то, что они строили гробницы пророкам, то Он вознегодовал бы на Моисея, вынесшего из Египта мощи Иосифа, и на Иакова, который поставил памятник над гробом Рахили. Однако, как мы видим, Господь обвинял их совсем не за этот обычай чествовать останки богоугодных людей.

Итак, все возражения сектантов, не желающих почитать святые мощи, нельзя признать состоятельными. Истинные христиане всегда будут преклоняться перед останками святых угодников, от которых бежат, страшась, демоны, ибо Сам Бог, пред Которым честна, смерть преподобных Его, прославляет их Своими чудотворениями. О том же учат святые Отцы. «Они и по смерти действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительного владычества, ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святаго Духа», ― говорит святой Ефрем Сирин.[109] Так же учит и святой Иоанн Златоуст: «Не смотри на то, что лежит пред тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила высшая самой души, ― благодать Святаго Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения».[110] Христиане I-П веков, почитая останки святых мучеников, угодников, совершали святейшее таинство Евхаристии на их гробах.

 

О почитании святых икон и Креста Господня

Святыми иконами мы прославляем, возвеличиваем Господа Бога, Его Пречистую Матерь и Его святых угодников.

Господа Бога можно прославлять искусством пения, искусством сочетания музыкальных звуков, искусством писания и следовательно, без сомнения, искусством рисования – изображений, искусством архитектуры, ваяния, зодчества. «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил... Веселеила, сына Урии... и исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, видением и всяким искусством... работать из золота, серебра и меди, резать камни... дерево и делать всякую художественную работу» (для святилища) (Исх. 35, 30-35). Во исполнение этого слова художники работали, прославляли Бога своим искусством (Исх. 36, 1-2).

Иконы служат нагляднейшим выражением единства Церкви земной и небесной, а следовательно и удовлетворением возвышеннейших чувств сердца человеческого.

В Священном Писании много говорится об изображениях: одни из них отрицаются как ложные, другие повелевается считать святыней. Поэтому прежде всего необходимо «отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10, 10).

Ложные изображения ― это кумиры, идолы ― творения рук человеческих, которых язычники почитали, прибегали к ним за помощью, умилостивляли жертвами, воздавали им божеские почести. Они не знали единого, истинного Бога, и, поклоняясь идолам ― Тельцу, Малаху, Ваалу, Астарте, ― поклонялись пустоте, ибо в истуканах не было и не могло быть души: «вемы, яко идол ничтоже есть в мире» (1 Кор. 8, 4).

Желая защитить свой народ от идолопоклонства, Бог дал ему через Моисея строгую заповедь, запрещающую творить кумиры (Втор. 5, 8-9).

Но, запретив всякое идолопоклонство, Господь Бог через того же Моисея, дал повеление сделать истинное священное изображение ― ковчег и два золотых херувима на нем, скинию из виссона и на ней также искусно вышитых херувимов; затем светильник из чистого золота и к нему семь лампад. «Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения», ― сказал Господь Моисею (Исх. 25, 22). «Освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30, 22). Истинные изображения были и в храме Соломоновом (2 Цар. 6, 23-29).

Если ложные изображения были мерзостью пред Богом, то истинные, священные несли на себе Его силу, благодать и творили чудеса: так, перед кивотом расступились воды Иордана (Нав. 3, 14-16); когда ковчег Божий был поставлен филистимлянами в храме Дагона, этот идол был низвергнут, а сами филистимляне наказаны болезнью (1 Цар. 5, 1-6); Оза умер, дотронувшись до Ковчега (2 Цар. 6, 6-7); старейшины Израиля брали ковчег с собой на войну, говоря: «Он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» (1 Цар. 4, 3). Ковчег Божий был местом особого Его присутствия: здесь Господь принимал молитвы израильтян и отсюда возвещал Свою волю; он был подножием ног Божиих (1 Цар. 28, 2). Поэтому иудеи поклонялись ковчегу, кадили, зажигали светильники и лампады, воздавая через него почести Самому Богу (Числ. 10, 35-36).

Святыня ветхозаветного храма не была отвергнута и Спасителем, Который назвал его «домом молитвы» (Мф. 21, 13); туда же ходили для поклонения и молитвы святые Апостолы (Лк. 24, 52-53).

«Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17, 29). Но, беря пример с язычников, христиане стали преклоняться перед своими храмами, считая их святыней; они стали украшать их изделиями из золота, серебра и камня и стали преклоняться перед этими изделиями рук человеческих».[111]

«Богом не являются те изображения, которые созданы человеческим искусством».[112] Баптисты называют это идолопоклонством, считая, что почитание икон и поклонение идолам ― одно и то же. Мы знаем, что всякое идолопоклонство противно Богу, но разве можно приравнивать к нему почитание икон? Поклоняясь иконе, мы поклоняемся первообразу, изображенному на ней. Иконы не заменяют собою Бога, а напоминают, говорят нам о Нем. Разве не почитают баптисты книгу Священного Писания? Сама по себе книга ― тоже изделие рук человеческих, но ведь они не бросят ее среди нечистых предметов, а выберут для нее почетное место, оказывая при этом честь не бумаге, и типографской краске, а слову Божию. Так и в иконе мы чтим не доски и краску, а душою Самого Бога, на ней изображенного.[113] Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Кто первый сделал изображение? Сам Бог ― Первый родил Единородного Сына и Слово Свое, живле Свое изображение». Если бы этого не было, то тогда, естественно, Бога невидимого изобразить невозможно. Но когда увидишь, что бестелесный соделался для тебя человеком, то уже можешь изобразить Его в человеческом виде. Когда Тот, Который по превосходству естества Своего не имеет веры, ни количестве, ни величины принял образ раба, вместе с этим принял и меру и количество и облекся свойствами тела, то изображай на иконе и представляй для созерцания Того, Который восхотел быть видимым, изображай неизреченное Его снисхождение, рождение от Девы, крещение во Иордане, преображение на Фаворе, страдания, освобождающие нас от греха и его следствий, спасительное погребение, вознесение на небо, ― все изображай и словом, и красками, и в книгах, и на иконах (Фил. 2, 6-11).

Позволительно спросить отрицателей святых икон: «Достоин ли поклонения во Христе образ раба, вид человека, воспринятый Им для нашего спасения, или достоин в Нем для поклонения только образ Божий, Его Божественное естество? Если достопоклоняем и вид человека ― Христа, то не иначе может быть Ему поклонение не только духом, но и на священном изображении Его пречистому Лику».

Богочеловек явился нам и жил с нами, следовательно, Он Сам явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком Он явился людям.

Господь на вопрос апостола Филиппа: «Покажи нам Отца...» ― сказал: «Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене, виде Отца; и како ты глаголеши, покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть» (Иоан, 14, 9-10). Господь Сам явил нам образ Невидимого Отца. Об этом и сами баптисты говорят, что Христос – это видимая фотография невидимого Бога.[114]

Мы чествуем иконы лобызанием и почитательным поклонением (по гречески дулиа, а не латриа – истинное поклонение).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СЕКТОВЕДЕНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СЕКТОВЕДЕНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Почитание святых мощей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЕКТОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие для студентов 4 класса   Сергиев Посад   СОДЕРЖАНИЕ   1. Вместо предисловия………………………………………………………3 2.

ПОНЯТИЕ О СЕКТЕ
В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается. «Секта» ¾ слово латинское

Психологическая причина
Поиски ее в этой области приводят к тому заключению, что такими причинами служат: гордость и высокомерие, дающие в результате «духовную прелесть», самоволие в вере и самочиние в деле спасения, грех

О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
Церковь Божия едина. Единство Церкви является одним из основных догматов в христианском вероучении. Эта догматическая истина, полностью основанная на Священном Писании, выражена в Никео-Цареградско

ПРИ ЖИЗНИ ЛЮТЕРА. ШТОРК И МЮНЦЕР
Один из самых ревностных учеников Лютера, Николай Шторк, развивая учение своего учителя, пришел к заключению, что крещение младенцев не освобождает их от первородного греха со всеми его последствия

БАПТИЗМ В АНГЛИИ. ЗАРОЖДЕНИЕ БАПТИЗМА
В Англии в начале XVII в. анабаптистское движение, но уже под именем баптизма, возрождается на почве индепендентства.[11] Но иногда в исторической науке высказывается мнение ¾ будто баптизм

БАПТИЗМ В ГЕРМАНИИ
В конце первой четверти XIX столетия из США баптизм перешел в Германию и здесь нашел себе новых прозелитов. Под влиянием американского баптизма в Германии баптизм принял строго определенную форму.

Разбор вероучения ХЕВ
Пятидесятники ¾ выходцы из баптистов. Подвергнув баптизм резкой критике за превращение «живой веры в формальную обрядность, пятидесятники, стараясь одухотворить эту обрядность живой верой, с

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ В СССР
  Во главе Союза ЕХБ стоит Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов, состоящий из 25 членов и 5 кандидатов и избираемый Всесоюзным съездом. Съезды ВСЕХБ созываются через кажды

Богослужебный ритуал ЕХБ
Отвергнув на словах всякую обрядность, ЕХБ в действительности противоречат в этом своему учению. В настоящее время у них есть вполне установившиеся обряды различных священнодействий. Так в

Таинство миропомазания
В таинстве Крещения человек очищается от грехов и получает начало или семя духовной жизни. Но, как в естественной жизни, человек, едва родившись, имеет уже нужду в целом ряде условий (тепле, воздух

Таинство брака
У баптистов вступление в брак благословляется молитвой и чтением слова Божия; но за этой молитвой не признается характера таинства, т.к. ею особенной благодати брачущимся не сообщается, то же значе

Таинство елеосвящения
Все сектанты отрицают Елеосвящение, как Таинство, отдельно установленное Богом: нигде, говорят они, в Евангелии не указано, чтобы Христос установил это Таинство. Так ли это? Указа

О почитании Божией Матери
Мы чтим превысшую всех сил небесных, честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим. Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог определил быть Матерью Господа, через Нее Слово стало

О Кресте
Святой Крест, как знамя правды, знамя истины, был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», ― молил Бога царь Давид (Пс. 59, 6); пророк

О посте
Не признавая и не почитая святого Креста и икон, сектанты находят возражение и против соблюдения постов. Поэтому каждому православному христианину необходимо знать учение Церкви и разъяснение святы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать только одно, что всякий беспристрастный искатель истины может после ознакомления с вероучением сектантов убедиться, что они не имеют никакой базы под собою, отделяясь от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги