О Кресте

Святой Крест, как знамя правды, знамя истины, был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», ― молил Бога царь Давид (Пс. 59, 6); пророка Исайя предсказал, что Господь «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11, 12); «Благословенно дерево, ― говорит премудрый Соломон, ― чрез которое бывает правда» (Прем. 14, 7). В Писании мы находим много прообразов креста: Божие повеление евреям помазывать кровию пасхального агнца столбы и перекладины дверей для избавления от гибели (Исх. 12, 7-13); распростертые руки Моисея, подающие израильтянам победу над Амаликом (Исх. 17, 11-13); медный змий, выставленный Моисеем по повелению Господа на знамени в пустыне, обезвреживающий гибельные укусы змей и др.

Христиане почитают святой Крест как жертвенник, где была принесена великая жертва искупления. Если ветхо-заветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая», и все прикасавшееся к жертвеннику освящалось (Исх. 29, 37), то неизмеримо белее великой святыней является новозаветный жертвенник, освященный пролитой на нём Кровию Непорочного Агнца Христа.

Баптисты говорят: «почитать надо не вещественный, а духовный крест, лестницу, «по которой святой Бог спускается со Своих лазурных высот к виновному перед Ним грешнику... по которой бедный грешник поднимается к своему любящему Небесному Отцу, чтобы получить от Него прощение всех своих грехов»[115] (Мр. 8, 34).

Баптисты, как обычно, отрицают вещественную святыню, настаивая лишь на «духовном» поклонении. Ведь Христос был распят не на духовном, а на видимом, вещественном кресте, и не по духовному, а по реально существовавшему кресту лилась Его святая Кровь. Значит, этот видимый крест и является для нас святыней. Меч, которым Давид поразил Голиафа, был чтим израильтянами, сохранялся в храме, завернутый в особый плат, ― так неужели Крест, орудие, которым Христос поразил врага всего рода человеческого является меньшей святыней, чем меч Голиафа! Почитая великую Жертвы искупления, мы почитаем и жертвенник, на которой она была принесена.

Баптисты возражают: Христов крест один, а у православных христиан их много.

Евангелие было написано Апостолами в одном экземпляре ― неужели и его нельзя почитать только потому, что теперь напечатано много книг? Причем напечатано в обыкновенной типографии, обыкновенными грешными людьми... Нет, Евангелие, во скольких бы экземплярах оно ни существовало, остается непререкаемым словом Божиим; так и святой Крест всегда и везде будет образом страданий, победы и славы Спасителя.

«Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98, 5). Почитать крест следует как орудие победы над врагом рода человеческого ― диаволом, как обогрянный пречистою Кровию Христа. Ибо, как сказал апостол Павел: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божияе есть» (1 Кор. 1, 18). Наконец, Знамя Христово ― Крест Его ― явится на небе при кончине мира (Мф. 24, 30).

Почему, спрашивают сектанты, иконы и кресты, если они священны, разрушаются? Разрушение не унижает достоинство святыни так же, как телесные страдания и смерть не унизили Господа. Закон разрушения всего земного обязателен для людей, а тем более для предметов, даже если они и священны.