рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БАПТИЗМ В ГЕРМАНИИ

БАПТИЗМ В ГЕРМАНИИ - раздел Философия, СЕКТОВЕДЕНИЕ В Конце Первой Четверти Xix Столетия Из Сша Баптизм Перешел В Германию И Здес...

В конце первой четверти XIX столетия из США баптизм перешел в Германию и здесь нашел себе новых прозелитов. Под влиянием американского баптизма в Германии баптизм принял строго определенную форму. Баптистские идеи распространялись в Германии и ранее, но к 30-м годам XIX столетия они начали принимать более определенный вид, подвергаясь постепенной систематизации.

В Германии баптизм обязан своим распространением пионеру, основателю и главе первой баптистской общины, Иоаганну Онкену (род. 1800, ум. 1884 г.). Последний в 1823 г. прибыл из Англии в Гамбург в качестве миссионера одного английского общества.

В Германии Онкен присоединился к реформатской церкви, а в Америку ездил по торговым делам и там хорошо познакомился с баптистским (Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Новый энциклопедический словарь. СПб. том 5, стр. 142). Изучая Священнее Писание и убедившись, что «крестить должно только верующих и притом через погружение»[15], он пришел к баптизму и страстно ожидал случая креститься».[16]

Вечером 21 апреля 1834 г. Онкен вместе с шестью своими единомышленниками был крещен в реке Эльбе баптистским профессором литературного и богословского института в Гамильтоне (США) Барнабом Сэрсом, который прибыл из Америки в Германию для научных занятий и чтобы привести в исполнение желание Онкена. На следующий день после крещения была основана первая немецкая баптистская община, и «брат» Онкен через рукоположение посвящен (по всей вероятности, тем же профессором) в проповедника (Ж-л «Баптист», 1911, № 42, стр. 330).

С этого времени Онкену было поручено вести дело миссии в Германии. Сначала немецкое государство встретило баптистов недружелюбно и только Пруссия оказала им хороший прием. «В 1836 г. Американский Баптистский Союз назначил Онкена своим миссионером в Европе»[17]. Проповеди, воскресные школы, распространение баптистской литературы и т.д. ¾ это лучшее оружие баптистской пропаганды. Поэтому «для пропаганды баптизма Онкен открывает в Берлине особый «Миссионерский комитет, а в Гамбурге ¾ баптистский издательский дом и книгоиздательство с книготорговлею»[18], ¾ пишет И. Айвазов. Для той же цели Онкеном основана в Гамбурге миссионерская семинария, в которой получили образование известные русские проповедники баптизма: В.Г.Павлов, А. Антонов, И.Прицкау и др»[19].

Вследствие энергичной деятельности Онкена, баптистская пропаганда быстро распространилась по всей Германии. Вскоре в больших городах Германии были основаны баптистские общины. «В 1849 году состоялась в Гамбурге первая генеральная конференция европейских баптистов, на которой было принято баптистское вероизложение, составленное Онкеном».[20] На той же конференции Онкеном был основан Германский баптистский союз, цель которого была распространить баптистские воззрения между христианами других исповеданий. Германскому баптистскому союзу Онкен подчинил баптистские общины Австро-Венгрии, Голландии, Швейцарии и Балканских государств,[21] которыми он управлял и помогал материально. «Трудами Онкена возрожденный германский баптизм не только расцвел, но и занял всюду положение, которое соответствовало ему, как «отцу» всего баптизма».[22]

Онкен неоднократно предпринимал обширные миссионерские путешествия в соседние страны: Данию, Швецию, Норвегию, Францию, Испанию, Италию и Россию. Это свидетельствует о том, что родиной русского баптизма, как ниже мы увидим, является не Россия, а протестантский запад.

Мы не будем следить за распространением баптизма во многих других западных государствах, хотя это и очень интересно, но так как оно не имеет близкого отношения к нашей задаче ¾ проследить историю баптизма в России, то, следовательно, прямо перейдем к распространению баптизма на территории России. Кратко заметим, что в течение прошлого столетия баптизм сделал большие завоевания почти во всех странах Западной Европы.

В России баптизм был насажден не только среди немцев-колонистов и других инородцев, но и среди русского населения. Его появление в России как раз совпало с подъемом освободительного движения (1850-1860гг.).

 


ШТУНДИЗМ В РОССИИ.

ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Рассмотренные выше исторические условия и некоторые нестроения в гражданской и религиозной жизни русского народа явились основными причинами, которые подготовили население юга России к принятию немецких протестантских идей. Немцы – колонисты, поставив русских крестьян южных областей в экономическую зависимость, старались все более и более воздействовать на их духовную жизнь. Миссионеры, приезжавшие к ним из Гамбурга, неустанно вели пропаганду об упадке Церкви православной, безнравственной жизни духовенства, о грубом насилии в обществе и т. п.[23] Особенно это экономическое и духовное давление стало проявляться в половине XIX века.

Долгое время меннонитское вероучение не находило отклика среди русских крестьян, работавших в немецких колониях юга Украины. С целью большего усилия на них своего влияния верхушка колонистов вводила для батраков специальные «библейские часы», когда читалась Библия, говорились проповеди, пелись духовные гимны. Так возникло своеобразное, не имевшее стройного и дельного вероучения сектантское движение, получившее название «штундизм». От немецкого слова «штунда», что означает «час», и происходит название секты. Вероучение секты представляло собой смешение евангелистской веры и духоборчества.

В 1859 г. проповедник ¾ штундист Унгер из немецкой колонии Хортица установил связи с руководителем баптистов Германии Онкеном. В результате их переговоров на Украину вскоре прибыло много миссионеров-баптистов, которые начали проповедовать среди штундистов и меннонитов баптистское вероучение. Штундистские общины стали быстро перерождаться в баптистские, которые имели значительные денежные средства, международные связи и сильную централизованную организацию.

Таким образом, самостоятельной секты, которую бы можно было, в отличие от другой, назвать штундистскою, не существует, а следовательно и догмы, составляющей специальное отличие штундизма, не имеется, т. е. «ударяясь в сектантство, наши крестьяне довольствовались частями, клочками учений разных немцев-реформатов...» (Энциклопедический словарь, Брокгауз и Ефрон, СПб., 1903, т. 78, с. 937).

В настоящее время штундизм представляет собой лишь исторический интерес как предшественник баптизма в России. Кое-где штундистами называют до сих пор именно баптистов.

Начала штундизма в России нужно отнести к 1862 г., но первое известие о появлении его было напечатано в «Одесском Вестнике» от 14 марта 1868 г.; 5–6 лет спустя, не встречая никакого для себя препятствия, не заявляя громко о своем существовании, русская штунда сразу охватила целых пять уездов Херсонской губернии: Херсонский, Одесский, Ананьевский, Елизаветградский и Вознесенский.

Немецкие баптисты, появившиеся в конце 60-х годов XIX столетия в Херсонской губернии с целью пропагандировать свое учение среди колонистов, обратили внимание на южно-русское население. Они входили с местным населением в непосредственные сношения и таким образом распространяли там баптизм». Священник А. Рождественский пишет: «Иностранец Шульц говорил пастору Штраусу о том, что он проповедовал баптизм в окрестностях Одессы в собрании православных. Херсонский губернатор передавал высокопреосвященному Димитрию, что 16-го марта 1869 г. пропагандист баптизма Иоганн Гергардт, прибывший из Гамбурга, открыто проповедовал свое учение в колонии Старый Данциг, в молитвенном доме, куда приходили и карловские крестьяне».[24]

В это время южнорусская штунда в лице своих вожаков определенно уклоняется в сторону баптизма. По словам епископа Алексия, «русские штундисты свою лжеиерархию преемственно получают от немцев-баптистов и вступают с последними в иерархическое единение»[25].

Это важное событие в истории южнорусской штунды совершилось при следующих обстоятельствах: 11 июня 1869 года в деревне Карловке (Елизаветградского уезда) Ефим Цимбал, вместе с 30 колонистами, был перекрещен в реке Сугаклее, при немецкой колонии Старый Данциг, колонистом Екатеринославской губернии А. Унгером. Крещение было совершено при 47 свидетелях – крестьянах деревни Карловки. Этот первый перекрещенец из русских открывает собою ряд «пресвитеров» южнорусского баптизма, известных в истории как главных деятелей по распространению заблуждений баптизма в среде искони православного населения южной России. Из деревни Карловки баптизм перешел в Любомирку. От Ефим Цимбала здесь первым получает перекрещивание прославленный в истории штунды Иван Рябошапка. От Рябошапки получили перекрещивание не менее известные в истории штунды: Михаил Ратушный, Александр Капустян и многие другие пропагандисты из среды православного южнорусского населения. Эти первые прозелиты являются непосредственными учениками немецких баптистских миссионеров. Получив перекрещивание, а вместе с ним и звание «пресвитера», Ефим Цимбал выступает ревностным проповедником секты среди православного населения.

Под влиянием его проповедей, крестьяне м. Любомирки выносили из домов святые иконы, подвергали их ужасным осквернениям. О том сектантском движении, какое произвели в среде населения м. Любомирки (Елизаветградского уезда) и в других соседних селах проповеди Цимбала и его учеников, елизаветградский исправник 21 июля 1870 г. доносил губернатору, следующее: «Некоторые из крестьян м. Любомирки, принадлежащие к секте штундов, не признавая, как и все прочие штунды, икон, повыносили их из домов и сложили в кладовые... некоторые кощунствуют над ними, а некоторые закрывают окна ими, употребляя их вместо ставень. Прочие штундисты м. Любомирки, хотя содержат иконы, но не поклоняются им. В конце апреля сего года приезжал в м. Любомирку крестьянин деревни Карловки Ефим Цимбал, принявший в прошлом году крещение в реке Сугаклее от немца-колониста Авраама Унтера. Цимбал крестил в м. Любомирке Ивана Рябошапку, Петра Гриву и пр.… Распространение этой секты замечается и в других местах вверенного мне уезда...» (дальше идет перечень сел).[26]

Из м. Любомирки священник Промыслов сообщал духовному начальству, что «Рябошапка публично крестит взрослых в реке, хоронит в закрытых гробах покойников, венчает в домах женихов с невестами, причащает и имеет чашу для причащения..., сектанты издеваются надо мной при совершении мною таинств. Полиция не обращает внимания на мои жалобы. Крестьяне, которые еще не оставили православия, говорят, что «если не преградит этого гибельного потока гражданское начальство, то мы не ручаемся за своих детей, останутся ли они в православии или нет»[27]. Из приведенных примеров видно, что главари и руководители секты не скрывали своей принадлежности к баптизму, но открыто и настойчиво выступали с его пропагандой.

В конце 70-х годов XIX в. Иван Рябошапка и Григорий Кушниренко ходатайствовали перед Министром Внутренних Дел о том, чтобы им было разрешено строить молитвенные дома, избирать своих духовных наставников, иметь метрические книги и официально именоваться «Общиной крещеный христиан-баптистов».[28] С аналогичным прошением в то же время обратились сектанты м. Ряснополя и деревни Основы (Одесского уезда), во главе с Михаилом Ратушным, к Херсонскому губернатору, в котором (прошении) они называют себя «Обществом христиан баптистов», «христианами баптистами русской национальности».

Как раз в это время, т. е. в конце 70-х – начале 80-х годов, как уже выше было сказано, штундисты, не представлявшие единой секты окончательно слились с баптистами.

В 70-х годах баптизм быстро распространяется не только в пределах Херсонской губернии, но и в смежных с ней Киевской и Екатеринославской губерниях, а также проникает на Кавказ.

На Киевщине баптизм значительно утвердился трудами Герасима Балабана и Якова Коваля, которые крестили многих штундистов и православных в селе Чаплинке, деревне Кучковке, селе Поповке, Плоском и др. (Таращанского уезда).

Таким образом, в 70-х и 80-х годах баптистское движение распространилось по всему югу России, заходя на север – в Орловскую губернию, несколько позднее, оно появилось в губерниях: Калужской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Рязанской и в самой Москве.[29]

На Кавказ секту занес немец ¾ колонист Мартин Кальвейт, который переселился в 1862 году в Тифлис. Здесь он обратил в баптизм молоканина купца Н. И. Воронина, которого крестил ночью 20 августа (ст. ст.) 1867 г. в реке Куре.[30]

С тех пор Кавказ стал видным центром баптистского движения, где секта приобрела себе ряд выдающихся последователей и ревностных пропагандистов баптизма. Вскоре Вороненым были совращены в баптизм и др. тифлисские жители ¾ молокане, среди которых особенного внимания заслуживает его приказчик В.Г. Павлов. Пионер сектантского движения на Кавказе Воронин, по совету своего руководителя-немца ¾ баптиста, отправил Павлова в Гамбург к Онкену. Получив специальное миссионерское образование в Гамбургской баптистской семинарии и до тонкости усвоив здесь учение и приемы баптистов, Павлов снова явился в Тифлис и уже в качестве проповедника и баптистского пресвитера с приличным содержанием от заграничных баптистов. Тал возникла первая среди русского населения Кавказа и Закавказья тифлисская община баптистов. Потом Павлов был одним из наиболее выдающихся баптистских миссионеров в России.[31] Ревностными помощниками Павлова в пропаганде баптизма на юго-востоке России были Василий Иванов и Андрей Миллер ¾ немец, распространявшие баптизм в Ростове-на-Дону и его окрестностях. В своей миссионерской деятельности русские баптисты в описываемое время были вспомоществуемы заграничными «благотворителями». Так, например, известные миссионеры В. Павлов и В. Иванов за свои миссионерские труды получали вознаграждение: первый ¾ от Американского баптистского комитета, а второй ¾ из Пруссии от какого-то «благодетеля» Ф.В.Бергмана.[32]

Таким образом, «путь, по которому шло распространение баптизма в русском народе ¾ это путь с Запада на Восток: из Германии через Новороссийский край и Донскую область на Кавказ, отсюда в Саратовскую, Самарскую, Оренбургскую губернии и далее через Сибирь на Восток до Амура», ¾ говорит епископ Алексий.[33]

Сибирский край и Кавказ, удаленные от центра, представляли собой удобную почву в смысле религиозной свободы, где надзор за сектантами со стороны администрации значительно ослабевал по сравнению с центральными областями России.

Известно, что Сибирь посетил в 1904 году от Всероссийского Союза баптистов В.В. Иванов, который вместе с Я.Г. Винсом «рукоположил» в пресвитера баптистской общины Омского района А.Л. Евстратенко.[34]

Помимо Н.И. Воронина, В.Г. Павлова, В.В. Иванова, которые в то время имели свое местожительство на Кавказе, самоотверженно трудились следующие миссионеры руского баптизма: С.П. Степанов, С.Е.Капустинский, Д.И. Мазаев, Ф.И. Балихин, Д.М. Тимошенко, И.А.Голяев, В.П. Степанов, A.M. Мазаев, П.В. Павлов, С.В. Белоусов и др.

Серьезная опасность, угрожавшая православию от распространения рационалистической пропаганды в народе, а также грубое поругание и кощунство над святынями православия, вызвали некоторые меры борьбы против баптизма. Наиболее вредные и опасные вожаки секты были подвержены высылке, заключены в тюрьмы и преданы суду. Но эти крайние меры, имевшие место в конце 70-х и 80-х годах, мало оказывали пользы, а иногда приносили даже вред. «Несмотря на ряд энергичных и несомненно целесообразных мер, предпринятых... для ослабления штундизма, секта... не только не ослабела в своем развитии, но, напротив того, рост ее прогрессивно увеличивается», ¾ читаем мы в «Трудах Киевской Духовной Академии». Этот прогрессивный рост секты прежде всего обнаруживался в расширении объема охваченной ею территории. Объем зараженной штундизмом территории принимал все более и более внушительные размеры («Труды Киевской Духовной Академии», 1886, октябрь, с. 264-265). Баптисты, пламенея ревностью о славе своего учения, еще с большим рвением вели свою разрушительную работу по отношению к православию, как бы этим отвечая на все те меры, которые принимались по ограничению их деятельности духовными и светскими властями. «Личные несогласия были забыты. Ненависть к православной Церкви объединила сектантов, и они сплоченной массой наступали»[35]. Епископ Догмат в письме к Херсонскому губернатору сообщал: «Баптисты являются людьми самостоятельными, отважными и решительными в своих действиях до дерзости, а православные ¾ приниженными, поколебленными, нерешительными. Баптисты открыто, смело и безбоязненно ведут свою пропаганду всюду, где только представится к тому возможность; они не только стараются совращать православных при встречах, но даже врываются в дома их, понося православие в самых унизительных выражениях»[36]. В Трудах Киевской Духовной Академии за 1886 год читаем следующее: «В последнее время все чаще и чаще приходится встречаться с фактами, где фанатизм штундистов проявляется не только в отношении к предметам, почитаемым православною Церковью, но и в отношении к самим православным христианам и, в частности, к пастырям Церкви. Особенно возмутительный в этом отношении факт передан в № 9 «Киевский Епархиальных Ведомостях» за настоящий год. Нельзя не согласиться с автором этого рассказа, что «наглости и дерзости штундистов уже превосходят всякую меру: повсюду, где только совершается крестный ход, похоронная процессия и прочие церковные торжества, штундисты везде посылают своих агентов, чтобы они насмехались над церковной святыней, глумились над православными и совращали их в шутндизм» («Труды Киевской Духовной Академии» 1886 г., ноябрь, стр. 532. Статья 3: «Сведения о движении южнорусского сектантства в последние годы»).

В конце XIX и начале XX в. начинается новый период в истории русского баптизма. Светская администрация в своих мероприятиях относительно баптизма становится еще решительнее и тверже. По словам епископа Алексия, «Секта баптистов становится предметом серьезных научных исследований, организуются миссионерские съезды для коллективного суждения о мерах борьбы с нею; из среды духовенства и православного народа выступают борцы за истину православной Церкви, отдающие свои силы и знание тяжелому делу борьбы с баптизмом, пробудился дух православия и ожило сознание своих истинных церковно-патриотических интересов. Результатом всестороннего изучения баптизма было то, … что 4 июля 1894 г. положением Комитета министров баптизм (штунда) был объявлен сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях»[37], а последователям секты запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания.[38]

Но с 1905 г. положение всех русских сектантов и в частности баптистов совершенно изменилось. С появлением так называемого закона о веротерпимости 17 апреля 1905 г. и указа 17 октября 1906 г. о регистрации старообрядческих и сектантских общин баптисты стали свободно отправлять свое богослужение не только в предназначенных для того зданиях, но и устраивать свои собрания в разных общественных зданиях, причем незаконно зазывать на эти собрания православных людей. Сектанты начали устраивать съезды и открывать начальные школы,[39] устраивать свои баптистские общины, печатать свою литературу[40] и т.п.

На европейском конгрессе баптистов в Берлине в 1908 г. В. Павлов говорил, что «с объявлением манифеста о религиозной свободе, баптисты сейчас же... проявили оживленную миссионерскую деятельность. Они начали устраивать публичные собрания в театрах, аудиториях и трактирах. Особенную ревность проявил в устройстве таких собраний наш брат проповедник Феодор Прохор. Балихин, который устраивал такие собрания в городах;

Борисоглебске, Евпатории, Бердянске, Харькове, Елизаветграде и Мелитополе».[41] Оратору (В. Павлову) приходилось проповедовать слово Божие в некоторых из этих собраний. «Когда я со сцены, где я стоял, ¾ говорил В. Павлов, ¾ смотрел на тысячи слушателей, которые с жадностью прислушивались к Слову Божию, то, вспоминая свою 8-летнюю ссылку за пропаганду баптизма, с трудом верил своим глазам, что это не сон, а действительность».[42] Однако, эта свобода постепенно сокращалась, а в 1914 г. была совершенно ликвидирована.

Во время первой мировой войны (1914-1917) на последователей баптистской пропаганды в России снова обрушились гонения: руководители были сосланы в Сибирь и другие места, многие собрания закрыты, издание баптистской литературы было запрещено.[43]

После Первой мировой войны баптизм стал проявлять усиленную миссионерскую деятельность во всех частях света. Проводились конференции в Барсене, Будапеште, Лодзи, Риге, Кенигсберге, Копенгагене, Лондоне, Берлине и во многих других столицах европейских государств.[44] Участником этих конференций был Э.Ю. Маллине, председатель Всемирного Союза баптистов, со многими другими лидерами этого Союза. Маллине во второй половине двадцатых годов (1926) писал русским баптистам: «Европа нуждается в духовной религии. Также нуждается она в более ясных взглядах на религиозную свободу. Новые конституции в большинстве стран провозгласили более высокие взгляды на религиозную свободу, чем это было прежде (конечно, имел в виду и Советскую Россию), ¾ продолжая дальше, он сказал: «Баптисты имеют перед собой великую задачу привести народ к полной свободе, вере, богопочитания и работы для Царства Божия».[45] В 1925 году (5-12 декабря) состоялось заседание Пленума Союза баптистов СССР. На это заседание прибыли до 50 председателей и представителей отделов, районов и местных объединений, входящих в Союз баптистов СССР. Пленум заслушал отчет правления Союза, где было сказано, что на 1925 г. «Союз баптистов СССР состоит из 6-ти отделов с 71-м районом, 29-ти не объединенных в отделы районов, Новгородского, Латышского союза и 26 не входящих в район общин, а всего более 3000 общин, 3700 местных проповедников, 1100 молитвенных домов, 600 пресвитеров и 1400 пр. служителей».[46]

Секретарь Всемирного Союза баптистов по восточному полушарию доктор Рашбрук, посещавший СССР, в 1926 г. говорил: «чудесным является то обстоятельство, что сейчас почти нет ни одной страны, в которой не было бы баптистов, в то время как менее ста лет тому назад из европейских стран они были только в Англии».[47] И действительно, после мировой войны баптизм прочно утвердился во многих странах, в том числе и в России, где в 1926 г. было уже 3028 общин, которые входили в Союз баптистов СССР.[48] (Было еще немало общин, которые не входили в этот Союз). Журнал «Баптист» сообщал, что «эти общины раскинулись сетью по всей стране ¾ от Балтийского моря до Японии, от Северного Ледовитого океана до Турции, Персии и Китая. Наиболее густа масса их ¾ на Украине и на Волге» («Баптист», 1926 г., № 1-2, стр. 14).

Положение религиозной организации евангельских христиан ¾ баптистов в СССР существенно отличается от положения ее в дореволюционной России. «По отношению к государству все религиозные организации в нашей стране занимают одинаковые положения, у нас нет главных, так сказать, государственных религий и второстепенных, ¾ говорит И.С. Валисевич. ¾ Государство признает все религиозные организации, существующие в нашей стране совершенно равноправными, не отдает предпочтения ни одной из них, Поэтому сектантские религиозные организации в СССР, в том числе и баптисты, выиграли в известном смысле в результате победы Советской власти. Они получили равные права... с православной Церковью»[49].

В декларации баптистов за 1926 год говорилось: «Мы, русские баптисты, при царизму не имели никакой возможности на осуществление в России чего-либо подобного: но ныне мы имеем надежду на то, что в дорогом сердцу нашему великом СССР мы не окажемся позади своих западных братьев по вере».[50]

Таким образом, после 1917 года наблюдается необыкновенный успех распространения баптизма в СССР. «Братский Вестник» за 1947 г. сообщает, что «за этот период... баптистское движение возросло до огромных размеров и в большей степени, чем за все предыдущие годы. Движение охватило не только русский народ, но и другие народности, населяющие Советский Союз (армян, грузин, осетин и многих других).[51]

В наше время баптистское движение превратилось в мощную объединенную религиозную организацию. В «Братском Вестнике» за 1947 г. мы читаем: «если в 1912 г. евангельских христиан и баптистов в России насчитывалось всего 100 тыс. человек, то в настоящее время в нашем братстве имеется более 3500 общин и групп и свыше 350 тысяч крещенных членов, а с семьями и лицами, на которых распространяется евангельское влияние, количество достигает до четырех миллионов человек» (там же, стр. 12). В настоящее время в СССР насчитывается свыше 5000 церквей с числом крещенных членов около 600 тысяч человек; это число непрестанно растет.

Современный баптизм представляет собой объединение четырех сходных, но ранее существовавших отдельно сект баптистов, евангельских христиан, часть пятидесятников или союза христиан веры евангельской (отказавшаяся /часть/ от говорения на иных языках) и братских меннонитов. Первые две секты объединились в октябре 1944 г. во ВСЕХБ (Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов), а через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 году братья, меннониты.[52] Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях и входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в США (Вашингтон).[53]

Поскольку вероучение сект, составляющих ныне Всесоюзный Совет евангельских христиан баптистов, по многим основным пунктам догматики сходно между собою, то необходимо прежде познакомиться с историей евангельских христиан и христиан веры евангельской (пятидесятников), указав особенности последних, затем остановиться на подробном рассмотрении (критическом разборе) основных положений вероучения ВСЕХБ.

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ (ПАШКОВЩИНА)

Примерно одновременно с развитием штундо-баптистского движения на юге России возникли первые общины евангельских христиан в Петербурге, но на этот раз в высших кругах. Вероучение евангельских христиан (пашковцев) в Россию было занесено английским лордом Гренвилем Редстоком и в первое время (по его фамилии) называлось редстокизмом. Редсток, по своему рождению и материальному состоянию, принадлежал к высшей английской аристократии и свое образование получил в Оксфордском университете.

В 1874 г. он прибыл в Петербург и стал устраивать религиозные собрания, на которых произносил импровизированные молитвы, читал и объяснял Священное Писание и проповедовал свое учение. Русская интеллигентная аристократия, еще со времен Екатерины II, под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от Православной Церкви. И вот это высшее петербургское общество, воспитанное в духе неверия или формализма и холодности в вере, но томившееся в поисках религиозного удовлетворения, жадно бросилось на собрания лорда Редстока, и вскоре у него явилось немало последователей и (особенно) последовательниц из высшего общества. Его проповеди, произносимые на французском языке, привлекли к себе многих знатных в столице слушателей.

После отъезда Редстока во главе его последователей стал Пашков, аристократ по происхождению и воспитанию, принадлежал к числу самых богатых русских помещиков: у него были громадные имения в Звенигородском уезде, в Новгородской губернии и Тамбовской. В молодости он вел бурную жизнь и к религии относился «холодно и пренебрежительно, а когда увлекся учением Редстока, то был уже болезненным эпилептиком и совершенно пресытившимся жизнью человеком. В Петербурге у него был роскошный дом, где и стали, по его предложению, собираться последователи Редстока для молитвы. Руководя этими собраниями, Пашков, во всем, даже в мелочах, старался подражать своему учителю и, хотя не обладал ни знаниями, ни ораторскими способностями, но имел значительный успех у слушателей – аристократов, чему особенно способствовали его угощения и денежная помощь.

Не довольствуясь этим, он постарался привлечь на свои собрания и простой народ; рабочих; мастеровых, дворников, кухарок, ремесленников и т.п.; открыл в Петербурге на свои личные средства даровые столовые, чайные и читальни, которые вечером обращались в пашковские молитвенные дома и аудитории, оказывал нуждающимся материальную помощь и т.д. Последовательницы его – аристократки – ездили, под видом благотворительности, по разным притонам и ночлежным домам и вели там речи в духе его учения. Нередко Пашков оставлял Петербург и разъезжал по России, распространяя всюду свое учение, а с 1880 г., когда ему были запрещены беседы в Петербурге, он всю свою деятельность перенес в провинцию. То же сделали и его последователи.

Чтобы поставить еще шире свою пропаганду среди народа, Пашков и его последователи основали в 1876 г. «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое получило законное утверждение и в течение нескольких лет энергично занималось изданием и распространением книг и брошюр духовно-нравственного содержания с сектантским оттенком. Издания Общества, благодаря дешевизне и деятельности книгонош, расходились в громадном количестве. Самое содержание этих изданий подбиралось очень искусно: сектантские мысли в них проводились в форме рассказов, душеполезных бесед и т.п. Большинство из них были переводные.

Некоторые брошюры составлялись, впрочем, и из сочинений православных духовных писателей, например, святого Тихона Задонского, но предметы в них брались такие, которые могли быть истолкованы в сектантском духе.

Кроме книг и брошюр, Пашков выпустил 3000 экземпляров Евангелия Синодального издания, в которых излюбленные сектантами тексты были отмечены (от руки) фиолетовыми чернилами и сведены в параллели: одни ¾ горизонтальной и 4 вертикальными, другие ¾ горизонтальной и 3 вертикальными и т.д.

С 1875 г. пашковцы, с целью пропаганды своего учения, стали издавать в Петербурге особый журнал «Русский рабочий». Наконец, чтобы отучить православных от Церкви с малолетства, пашковцы в своих приютах и мастерских стали обучать детей в сектантском духе.

Вследствие таких приемов пропаганды пашковщина распространилась в Петербурге настолько, что власти стали запрещать пашковские религиозные собрания; сам Пашков должен был уехать (в 1880 г.) из Петербурга в свои имения, где, однако, продолжал пропагандировать свое учение. В 1884 г., по царскому повелению, «Общество поощрения духовного-нравственного чтения» было закрыто и вместе с тем приняты строжайшие меры к прекращению деятельности Пашкова и его последователей как в Петербурге, так и внутри Империи. Мало того, у пашковцев явилось стремление к объединению всех рационалистических сект, для чего они стали устраивать общесектантские съезды.

В 1884 г. Пашков был выслан за границу и поселился в Париже, где скончался 30 января 1902 г. Его чайные и читальни были закрыты. В Петрограде место Пашкова заняла княгиня Ливен; в ее доме (на Морской улице) и происходили нелегально «духовные беседы». Богомоление их состоит из импровизированных молитв, чтения Священного Писания, проповеди, пения псалмов и стихов. Во время молитвы присутствующие преклоняют колена и складывают руки, некоторые же приходят в экстаз, вздыхают, плачут. Содержание проповедей и молитв довольно однообразно: в них говорится обыкновенно об искуплении людей Иисусом Христом, на Которого Одного нужно надеяться, и о необходимости для спасения одной веры. Главным пунктом разногласия между баптистами и евангельскими христианами является вопрос о том, могут ли быть признаваемы полноправными членами общин и допускаемы на собрания с преломлением хлеба лица, не принявшие перекрещивания, которое евангельские христиане не считают обязательным.[54] Они, как духоборы и молокане, требуют от своих последователей только духовного поклонения Богу.

Эти два течения ¾ баптистское на юге России и евангельское в Петербурге ¾ по основным вопросам своей догматики согласны между собою, а поэтому с целью объединения в 1884 г. был созван в Петербурге съезд представителей обеих течений. Наряду с вопросом о единстве, съезду предстояло также обсудить методы распространения сектантства. На съезде присутствовало более 70 человек. Но на 4-ый день заседаний все приезжие участники съезда были арестованы полицией и высланы из Петербурга на родину.

Второй попыткой объединения был съезд, созванный петербургской общиной в январе 1907 г. На съезде присутствовало 70 делегатов различных направлений; темой съезда ¾ обсуждение декрета о свободе вероисповедания, но попутно затрагивался также вопрос о единстве. В нем участвовали видные деятели сектанства: братья Каргель, И.С. Проханов, В.И.Долгополов, Д.И. Мазаев, И.А. Галяев, братья Степановы, братья Захаровы и др. Особенно выделялся в деятельности по объединению И.С.Проханов.

В 1909 г. в Петербурге Проханов созвал первый Всероссийский съезд евангельских христиан, на котором он же был избран председателем[55] новосозданного союза. Таким образом евангелисты достигли своего объединения практически только через 36 лет после основания секты, тогда как южнорусские баптисты образовали единое целое всего через 18 лет после основания первой общины в Тбилиси (1867 г.). Причиной длительной раздробленности евангелизма были фактора как внешнего, так и внутреннего порядка, в частности, отсутствие надлежащего организатора после эмиграции Пашкова.

В 1924 г. в Ленинграде были проведены одногодичные курсы ЕХБ по подготовке проповедников. Впоследствии эти курсы евангелисты и баптисты проводили отдельно. Правда, баптистам удалось сделать после этого только один выпуск, тогда как евангелисты провели четыре (1925; 1926; 1927; 1928 гг.). 1 декабря 1927 г. в Москве были открыты Библейские курсы с трех годичным сроком обучения. Курсы были рассчитаны на 50 человек, обеспеченных полным содержанием. Преподавались следующие предметы: 1) Толкование Нового и Ветхого Заветов; 2) История Христианской Церкви; 3) История религий; 4) Догматическое богословие; 5) Этика; 6) Апологетика; 7) Учение о строении Церкви; 8) История религиозных движений в России; 9) Методика евангелизационной и воспитательной работы; 10) История Иудейства; 11) Древние языки; 12) Пение и музыка.

Значительную роль в подготовке проповедников играл ленинградский «Дом Евангелия», руководимый Фетлером.[56] При местных союзах также организовывались краткосрочные курсы для подготовки благовестников.

Евангельские христиане после Октябрьской революции, как и прежде, представляли централизованную организацию, имевшую разветвленный и налаженный аппарат. Безусловное подчинение местных организаций центру – вот что было характерным для секты. Невыполнение и несоблюдение директив центра влекло за собой не только смену руководства, но зачастую и исключение из секты отдельных лиц и целых групп. От рядовых членов секты также требовалось безусловное подчинение аппарату. Во главе союза евангельских христиан стоял Всесоюзный Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ), избиравшийся на съездах. Совет, в свою очередь, избирал президиум и председателя. В Совет включались председатели, секретари и пресвитеры важнейших местных организаций. Пленум Совета собирался периодически. По такому же принципу были построены окружные советы, которые даже и не назывались обычно советами, а отделами ВСЕХ.

Совет окружного отдела избирался на окружном съезде. В Совет выбирались пресвитеры и председатели общин. На всесоюзных съездах избиралась в Совет приблизительно треть всего съезда, на окружных – до двух третей съезда попадало в окружной совет. Пленумы с таким широким представительством были удобны тем, что они всегда могли заменить съезд.

Для осуществления постоянного руководства в окружных и областных отделах избирались рабочие президиумы, обычно из 5-7 человек: председатель, секретарь, казначей, пресвитер, благовестники.

Областные или окружные отделы состояли из общин, которыми управляли общинные советы. Община, в свою очередь, делилась на группы (ячейки), строго подчиненные совету общины. Для управления делами группы в ячейке был свой совет. Такое устройство секты было весьма эффективным, так как давало возможность наблюдать за жизнью каждого члена секты.

Делегация ВСЕХ принимала участие во Всемирном Конгрессе баптистов в Стокгольме в 1923 г. и в Торонто в 1928 г. Всеми делами связи с заграницей, по специальному постановлению съезда, ведал И.С. Проханов. В двадцатые годы Прохановым было совершено четыре заграничных поездки. Во время своих заграничных поездок Проханов добился согласия «Союза чехословацких братьев Хелчицкого» на организацию в будущем союза для евангелизации славянских стран. Была устроена даже торжественная церемония возложения рук на Проханова, как на «домостроителя церкви Божией». Была основана первая русская община евангелистов в Берлине. Налажены связи с группами, находящимися в Болгарии, Чехословакии, Польше, и Франции, а также с миссионерским союзом «Свет на Востоке».

В Америке из проживающих там русских основан отдел евангельских христиан, нанят разъездной проповедник. В Чикаго начали выходить журналы «Голос Евангелия» и «Евангелие в России» (последний на английском языке).

Проханов установил также связи со многими американскими религиозными общинами евангельского направления и побывал у канадских молокан и духоборов. Чтобы закрепить надолго результаты поездок, Проханов основал американский совет представителей ВСЕХ. В ту же поездку он подготовил учреждение особого американского общества из «друзей Советского Союза» для той цели, чтобы организовать постоянную помощь ВСЕХ.

Не так благоприятно складывались взаимоотношения между евангелистами, возглавляемыми Прохановым, и Союзом русских баптистов, хотя еще до революции предпринимались попытки объединить оба течения.

В 1920 г., по общему соглашению между ВСЕХ и Союзом русских баптистов, возглавляемым: Павловым, Тимошенко и Дацко, был создан в Москве объединенный съезд по 60 человек с каждой стороны. На этом съезде был в основном поставлен вопрос об объединении евангельских христиан и баптистов в один Союз. Было установлено название объединенного союза: евангельские христиане и баптисты. В вопросе о возложении рук на крещаемых было постановлено, что водное крещение, совершаемое с возложением рук и без возложения, имеет одинаковую силу. Хлебопреломления, совершаемые с разламыванием хлеба на несколько крупных частей или на многие мелкие части также имеют одинаковое значение. При этом общинам предоставлялось право самим решать этот вопрос. В отношении пресвитеров евангелисты сделали уступку баптистам, признав, что после испытания пресвитеры должны быть рукоположены, но до того они могут совершать служение в общине независимо от того, рукоположены они или еще находятся только на испытании.

Практически тогда это объединение не состоялось, потому что управление баптистов было в Москве, а управление евангелистов в Ленинграде, и трудно было договориться ¾ где иметь центр объединения и как организовать управление.

Но то, что сразу не удалось сделать официальным порядком, Проханов решил осуществить посредством разложения баптистских общин, вследствие чего взаимоотношения между баптистами и евангелистами обострились. На третьем Всемирном Конгрессе президиум Всемирного союза пытался разобраться в споре между евангелистами и баптистами, которые обвиняли друг друга в «раздроблении» и «поношении». Члены президиума посоветовали не настаивать на слиянии в один союз, а просто стараться объединить работу, но из этого ничего не вышло. В Саратове, Иркутске, Куйбышеве и других городах евангелисты раскололи баптистские общины, уводя за собою значительное число верующих. Казанская община с 1926 г. была закрыта баптистским советом, т.е. «дело Божие не могло быть успешно» благодаря конкуренции евангелистов. В селе Голом Воронежской области, евангелисты постановили считать баптистов антихристами. Баптисты приписывают Проханову обещание: «Не умру, пока не перешагну через труп баптистского союза» и в свою очередь считали его исчадием ада. Декабрьский пленум баптистского союза в 1925 г. постановил не допускать евангелистов к выступлениям в баптистских общинах и просить Всемирный Союз лишить Проханова звания вице-президента.

Но несмотря на взаимное недовольство, на низах постепенно наблюдалось слияние обеих сект.

В 1929-31 гг. ВСЕХ, как и Союз баптистов, прервал свою работу. После 1931 г. оба союза уже работали в Москве, но каждый из них существовал отдельно, хотя на местах дело объединения продолжалось. Так в 1936 г., после закрытия Московской баптистской общины почти все ее члены перешли к евангелистам.

После Октябрьской революции евангелисты активизировали также свою издательскую деятельность. С 1924 по 1928 г. включительно издавался ими журнал «Христианин». Евангелисты также выпускали сборник «Голос веры», русскую Библию в каноническом составе в 1926 г. в Ленинграде тиражом 25 тысяч экземпляров, Библию несколько меньшего формата в Киеве тиражом 10 тысяч экземпляров, сборник духовных песен в Лодзи – 10 тысяч экземпляров, сборник духовных песен в Ленинграде в 1927 г. – 25 тысяч экземпляров, четный сборник духовных песен в Ленинграде – 10 тысяч экземпляров, настольные и настенные календари.

Во время второй мировой войны среди баптистов и евангелистов вновь усиливается стремление к единству. В 1944 г. представители общин евангельских христиан: М.А. Орлов, А.Л. Андреев, Я.И. Жидков, А.В. Карев и В.Н. Урштейн и баптистов – М.И. Галяев, И.А. Левиндато и П.И. Малин собрались вместе и решили созвать в октябре 1944 г. в Москве объединительный съезд обоих течений. С 26 по 29 октября в Москве состоялся съезд представителей религиозных объединений евангельских христиан и баптистов. Присутствовало на съезде 47 человек (28 евангелистов и 19 баптистов). После длительных переговоров было принято решение о создании объединенного Союза евангельских христиан и баптистов с Всесоюзным Советом, как руководящим органом, с пребыванием его в Москве.

В состав Всесоюзного Совета вошли наиболее видные руководители евангельских христиан и баптистов: председатель – Я.И. Жидков, его заместители: М.И. Галяев, М.А. Орлов, члены – И.А. Левиндато, Ф.Г.Патковский, А.Л. Андреев, П.И. Малин и секретарь Совета – А.В. Карев.

Объединение состоялось на следующих условиях:

1. Из двух Союзов – Союза евангельских христиан и Союза баптистов ¾ на всей территории СССР образуется один союз: Союз евангельских христиан и баптистов.

2. Руководящим органом Союза евангельских христиан и баптистов является ВСЕХиБ.

3. Из среды членов ВСЕХиБ избираются: председатель, два его заместителя, секретарь и казначей, составляющие президиум Совета.

4. ВСЕХиБ имеет свою печать с надписью: «Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов» со словами внутри круга: «Один Господь, одна вера, одно крещение».

5. Евангельские христиане и баптисты, существовавшие до слияния союзов раздельно, отныне сливаются в единые общины. Общины, существовавшие отдельно, как общины евангельских христиан или как общины баптистов, отныне входят в один Союз.

6. Каждая община, входящая в Союз евангельских христиан и баптистов, носит наименование: (такая-то) община евангельских христиан и баптистов.

7. Все общины евангельских христиан и баптистов должны, по возможности, иметь рукоположенных пресвитеров и диаконов.

8. В каждой общине крещение, хлебопреломление и бракосочетание совершается рукоположенными пресвитерами. Но при отсутствии таковых эти действия могут совершаться и нерукоположенными членами общины, однако только по поручению собрания.

9. Крещение и бракосочетание, совершаемые как с возложением рук, так и без возложения их на крещаемых и брачущихся, имеют одинаковую силу. Но для достижения полного единства в практике общин рекомендуется совершение крещения и бракосочетания с применением возложения рук, рассматривая это действие как род торжественной молитвы о благословении, причем возложение рук на крещаемых, если таковых более двух лиц, совершается путем поднятия рук над ними с произнесением соответствующей молитвы.

10. Вечеря Господня или хлебопреломление может совершаться как путем разламывания хлеба на множество мелких частей, так и путем разламывания на две, три или несколько крупных частей. Хлеб и вино принимаются членами общины стоя, выражая этим свое благоговение.

В августе 1945 г., как выше было сказано, состоялось объединение христиан веры евангельской (пятидесятников) с евангельскими христианами баптистами, т.к. первые не смогли организовать свой самостоятельный союз. 19-25 августа в лице своих представителей: Д.И. Пономарчука, А.И. Бидаша, И.К. Панько и Вашкевича они подписали соглашение о единении. Тогда же состоялось присоединение баптистов и евангелистов Эстонии, Латвии и Литвы.

С 1945 г. евангельские христиане-баптисты начали издавать журнал «Братский вестник», который выходит 6 раз в год тиражом 5 тысяч экземпляров.

В 1956 г. вышел сборник духовных песен, а в 1957 г. издана русская Библия – тираж 10 тысяч экземпляров.

Так в результате постепенного объединения образовалась нынешняя секта евангельских христиан баптистов. Секта в настоящее время имеет строгую организацию. Руководящим органом этого Союза был признан ВСЕХБ.

 

 

ПЯТИДЕСЯТНИКИ (ХЕВ). ИСТОРИЯ И ВЕРОУЧЕНИЕ

Пятидесятничество проникло в Россию через общины баптистов и евангельских христиан. Проповедники пятидесятников в России появились накануне первой мировой войны. Семена пятидесятничества в Россию были занесены из Финляндии. В 1911 г. сюда из Америки прибыл миссионер Уршан, который сначала жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), потом переехал в Выборг и где ему удалось расколоть общину евангельских христиан и из ее последователей организовать общину пятидесятников. В эту общину помимо финов входило много русских. Среди них были такие, как Н.П. Смородин и А.И. Иванов, которые впоследствии стали первыми миссионерами пятидесятничества в России. По рукоположении Н.П. Смородина и А.И.Иванова Уршаном в «пресвитеры», они были отправлены в Россию и поселились в Петербурге. Здесь они развернули активную пропаганду пятидесятничества. И в 1913 г. в Петербурге была организована первая русская община пятидесятников, которая по имени своего основателя стала называться пятидесятниками-смородинцами.

Петербургская община под руководством Смородина и Иванова подготовила большую группу миссионеров-проповедников, которые были посланы по всем губерниям России с проповедью «нового учения». Действовали эти проповедники осторожно, часто имея ложные удостоверения от баптистских и евангельских христиан, среди которых и вели свою пропаганду, не открывая себя. Когда же проповедникам удавалось расколоть баптистскую или евангельскую общину, тогда только они объявляли о своей принадлежности к секте пятидесятников. Действуя таким путем, пятидесятники вскоре организовали общины в Новгородской, Вятской, Витебской, Московской и других областях Северо-Западной и Центральной России, а также и в Закавказье: в Тифлисе, Батуми, Сухуми. Все они назывались пятидесятниками-смородинцами. Сам Н.П. Смородин по окончании гражданской войны оказался на территории Польши, где его деятельность также была направлена на создание новых общин пятидесятников. К концу 1932 г. он организовал на территории Польши секту пятидесятников с центром на Волыни.

С установлением Советской власти на Волыни верхушка секты уходит в глубокое подполье. Последователей этой секты в настоящее время сохранилось немного.

Наиболее распространенным и многочисленным течением среди пятидесятников являются «христиане евангельской веры» (ХЕВ) или пятидесятники-воронаевцы. Первым организатором общин этого толка был И.Е. Воронаев (оренбургский казак). Общины сектантов этого толка были насаждены не только на Украине, но появились в азиатской части страны: на Урале, в Сибири, и Ташкенте.

«В 1924 г. был организован «Одесский областной союз христиан евангельской веры», который на 1-м Всеукраинском съезде пятидесятников в 1926 г. превращается во «Всеукраинский союз христиан евангельской веры». За пять лет одесская община пятидесятников выросла до 400 членов, а вообще «Союз христиан евангельской веры» в 1927 г. насчитывал свыше 350 общин с количеством членов более 17 тысяч человек».[57]

В 1927 г. состоялся 1-й Всесоюзный съезд пятидесятников, на котором Воронаев был избрал председателем «Союза христиан евангельской веры».

В 1927 г. по директиве своего заграничного центра (из США) пятидесятники порвали всякую связь с легальной сектой баптистов и стали на путь подпольной сектантской антисоветской деятельности. Они выступили против коллективизации, призывали к отказу от службы в Советской Армии и от участия в общественно-политической жизни страны.

После победы Советского Союза в войне, стремясь замести следы своих преступлений (в оккупированных местах Украины и Молдавии), пятидесятники в 1945 г. объединились с сектой баптистов, но вскоре большая часть их вновь откололась от баптизма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СЕКТОВЕДЕНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СЕКТОВЕДЕНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БАПТИЗМ В ГЕРМАНИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЕКТОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие для студентов 4 класса   Сергиев Посад   СОДЕРЖАНИЕ   1. Вместо предисловия………………………………………………………3 2.

ПОНЯТИЕ О СЕКТЕ
В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается. «Секта» ¾ слово латинское

Психологическая причина
Поиски ее в этой области приводят к тому заключению, что такими причинами служат: гордость и высокомерие, дающие в результате «духовную прелесть», самоволие в вере и самочиние в деле спасения, грех

О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
Церковь Божия едина. Единство Церкви является одним из основных догматов в христианском вероучении. Эта догматическая истина, полностью основанная на Священном Писании, выражена в Никео-Цареградско

ПРИ ЖИЗНИ ЛЮТЕРА. ШТОРК И МЮНЦЕР
Один из самых ревностных учеников Лютера, Николай Шторк, развивая учение своего учителя, пришел к заключению, что крещение младенцев не освобождает их от первородного греха со всеми его последствия

БАПТИЗМ В АНГЛИИ. ЗАРОЖДЕНИЕ БАПТИЗМА
В Англии в начале XVII в. анабаптистское движение, но уже под именем баптизма, возрождается на почве индепендентства.[11] Но иногда в исторической науке высказывается мнение ¾ будто баптизм

Разбор вероучения ХЕВ
Пятидесятники ¾ выходцы из баптистов. Подвергнув баптизм резкой критике за превращение «живой веры в формальную обрядность, пятидесятники, стараясь одухотворить эту обрядность живой верой, с

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ В СССР
  Во главе Союза ЕХБ стоит Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов, состоящий из 25 членов и 5 кандидатов и избираемый Всесоюзным съездом. Съезды ВСЕХБ созываются через кажды

Богослужебный ритуал ЕХБ
Отвергнув на словах всякую обрядность, ЕХБ в действительности противоречат в этом своему учению. В настоящее время у них есть вполне установившиеся обряды различных священнодействий. Так в

Таинство миропомазания
В таинстве Крещения человек очищается от грехов и получает начало или семя духовной жизни. Но, как в естественной жизни, человек, едва родившись, имеет уже нужду в целом ряде условий (тепле, воздух

Таинство брака
У баптистов вступление в брак благословляется молитвой и чтением слова Божия; но за этой молитвой не признается характера таинства, т.к. ею особенной благодати брачущимся не сообщается, то же значе

Таинство елеосвящения
Все сектанты отрицают Елеосвящение, как Таинство, отдельно установленное Богом: нигде, говорят они, в Евангелии не указано, чтобы Христос установил это Таинство. Так ли это? Указа

О почитании Божией Матери
Мы чтим превысшую всех сил небесных, честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим. Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог определил быть Матерью Господа, через Нее Слово стало

Почитание святых мощей
Почитая святых угодников Божиих, Церковь благоговейно чтит и мощи их, то есть, нетленные тела или части тел – кости, волосы, руки, через которые Господь наиболее проявляет Свою чудодейственную силу

О Кресте
Святой Крест, как знамя правды, знамя истины, был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», ― молил Бога царь Давид (Пс. 59, 6); пророк

О посте
Не признавая и не почитая святого Креста и икон, сектанты находят возражение и против соблюдения постов. Поэтому каждому православному христианину необходимо знать учение Церкви и разъяснение святы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать только одно, что всякий беспристрастный искатель истины может после ознакомления с вероучением сектантов убедиться, что они не имеют никакой базы под собою, отделяясь от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги