рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия буддизма

Философия буддизма - раздел Философия, Http://diakoff.kurskzerno.ru/buddism.htm А.в. Дья...

http://diakoff.kurskzerno.ru/buddism.htm

А.В. Дьяков

Философия буддизма

Курс лекций

Лекция I. Добуддийские учения Индии Лекция II. Личность Будды и его учение Сутра запуска колеса учения

Лекция I. Добуддийские учения Индии.

План

  1. Краткие сведения об арийском завоевании Индии.
  2. Религия Вед.
  3. Религия Упанишад.
  4. Добуддийские философские системы Индии.

Краткие сведения об арийском завоевании Индии.

В начале II тысячелетия до н.э. по всей Евразии происходило весьма значительное перемещение племён, подобное Великому переселению народов Европы.… Археологические данные свидетельствуют, что на севере Индостана к моменту… Около 2000 г. до н.э. арии спустились с Иранского плоскогорья и двинулись на юг в поисках пастбищных земель. Сперва…

Религия Вед.

В Риг-Веде упоминается более трёх тысяч богов, причём многим из них приписываются свойства Верховного Божества. Каждый из богов поочерёдно… Место единого Бога у ариев заняла Божественная Мать всего сущего – Адити. В…

Адити – это небо, Адити – это промежуточная область, Адити – это отец, и мать, и сын, Адити – все боги и пять племён, Адити – это всё, что когда-либо будет рождено”.

Помимо Адити, в Риг-Веде фигурируют “сыны вечности” – дети Адити, боги (“адитья”) и духи (“дэвы”). В Риг-Веде большая часть гимнов посвящена богу Индре – громовержцу. Небесным богом здесь называется Варуна – один из адитья. В небесное царство Варуны устремляется душа человека – его “нерождённая часть”. Варуна управляет космосом согласно непреложному всеобщему закону, который риши называют Рита. Этому закону подчинены даже боги. Благодаря этому во Вселенной осуществляется принцип единства. В гимне говорится:

Един огонь, многоразлично возжигаемый,

Едино солнце всепроникающее,

Едина Заря всеосвещающая,

И едино то, что стало всем этим.

В Индии арии стали оседлым народом и стали жить в городах. Возможно, из-за резкой перемены окружающего ландшафта изменилось мировосприятие этих… С собой арии принесли культ опьяняющего напитка Сомы. Действие этого напитка… Сложная пантеистическая система привела к возникновению магических представлений. Возникла система изощрённых ритуалов…

Религия Упанишад.

Наряду с общепринятой религией, однако, в начале I тысячелетия до н.э. возникло движение отшельников, называемых муни. Это было богоискательское течение, не удовлетворявшееся обрядностью брахманизма. Учение муни отражено в Упанишадах. Слово “Упанишад” означает “сидение подле” (т.е. сидение учеников подле учителя).

В “Чхандогья-упанишаде” ученик, пришедший к наставнику, говорит:

Я, господин, знаю Риг-Веду, Яджур-Веду, Сама-Веду, предания и сказания, грамматику, правила почитания предков, искусство предсказания, летосчисление, диалектику, правила поведения, учение о богах, учение о Боге, учение о существах, военное искусство, астрологию, учение о змеях и о божественных творениях; я знаю молитвы и заклинания, но не знаю Атмана”.

Именно познанием Атмана и занимались муни. Что такое Атман, мы теперь и попытаемся выяснить.

Муни задумались над тем, к чему, собственно, ведут ритуалы и магические действия брахманов. Власть над богами может принести все земные блага, однако они преходящи. Их интересовало, есть ли что-то вечное, непреходящее. Брихадараньяка говорит:

Для того, кто не знал Непреходящего, кто совершает возлияния и жертвоприношения в этом мире, предаётся воздержанию в течение многих лет, всё это становится конечным. Поистине жалок тот, кто, не зная Непреходящего, покидает мир”.

В другом месте ученик взывает к своему учителю:

Веди меня от нереального к реальному, веди меня из тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию”.

Тексты Упанишад повествуют, что, когда ученик спросил мудреца Яджнявалкью, сколько существует богов, он ответил: три тысячи триста три. Ученик,… Примечателен ещё один диалог из Упанишад. Отшельник говорит сыну: … Иными словами, существует некая субстанция, которая является принципом единства. Она присутствует в человеке, и в то…

Никто не видел его глазами.

Его восприемлют сердцем, умом, мыслью.

Тот, кто знает это, становится бессмертным.

Необходимо побороть чувства и мысль, чтобы слиться с Атманом и возвыситься над смертью. Текст Упанишад говорит:

Не рождается и не умирает знающий Атман,

Он не происходит ни от кого и не становится никем.

Нерождённый, постоянный, вечный, изначальный,

Он не гибнет, когда погибает тело.

Если убивающий думает, что он убивает,

Если гибнущий думает, что он гибнет,

То оба они заблуждаются:

ОН не убивает, он не гибнет.

Меньше малого и больше большого,

Атман скрыт в тайнике сердца людей.

Тот, кто не прилагает усилий, кто без печали,

Видит величие Атмана благодаря спокойствию.

Сидя, он идёт далеко,

Лёжа, он ходит всюду.

Началу бытия нельзя дать определения:

Оно ни толсто, ни тонко, ни коротко, ни длинно, ни красно, подобно огню, ни прилипчиво, подобно воде; оно ни тень, ни тьма, ни ветер, ни пространство; оно без осязания, без вкуса, без запаха, без зрения, без слуха, без речи, без мысли, без жара, без дыхания, безо рта, без меры, без внутреннего, без наружного”.

Это Первоначало называют также Брахманом – “владыкой молитв”.

Реально существует только этот Атман. Средневековый индийский философ Шанкара говорит:

Поистине весь мир – Атман; нет ничего отличного от Атмана”.

В некоторых текстах Упанишад говорится, что Брахман входит в мир, обольщаемый собственным порождением. Его увлекает обманчивый покров преходящего –…

Тот, кто знает его, победит смерть. Нет иного пути к освобождению. Тот, кто видит себя во всём, а в себе самом Его, Всевидящего, только тот достигает обители высочайшего Брахмана, но никто другой”.

Далее текст говорит:

И ты есть Он, и Он есть ты. То, что ты видишь в бодрствовании, во сне и во сне без сновидений, - это Он, и знай, что Он есть ты. Когда ты это поймёшь, с тебя спадут оковы”.

Однако смерть не избавляет человека от этого мира. Человеческое “я” обречено вновь и вновь рождаться на земле:

Подобно тому как гусеница, достигнув одной травинки, взбирается на другую, сжимаясь, точно так же и этот атман, отбросив своё тело, изгоняет своё незнание, сжимаясь, начинает другое восхождение”.

Так впервые было сформулировано учение о сансаре, которое впоследствии было воспринято буддизмом. Здесь же появляется учение о карме, также перешедшее в буддизм. Оно означает, что существует некий кармический закон, который обусловливает цепь перерождений.

Брахманы учили, что вырваться из сансары можно ещё до смерти тела. Для этого нужно отбросить все привязанности к миру и, прибегнув к созерцательной йоге, подниматься по ступеням экстаза. Истинная свобода – это свобода от привязанностей:

Когда смертный отрешается от всех желаний,

Пребывающих в его сердце,

Он становится бессмертным

И достигает Брахмана.

Когда разрубаются все узлы,

Опутывающие его сердце в этом мире,

Смертный становится бессмертным.

У Абсолютной Реальности есть три ипостаси: Пространство, Движение и Закон. Эманация пространства – феноменальное проявление материи; эманация…

Добуддийские философские системы Индии.

Не все из этих школ в равной степени важны для нас, а потому мы рассмотрим только две из них – системы Санкхья и йога. Философия Санкхья. Согласно традиции, философская система Санкхья была создана на рубеже VIII – VII вв. до н.э. мудрецом Капилой. В…

Лекция II. Личность Будды и его учение.

 

План

  1. Предание о Сиддхарте.
  2. Четыре благородные истины.
  3. Философские аспекты учения Будды.
  4. Возникновение буддийской общины.
  5. Сангха.
  6. Буддийские праздники.

 

Предание о Сиддхарте.

Согласно официальному буддийскому летосчислению, Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н.э. Однако большинство современных исследователей… Как говорит предание, в течение многих кальп Будда перерождался на земле в… Отец Сиддхарты Шуддходана был раджой племени Шакья. Незадолго до рождения Сиддхарты его мать – царица Майя – видела…

Я испытал все учения, и нет ни одного из них, достойного того, чтобы я принял его. Видя ничтожество всех учений, не предпочитаю ни одного из них, взыскуя истину, я выбрал внутренний мир”.

Однако, как мы убедимся далее, учение Упанишад оказало огромное влияние на буддийское учение.

Сиддхарта ушёл от брахманов к йогам-практикам. Он добрался до области Урувела и поселился в лесу среди отшельников-аскетов. Здесь он прожил год, предаваясь умерщвлению плоти. Однако и здесь Гаутаму постигло разочарование? Йоги стремились не к избавлению от страданий, а к лучшему перерождению в будущей жизни. Кроме того, он счёл бессмысленными пение гимнов, возлияния и жертвоприношения богам.

Покинув йогов, Сиддхарта поселился в лесу в полном одиночестве. Шесть лет он бродил в джунглях, почти ничего не ел и был близок к голодной смерти. Лицо его почернело, кожа сморщилась, волосы выпали. Однажды его нашли слуги царя Шуддходаны и умоляли вернуться во дворец, но он отказался. Вскоре молодой отшельник стал известен по всей округе. У него появилось пятеро учеников. Ученики ждали, что Сиддхарта достигнет просветления и сообщит им истину. Однако просветление всё не приходило. Гаутама дошёл до крайней степени истощения и уже не мог ходить. Тогда он понял, что аскетизм может привести его к голодной смерти, но не принесёт просветления. Поэтому он решил отказаться от аскетизма. Ученики сурово осудили это как малодушие и ушли от него.

В тот день, когда ученики покинули его, Сиддхарта сел под дерево Бодхи (Ficus religiosa) и погрузился в медитацию. Демон Мара пришёл искушать его, но царевич не обратил ни малейшего внимания ни на соблазны, ни на страхи. На 49-й день медитации он достиг просветления и стал Буддой. Он решил не уходить в нирвану, а остаться на земле, чтобы проповедовать своё учение и принести спасение всему человечеству.

Приняв такое решение, Будда отправился в Бенарес к тем своим ученикам, что оставили его. Как повествует предание, ученики сомневались в том, что Гаутама стал Просветлённым: ведь он оставил аскетический образ жизни и стал вести жизнь более лёгкую. На это Будда отвечал, что он не вернулся к мирскому образу жизни, но только отбросил чрезмерные самоистязания. Человек, ведущий духовную жизнь, должен избегать двух крайностей: увлечения наслаждениями и злоупотребления аскетическими подвигами. В первом случае человек предаётся недостойным влечениям, а во втором – бесплодно изнуряет свои дух и тело, которые должны быть достаточно сильными для борьбы со страстями. Эти аргументы подействовали на учеников.

Четыре благородные истины.

Будда изложил основы своего учения в виде четырёх тезисов, которые он назвал благородными истинами:

Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, пребывание с немилым – страдание, недостижение желаний – страдание, и, словом, вся пятеричная привязанность к земному есть страдание.

Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания, это – Тришна (жажда), ведущая от возрождения к возрождению, вместе с радостью и вместе с желанием, которое находит здесь и там свою радость: жажда бытия, жажда тленности.

Вот, о монахи, благородная истина об уничтожении страдания: полное освобождение от этой Тришны, конечная победа над страстями, их изгнание, отвержение, оставление.

И вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к угашению всякой скорби; это поистине священный восьмичленный путь: правые взгляды, правая решимость, правая речь, правое поведение, правый образ жизни, правое усилие, правое направление мысли, правое созерцание”.

Цепь причинного возникновения зла, учил Будда, состоит из 12-ти членов:

  1. страдание жизни обусловлено рождением;
  2. рождение – стремлением к жизни;
  3. стремление к бытию – умственной привязанностью к объектам;
  4. привязанность к объектам – жаждой, желанием вещей;
  5. жажда – чувственным восприятием;
  6. чувственный опыт – чувственным соприкосновением с объектами;
  7. чувственное соприкосновение – шестью органами познания;
  8. шесть органов познания – эмбриональным периодом развития организма, состоящего из разума и тела;
  9. эмбрион не может развиться без первоначального сознания;
  10. первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;
  11. эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи –
  12. неведением истины.

Эту схему, называемую “колесом сансары”, можно изобразить следующем виде:

    1. Неведение (авидья) Прошлая жизнь
    2. Впечатления (самскара)
    3. Первоначальное сознание эмбриона (виджняна)
    4. Тело и разум эмбриона ((нама-рупа)
    5. Шесть органов познания (шад-аятана) Настоящая
    6. Чувственное соприкосновение (спарша) жизнь
    7. Чувственное восприятие (ведана)
    8. Жажда (тришна)
    9. Привязанность (упадана)
    10. Стремление к бытию (бхава)
    11. Повторное рождение (джати) Будущая
    12. Старость и смерть (джара-марана) жизнь

Будда изложил это учение, и таким образом “повернул колесо Дхармы”. Он говорил:

Отверзите ваши уши, о монахи, избавление от смерти найдено! Я поучаю вас, я проповедую Дхарму. Если вы будете поступать сообразно поучению, то через малое время вы получите то, чего ради благородные юноши уходят на чужбину: вы получите высшее исполнение священного стремления, вы в этой ещё жизни познаете истину и узрите её лицом к лицу”.

Философские аспекты учения Будды.

Молодой Сиддхарта был поражён увиденными картинами страданий человека – болезнью, старостью и смертью. Впоследствии просветлённый Будда признал, что… Наличие страданий, как мы сказали, признаётся всеми индийскими мыслителями, но… Итак, если устранить условия, порождающие страдание, то прекратится и само страдание. Освобождение от страданий…

Кто видит причинную связь – тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму – тот видит причинную связь”.

Теория кармы. Теория кармы представляет собой один из аспектов теории обусловленного существования вещей. Собственно, эта теория была достаточно… Теория всеобщего изменения и непостоянства. Эта теория также происходит из…

Что кажется вечным – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всё, что рождено, умрёт”.

Один из аргументов теории моментальности выглядит следующим образом: несуществующая вещь (например, рога у зайца) не может ничего произвести.… Теория несуществования души. Большинство людей верит в то, что человек наделён… Человек, согласно учению Будды, - только условное название совокупности различных составных частей: материального…

Возникновение буддийской общины.

Будда прожил 80 лет. Вплоть до последних дней своей жизни он вставал рано утром и выходил в город или в деревню за сбором подаяний. Он ходил от дома… Как мы сказали, Будда и его ученики жили в подаренной им роще только в… Проповедь Будды привлекала не только мужчин, но и женщин. Первое время Гаутама категорически возражал против…

Мудрые удаляются, дома для них нет наслаждения. Как лебеди, оставившие свой пруд, покидают они свои жилища. Они не делают запасов, у них правильный взгляд на пищу, их удел – освобождение”.

Когда Гаутаме было около 50-ти лет, в Сангхе случилось выступление против него. Один монах, уважаемый всеми за свою учёность, совершил проступок. Он не захотел публично исповедовать свой грех и подчиниться епитимьи. У него были сторонники и противники, которые затеяли бурный спор. Будда попытался унять нарушителя порядка, однако монахи не слушали его, а один из них сказал: “Пойди-ка прочь, достопочтенный учитель и господин. Заботься только о своём учении, а мы со своими ссорами и бранью обойдёмся без тебя”. На это Будда заявил, что лучше странствовать одному, чем с дураками, и покинул Сангху. Он поселился в лесной пещере. Предание говорит, что пищей его снабжал старый слон. Со временем монахи одумались и отправили к Будде делегацию, которая умоляла его вернуться. Будда вернулся.

Но это было только начало распрей. Один из ближайших соратников Гаутамы и его двоюродный брат Девадатта создал в ордене оппозицию. Как ни странно, оппозиционеры выступали против слишком мягких правил монашеского устава. Группа монахов, возглавляемая Девадаттой, покинула Сангху и образовала свою, альтернативную, общину. Впрочем, вскоре эти раскольники вернулись.

Когда Будда был уже в преклонном возрасте, ему пришлось стать свидетелем военного поражения его родного города. Просветлённый безучастно взирал на развалины Капилавасту и на трупы своих родственников.

Однажды Гаутама оказался в гостях у кузнеца по имени Чунда. Хозяин угостил его вяленой свининой. Как сообщает предание, восьмидесятилетний Будда понимал, что для его желудка это слишком грубая пища, но не хотел огорчать хозяина отказом от угощения. Гаутама умер от пищевого отравления. Последние его слова были:

Монахи! Всё существующее – преходяще; молитесь о своём спасении”.

Тело Будды было сожжено, а его останки разделены между городами.

Сангха.

Человек становится монахом по своему желанию и пребывает в общине столько, сколько хочет. Однако по традиции монахом становятся не меньше, чем на… По достижении 20-летнего возраста послушник посвящается в монахи. Обряд… Монах обязан соблюдать 227 правил, изложенных в Пратимокше и Виная-питаке. Строже всего правила Винаи соблюдаются в…

Буддийские праздники.

Новый Год отмечается в странах Восточной и Центральной Азии в марте, в странах Южной и Юго-Восточной Азии – в марте или апреле. В это время… В апреле – мае во всех монастырях празднуется тройной праздник: рождение… В день омовения Будды совершается омовение изображений будд подслащенной водой; их осыпают цветами в знак событий,…

Приложение

Сутра запуска колеса учения

Dhammacakka-ppavatana-sutta

В 1998 г. А. Гунским выполнен перевод с пали "Сутры запуска колеса учения" (Самъютта-никая, 22, 59). Перевод осуществлён по электронному…   Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал в Варанаси, в Оленьем парке, в местечке “Падение пророков”.

Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение буддизма.

П л а н Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма. Буддийский литературный канон. Хинаяна. Махаяна. А) учение о “трёх телах” Будды; Б) учение о бодхисаттвах. Распространение буддизма.

Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма.

Стхавиравада (“учение старейших”) объединяла узкую группу внутри монашеской общины – продвинутых адептов учения, которые претендовали на обладание… Махасангхики (“члены большой общины”) объединяли большую часть монахов и…

Буддийский литературный канон.

Палийский канон, называемый Трипитака (“Три корзины”), состоит из трёх автономных разделов: 1) Сутра-Питака, 2) Виная-Питака и 3)… Сутра-Питака – это собрание бесед и наставлений, ориентированных на самый… Виная-Питака представляет собой свод правил монашеского общежития. Ядром этого раздела является Пратимокша – кодекс…

Хинаяна.

Хинаяна (“Малая колесница” или “Малый путь”) выдвинула идеал индивидуального достижения нирваны, т.е. идеал архата или пратьекабудды. Пратьекабудда… Первые упоминания о Сарвастиваде относятся ко времени третьего буддийского… Школа Саутрантика признавала Абхидхарма-Питаку, однако считала, что только два из семи текстов принадлежат Будде.…

Махаяна.

Термин “Махаяна” (“Большая Колесница”) обозначал в первую очередь ориентацию на привлечение к буддийской идеологии самых широких слоёв населения,… Уже в период оформления школы Махасангхики, предшествовавшей Махаяне, на… Учение о “трёх телах” Будды. На эту трактовку наложилось учение о “трёх телах Будды” (“Трикая”). Эти тела обозначаются…

Распространение буддизма.

Буддизм в Индии.

Вскоре буддийское учение распалось на 18 школ. Максимальный расцвет благородного учения в Индии пришёлся на время правления царей Милинды (ок. 150… Буддизм в Бирме. Согласно традиции, в III в. до н. э. царь Ашока отправил двух… Буддизм в Непале. Территория современного Непала долгое время входила в состав государств, управлявшихся индийскими…

ПРИЛОЖЕНИЕ I

 

Схема палийского канона

Типитака

Типитака (пали, санскр. - Трипитака, букв. “Три корзины”) собрание текстов, образующих доктринальное основание буддизма тхеравады. Вместе с древними комментариями они образуют законченный корпус классических текстов тхеравады. Типитака записана на Цейлоне в 80 г. до н.е. в царствование Ваттагамани.

Палийский канон - очень обширное собрание текстов, в переводе на английский оно занимает несколько тысяч страниц. До сих пор не все произведения, входящие в канон, переведены на европейские языки.

Типитака состоит из трёх частей:

ВИНАЯ - ПИТАКА

СУТТАВИБХАНГА содержит изложение и комментарии к правилам Пратимокши (дисциплинарного кодекса монахов).

КХАНДАКА содержит отрывки исторического и легендарного характера (в том числе и из жизни Будды), иллюстрирующие правила поведения. Подразделяется на две части: МАХАВАГГА (Большая глава) и ЧУЛАВАГГА (Малая глава)

ПАРИВАРА в форме вопросов и ответов резюмирует некоторые положения предыдущих частей Винаи

АБХИДХАММА - ПИТАКА (ИНОГДА САТТАПАКАРАНА - “СЕМЬ ТРАКТАТОВ”)

1. ДХАММАСАНГАНИ“Перечисление дхарм” (4 в. до н.е.) - психологический трактат исключительной важности, заложивший основы буддийской психологии Комментарий на него - АТТХАСАЛИНИ - написан Буддхагхошей в 5 в. н.е.

2. ВИБХАНГАрассматриваются некоторые психологические категории, как встречающиеся в ДХАММАСАНГАНИ, так и отсутствующие в ней, но метод рассмотрения здесь иной

3. КАТТХАВАТТХУ - посвящён изложению спорных вопросов буддийской философии; приписывается Тиссе, который председательствовал на 3-м буддийском соборе в Паталипутре

4. ПУГГАЛА - ПАНЬНЯТТИ - рассматривает различные типы людей в зависимости от их состояний или поведения. Самая короткая часть Абхидхармы.

5. ДХАТУКАТТХА - рассматривает психологические явления и их отношение к соответствующим категориям.

6. ЯМАКА - одна из сложнейших частей Абхидхарма - питаки, исследует вопросы прикладной логики.

7. ПАТТХАНАППАКАРАНА - исследует понятие причинности.

Сутта - питака

Сутта - питака, второй раздел Типитаки, состоит из более чем 10 000 сутр, или поучений, произнесёнными Буддой и его ближайшими учениками, во время его 45-летней деятельности как учителя новой религии.

Эти сутры группируются в пять никай, или собраний:

1. ДИГХА - НИКАЯ. “Длинные поучения”, состоят из 34 сутр, включая такие, как МАХАСАТИПАТТХАНА - СУТРА (Великое поучение об основаниях внимательности), САМАЧЧАПХАЛА - СУТРА (Плоды правильной жизни), МАХАПАРИНИББАНА - СУТРА (о последних днях Будды ) и т. д.

2. МАДЖДЖХИМА - НИКАЯ. “Поучения средней длины”, состоят из 152 сутр различной длины.

3. САМЪЮТТА - НИКАЯ. “Сгруппированные поучения”, состоят из 2889 сутр небольшого размера, собранных по темам в 56 групп (самъютт)

4. АНГУТТАРА - НИКАЯ. “Собрание поучений, большее на один член”, состоит из 8777 коротких сутр, сгруппированных в 11 нипат в соответствии с количеством тех или иных качеств, рассматриваемых в данной сутре. Так, в первой части говорится о предметах одного рода, во второй - о предметах, обладающих двумя родами, и т. д. (например, о пяти добродетелях ученика, о семи сокровищах этики и т. д.)

5. КХУДДАКА - НИКАЯ. “Раздел коротких книг”, состоит из 15 книг, включая Дхаммападу, Тхерагатху и Тхеригатху (стихи просветлённых монахов и мо-нахинь), Сутта Нипату, джатаки и т. д.

Состав Кхуддака-никаи

1. КХУДДАКАПАТХА - “Собрание коротких уроков” - сборник афоризмов, пользующихся непререкаемым авторитетом на Цейлоне

2. ИТИВУТТАКА - высказывания Будды по вопросам морали

3. СУТТА-НИПАТА - одна из самых старых частей канона, посвящена преимущественно вопросам этики

4. ДЖАТАКА - 547 рассказов о предыдущих рождениях Будды

5. БУДДХАВАНСА - жизнеописание Будды и 24 предществуюших ему будд (сравнительно поздний текст)

6. ДХАММАПАДА - шедевр буддийской этики

7. УДАНА - сборник 84 коротких стихотворений, приписываемых Будде

8-9. ТХЕРА - ГАТХА и ТХЕРИ - ГАТХА - собрание религиозных гимнов монахов и монахинь

10. ВИМАНАВАТТХУ - 83 легенды, объясняющие, как путем добродетельного поведения можно возродиться в мире богов

11. ПЕТАВАТТХУ - истории, рассказывающие о том, как недобродетельные люди перерождаются в мире голодных духов

12. НИДДЕСА - комментарий на “СУТТА-НИПАТУ”

13. ПАТИСАМБХИДАМАГГА - психологический сочинение в духе абхидхармических трактатов

14. АПАДАНА - Жизнеописания прежних монахов и монахинь

15. ЧАРИЯПИТАКА - пересказы историй из ДЖАТАК о том, как в предыдущих рождениях Будда реализовал десять совершенств

НЕКАНОНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВОПРОСЫ МИЛИНДЫ - изложение основ буддийского учения в виде беседы между греческим царём Менандром (ок. 125-95 гг. до н. е.) и буддийским монахом Нагасеной

ДИПАВАМСА (4 в.) - историческая хроника Цейлона

МАХАВАНСА (5 в.) - историческая хроника Цейлона

ВИСУДДХИМАГГА - “Путь очищения” (автор Буддхагхоша) - энциклопедия учения тхеравады

КОММЕНТАТОРЫ КАНОНА

БУДДХАГХОША 5 в.

БУДДХАДАТТА 5 в.

ДХАММАПАЛА 5 в.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Дж. Буллит. Краткая хронология буддизма тхеравады

Примечание. Для событий ранее 250 г. до н. э. приведены две датировки: одна соответствует традиции Тхеравады, другая соответствует той хронологии,… -624/-560 Бодхисаттва, или будущий Будда, был рождён в Лумбини (на территории современного Непала) как Сиддхартха Готама, принц…

Лекция IV. Буддийская картина мира. Мифология Буддизма.

П л а н Космография. Адские местопребывания. Местопребывания богов. Бодхисаттвология. Буддология.    

Космография.

В основе Вселенной располагается “круг ветра” – некая цилиндрическая форма, которая возникла благодаря совокупной карме живых существ. Это –… “Круг ветра” покоится в акаше – пространстве психического опыта. Акаша не… Выше “круга ветра” располагается “круг воды”. Это также цилиндрическая форма, являющаяся результатом кармической…

Адские местопребывания.

Эти адские местопребывания заполнены существами, избывающими кармические следствия своих ужасных деяний. Следует, однако, помнить, что адские жители… Основные восемь адов имеют по четыре стороны и по четверо ворот. Ады разделены… Основные ады сопровождаются дополнительными, которых у каждого ада шестнадцать. Эти дополнительные ады располагаются…

Местопребывания богов.

Четыре великих правителя мира управляют четырьмя классами существ. Дхритараштра повелевает гандхарвами; Вирудхака – кумбхандами; Вирупакша – нагами;… На плоской вершине горы Сумеру обитают боги группы Тридцати трёх. Легенда… Над сферой Тридцати трёх последовательно располагаются боги групп Ямы (боги Ямы отличны от ракшасов, обитающих в…

Бодхисаттвология.

Бодхисаттва (букв. “существо, стремящееся к просветлению”) – в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или… Бодхисаттвами в хинаяне считаются только бывшие Будды (их число не превышает… Характерной для бодхисаттвы является встреча в одном из рождений с буддой текущего периода, во время которой будда…

Буддология.

По представлениям Хинаяны, буддой может стать только тот, кто прошёл путь бодхисаттвы. После достижения нирваны он может оставаться в человеческом… В мифологии Махаяны число будд бесконечно. Каждый из неисчислимого количества… В мифологии Ваджраяны число будд также считается бесконечным, но в практике созерцания их число ограничивается пятью…

Лекция V. Буддизм Тибета и Монголии.

П л а н История тибетского буддизма. Монастырская система Гелугпа. Духовная практика в школе Гелугпа.   Тибетская форма буддизма, называемая ламаизмом, испытала сильное влияние со стороны местной, тибетской, религии бон. В…

История тибетского буддизма.

В XI в. при царе Лангдарме буддизм в Тибете подвергся гонениям. Однако после смерти этого правителя буддизм здесь возрождается. В этот период… Светская власть оказывала всяческое содействие буддизму, вследствие чего его… Самым выдающимся деятелем тибетско-монгольского буддизма следует признать Цзонхаву – основателя школы гелугпа (т.н.…

Монастырская система Гелугпа.

Монах-новичок называется “гетсюл” (dge tshul) и лишь после изучения правил монашеского поведения он обращается с просьбой о полном посвящении в… Приняв посвящение в духовный сан, монахи проходят обучение буддизму в… Монах, успешно прошедший все этапы обучения, может затем претендовать на получение степени “геше” (букв. “духовный…

Духовная практика в школе Гелугпа.

В Большом Руководстве к Этапам Пути Цзонхава приводит тексты, которые являются общими как для сутры, так и для тантры. В Большом Руководстве к… Система ламрим весьма сжато и систематизировано изложена в различных небольших… Цзонхава начинает свое изложение с того, что говорит о развитии сострадания ко всем живым существам, отмечая, что все…

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Мистические причины порабощения Тибета

Сами тибетские учителя отвечают на этот вопрос скупо: “Карма”. А один знакомый член Межпланетной партии тарелочников высказался еще определеннее:… Вернувшись на более осязаемую почву повседневного опыта, мы согласимся, что… И вот английские неофиты одной секты начали довольно шумную кампанию по поводу внутритибетского спора. И дело дошло…

Лекция VI. Буддизм в России

 

П л а н

  1. Проникновение буддизма в Россию.
  2. Российский буддизм в XIX – начале XX вв.
  3. Буддийская церковь в 1917 – 1940 гг.
  4. Послевоенная реанимация.
  5. Современное положение буддизма в России.

Проникновение буддизма в Россию

На территории Бурятии буддизм вытеснил шаманизм вначале у селенгинцев, затем утвердился у хоринцев и только в XIX веке – у добайкальских,… Первые бурятские “капища” – сумэ помещались в юртах и кочевали вместе со… Чуть позже, по-видимому, было построено первое деревянное здание Гусиноозерского дацана “Даши Гандан Даржайлин”.…

Российский буддизм в XIХ – начала ХХ вв.

В 1794 г. в правительство поступает заявление от самих бурят, в котором они просят ограничить число лам из расчета одного ламы на 100 человек… Стремясь приостановить развитие буддизма и облегчить христианизацию бурят,… Этому росту способствовало установление единой системы непрерывного буддийского образования. После появления в Бурятии…

Буддийская церковь в 1917-1942 гг.

Кроме того, рассматривая историю этого периода, нельзя обойти вниманием и такие важные эпизоды, как попытка создания “панмонгольского” государства и… Идеи о самостоятельном государственном объединении монголоязычных племен… 25 февраля 1919 года в Чите открылась “панмонгольская” конференция, провозгласившая создание буддийского государства…

Послевоенная реанимация

В 1946 г. по инициативе группы лам и верующих, возглавляемой бывшим членом Центрального Духовного совета буддистов Восточной Сибири А.Галсановым… Верховным органом буддийской церкви становится Центральное Духовное Управление… Вскоре разрешают открыть второй буддийский храм – Агинский дацан в Читинской области, который разместился в одном из…

Современное положение буддизма в России

К сожалению, между ламами нового поколения, не получившими полноценного духовного образования и воспитания, нет согласия, никто из них не становится… Перед началом горбачевской “перестройки” активизируются буддисты и за… Эта открытая проповедь (за которую никого не наказывают!) срабатывает как спусковой крючок – в Туве и Калмыкии в 1988…

Лекция VII. Чань.

 

П л а н

  1. Происхождение чань-буддизма.
  2. Северная и Южная школы чань.
  3. Основные положения доктрины чань.
  4. Система Гун-Ань.
  5. Учение о спасении в чань-буддизме.
  6. Чань и китайская литература.
  7. Чань и искусство фехтования.

 

Происхождение чань-буддизма.

На самом деле, однако, учение дзен возникло в Китае, куда буддизм принёс Бодхидхарма ок. 520 г. Бодхидхарма был 28-м общебуддийским патриархом и 1-м патриархом в Китае. Он… Выслушав это, император У снова спросил патриарха: Каков же основной принцип этой священной доктрины ? …

Северная и Южная школы чань.

Учение Бодхидхармы сохранялось, пока в школе не произошёл раскол из-за разногласий двух учеников пятого китайского патриарха Хун-женя (605 – 675 гг.). Хун-Жень объявил, что его преемником станет тот, кто напишет лучшее стихотворение, выражающее суть Учения.

Шень-Сю (ум. 706) написал:

Тело подобно древу Бодхи.

Сознание подобно чистому зеркалу.

Час за часом мы очищаем его,

Чтобы на нём не осела мирская пыль.

Чжи-Шэнь основал школу, близкую к доктрине Шень-сю. Адепты этой школы считали необходимым освобождение от привязанности к феноменальному бытию,… Сходную доктрину выдвинула школа Лао-Аня. Эта школа также придерживалась… Оппонентами этого направления чань-буддизма явились сторонники школы “единой колесницы” (Экаяна). Хуэй-Нэн (638 – 713…

Нет и никакого зеркала.

Природа сознания изначально чиста,

Откуда же взяться пыли мирской ?

Сущность дхарм, утверждали адепты этого направления, пустотна и изначально просветлённа, так что истинное сознание в своём позитивном аспекте… Хуэй-Нэн, поясняя своё учение, написал также второе стихотворение: Само сознание есть древо Бодхи,

А тело есть светлое зеркало с подставкой.

Светлое зеркало изначально чисто,

Где же на нм будет грязь и пыль ?

Поскольку “просветлённое” сознание включает в себя и “омрачённый” аспект, и “просветлённый”, для достижения просветления не нужна никакая практика.… Следует отметить, что Южная и Северная школы не являлись взаимоисключающими. В…

Основные положения доктрины чань.

Сторонники доктрины чань считают, что первопринцип невыразим. Чаньского наставника Вэнь-И (ум. 958 г.) спросили: “Что такое первопринцип ?” Он… Ма-Цзу ответил: Я хочу остановить плач детей. Предположим, что они … Раз о первопринципе ничего нельзя сказать, лучше вообще ничего не говорить.

Система Гун-Ань.

Один монах спросил Тосана: “Кто такой Будда ?” “Три циня хлопка”, - отвечал Тосан. Один монах спросил Дзесю: “Что означает приход Бодхидхармы в Китай ?” -… Один монах спросил: “Говорят, что все вещи сводятся к единому, но к чему же сводится единый ?” Дзесю ответил: “Когда я…

Учение о спасении в чань-буддизме.

Психическое переживание состояния просветления – это и есть достижение истины. Иными словами, в доктрине чань задачи сотериологии совпадают с… Школа Хуаянь указывает четыре этапа на пути к просветлению: сознание … Достижение внезапного просветления не означает достижения чего-либо. Цин-Юань (ум. 1120 г.) говорил: “Если ты сейчас…

Чань и китайская литература.

Как мы уже не раз говорили, истина чань не может быть выражена словами. Когда в IX в. один монах преподнёс Си-Юню своё сочинение о чань, тот сказал: “Что от нашего учения может быть в этих следах туши на бумаге ?” Это, однако, вовсе не означает, что чань отвергает всякую литературу. В VIII в. монах Ханьшань жил в лесу над каким-то храмом, а в храм заходил только, чтобы взять немного пищи. Когда разнёсся слух, что он – воплощение бодхисаттвы Манджушри, монахи решили последовать за ним в горы. Однако Ханьшань со смехом исчез в раскрывшейся перед ним скале, и всё, что от него осталось – это стихи, нацарапанные на камнях.

Поэзия пронизывает всё учение чань. Когда монаха Чжи-Хуна, жившего в Х в., спросили, каково самое сокровенное таинство, он отвечал стихами:

Ветер доносит голос воды к моему изголовью,

Луна придвигает тень холма к ложу.

Можно сказать, что чаньские монахи презрительно относятся к мёртвым “следам туши на бумаге”, но с почтением относятся к поэзии. В IX в. Лян-Цзе… Теперь я хочу прочесть вам краткое сочинение поэта XI в. Чжоу Дуньи “Любовь к…

На суше, на воде, в траве, на дереве — повсюду цветов есть очень много всяких, которые достойны любованья. В эпоху Цзинь жил Тао Юаньмин — поэт, который полюбил одну лишь хризантему. С династии же Таи и вплоть до наших дней любовь людей сильней всего — к пиону.

А я так люблю один только лотос — за то, что из грязи выходит, но ею отнюдь не замаран, и, чистой рябью омытый, капризных причуд он не знает. Сквозной внутри, снаружи прям... Не расползается и не ветвится. И запах от него чем далее, тем чище...

Он строек и высок, он чисто так растет. Прилично издали им любоваться, но забавляться с ним, как с пошлою игрушкою, отнюдь нельзя.

И вот я так скажу:

Хризантема среди цветов — то отшельник, мир презревший. А пион среди цветов — то богач, вельможа знатный. Лотос — он среди цветов — рыцарь чести, благородный человек. Да! Да! Любовью к хризантеме, с тех пор как Тао нет, прославлен редко кто. Любовью к лотосу живет со мною вместе какой поэт?

Любовь к пиону подойдет к поэту из толпы”.

(Перевод В. М. Алексеева)

Чань и искусство фехтования.

Доктрина чань пронизывает все сферы жизни человека. О боевых искусствах Дальнего Востока наслышаны все. Мы, однако, не станем говорить о набившем оскомину рукопашном бое. Поговорим лучше об искусстве фехтования. Японский наставник XVII в. Такуан (1571 – 1646 гг.) пишет своему другу Ягю Тадзимо-но-ками Мунэнори:

Неведение” означает отсутствие просветления, то есть заблуждение. “Стадия полного неведения” означает, что разум пребывает в определённом месте. В одной из стадий разум привязывается к любому объекту, с которым он сталкивается. Эта привязчивость называется “томару” – “остановка”, или “пребывание”. Разум останавливается на одном предмете вместо того, чтобы переходить от одного предмета к другому (что он делает, когда следует своей собственной природе). В случае фехтования, например, когда противник пытается напасть на вас, ваши глаза сразу же ловят движение его меча, и вы можете попытаться последовать за ним. Но, как только это случится, вы перестаёте владеть собой и, несомненно, потерпите поражение. Это называется “остановкой”. Но существует другой способ отражения меча противника. Вы, конечно, видите меч, собирающийся поразить вас, но не позволяете своему уму “останавливаться” на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счёт. Просто воспринимайте движения противника, не позволяйте своему уму “останавливаться” на этом, продолжайте двигаться всё так же навстречу противнику и используйте его атаку, обращая её против него самого. Тогда его меч, нёсший смерть вам, станет вашим собственным, и оружие это обрушится на самого противника”.

Лекция VIII. Буддизм в Японии.

П л а н

  1. Проникновение буддизма в Японию.
  2. Школы дзен в Японии.
  3. Амидаизм.

Школы дзен в Японии.

ШКОЛА РИНДЗАЙ.В течение династии Сун, когда китайский Дзэн достиг своего апогея, появились один за другим множество выдающихся монахов и были… ШКОЛА ОБАКУ. Школа Обаку японского Дзэн, почитающая Инген (Йин-Юань, 1592 -… ШКОЛА СОТО. Доген (1200 - 1253), основатель японской школы Сото, первоначально учился в школе Тэндай на горе Хиэй, а…

Амидаизм.

Центральной фигурой буддизма Чистой Земли является Будда Амитабха (Амитаюс, кит. Амитофо, яп. Амида) и Западная Страна Крайней Радости (Сукхавати,… Имя Амитабха или вторая форма - Амитаюс - означает “Бесконечный Свет” и… В Китае, так же как в Корее и Японии, существует несколько сотен текстов, связанных с описанием Чистой Земли Будды…

Алмазная Праджняпарамита Сутра

Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в “Саду, подаренному [Анатхапиндадой] сироте”. Вместе с ним там была великая община бхикшу - всего… Будда ответил: “Хорошо сказано, хорошо сказано. Да, Субхути, так и есть, как… Нет, о Превосходнейший в мире”. - “Субхути, а ширь пустоты южного, западного, северного пространства, пустоты…

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, Буддизма0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия буддизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Буддизм: философия и религия
Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам более чем через… Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до… Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма Индией, и…

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия буддизма
А В Дьяков... Философия буддизма Курс... Лекция I Добуддийские учения Индии...

Философия буддизма
Страсти предавшись, тьмою объятые, Они не поймут того, что тонко, Что глубоко и трудно для постиженья, Что против теченья их мысли. Винайя-питака. Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в… Одновременно, начиная с III века до н.э он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и…

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия буддизма
Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость,… До настоящего времени он оказывает огромное влияние на культурный облик и… Время жизни основателя этой религии Будды Гаутамы относят к VI в. до н.э. Самые ранние из дошедших до нас письменных…

Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные понятия).
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные понятия)....

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам